ENG
Добавить в избранное
Мнение, Это интересно

Дорожные аварии и вымирание редких животных

Елена Королёва

Елена Королёва

Канд. геогр. наук, старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Дороги и другие линейные инфраструктуры в наше время являются одними из крупнейших и наиболее заметных искусственных артефактов на планете. Они в разной степени опасны как для находящихся под угрозой исчезновения, так и для обычных видов животных, главным образом из-за дополнительной смертности от столкновений с транспортными средствами. Имеются убедительные доказательства того, что такая неестественная смертность затрагивает многие виды. Для некоторых из них увеличивается риск исчезновения или серьезного сокращения популяций, если не будут приняты эффективные меры по смягчению последствий. В глобальном контексте Европа входит в число регионов с самой высокой плотностью транспортной инфраструктуры. В период с 1970 по 2000 гг. количество построенных дорог в ряде стран Европы (ЕС-15) увеличилось более чем втрое, достигнув 3 млн км, из которых около 51 500 км приходится на автомагистрали (1,7%). В настоящее время 50% территории континента находится в пределах 1,5 км от транспортной инфраструктуры, что стало существенным фактором влияния на численность многих наземных позвоночных животных. Основными жертвами ДТП становятся млекопитающие, птицы и амфибии. По оценкам ученых, в европейской дорожной сети ежегодно может погибать ~194 млн птиц и ~29 млн млекопитающих.

Чем занимается дорожная экология и есть ли у нее заметные результаты?

Дорожная экология (road ecology) как научная дисциплина пока еще только формируется. В настоящее время ей несколько не хватает информации для оценки риска по всем видам фауны или выявления всех потенциально опасных районов, даже в хорошо изученных регионах. Первую такую оценку в глобальном масштабе провела в инициативном порядке группа международных исследователей из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии.

Мы поставили перед собой цель — определить, какие виды животных подвергаются риску из-за автомобильных дорог и где дороги могут негативно повлиять на жизненные циклы и популяционную динамику животных, а также на биоразнообразие в целом. Для этого мы разработали прогностическую модель дорожно-транспортных происшествий, основанную на различных видовых характеристиках животных, и на ее основе рассчитали для 392 видов млекопитающих риск их гибели в результате ДТП.

Среди исследованных особо уязвимыми оказались 124 вида (32% от исследованных), в числе которых есть два вида российской фауны — бурый медведь (Ursusarctos) и амурский тигр (Pantheratigris). То есть дорожные аварии ускоряют сокращение и вымирание редких видов животных. Далее мы применили обобщенную популяционную модель для расчета пороговых значений плотности дорог для конкретных видов, за пределами которых популяция может не сохраняться; выявили и отобразили на картах, где нынешняя дорожная сеть представляет угрозу биоразнообразию. В итоге получился инструмент для оценки риска исчезновения млекопитающих на основе сегодняшних уровней дорожно-транспортных происшествий и современной плотности автомобильных дорог. Он может обновляться по мере получения новых оценок ДТП для разных видов в разных регионах.

Наше исследование также показывает приоритетный рейтинг уязвимости видов к дорожно-транспортным происшествиям. Этот макроэкологический подход призван обеспечить информацией проекты планирования сети национальных дорог, высветить критические регионы для дальнейших исследований на региональном и локальном уровнях и в конечном счете расставить приоритеты среди конкретных участков дорог путем выявления тех, где смягчение последствий будет наиболее эффективным.

Бурый медведь переходит дорогу. Фото: сайт ИПЭЭ РАН
Бурый медведь переходит дорогу. Фото: сайт ИПЭЭ РАН

Какова ситуация в России?

Сеть автомобильных дорог и дорожная инфраструктура в нашей стране растет. Так, плотность дорог с твердым покрытием в 2019 г. выросла вдвое по сравнению с 2005 г., а в Центральном федеральном округе — более чем в два раза. При этом неизбежно, что многие из новых трасс разрезают ареалы и индивидуальные участки животных, пересекают территории с высоким биологическим разнообразием, создают риски для видов, находящихся под угрозой исчезновения. В связи с изменениями климата многие виды животных более активно перемещаются, меняют свою экологию и поведение. Эти проблемы изучаются коллективами ученых разных специальностей, в том числе в рамках междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М. В. Ломоносова «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды».

Хотя многим хорошо известно, что жертвами автотранспорта становятся многие виды наземных позвоночных, реальные масштабы этих жертв и их экологических и экономических последствий пока еще трудно оценить. По данным страховой компании «Согласие», на российских дорогах ежегодно происходят несколько сотен аварий из-за столкновений с крупными животными. В 2020 году 695 ДТП попали в статистику. За три первых месяца 2021 года произошло 52 аварии.

Более половины (60%) страховых случаев из-за наезда на животных в России происходят в результате столкновения с лосями. Наши расчеты на основе данных Минприроды РФ также дают близкие оценки: чаще всего на дорогах России погибают лоси (1380 животных в 2018 г.): их доля в общем числе сбитых зверей составляет не менее 54%. Лоси боятся переходить дорогу из-за шума машин, а свет фар ослепляет их. В итоге в последний момент они бросаются прямо под колёса автомобиля. Ежегодные ДТП с гибелью людей по причине столкновения с лосями чаще всего происходят в осенние месяцы.

В результате таких случаев только в 2018 г. в Московской области было ранено 27 и погибло 5 человек. В осенний период у лосей гон, и если животное решило перейти дорогу, оно это совершит в любом случае. Лось — крупное животные с длинными конечностями, при столкновении удар приходится на них, а тело весом в несколько центнеров летит прямо в лобовое стекло. Поэтому уже на скорости в 70 км/ч водитель и передний пассажир получают смертельные травмы. Спастись можно, если объехать лося или снизить скорость до 30–40 км/ч.

Кроме лосей, на наших дорогах под колеса попадают кабаны, косули, олени, лисицы. Столкновение с кабаном или оленем также может быть опасным: на скорости 60 км/ч сила удара возрастает до нескольких тонн. При этом разбивается передняя подвеска, ударной волной выбивается руль, машина теряет управление и может вылететь с дороги.

Наибольшее количество ДТП с крупными животными происходит в Удмуртии, Тверской, Новгородской, Нижегородской, Ярославской и Московской областях. Причем большая часть инцидентов случается на федеральных трассах, и более 80% животных погибает на месте.

Успешность пересечения дороги дикими животными зависит от её ширины и интенсивности движения. Наблюдения за дикими косулями в Швейцарии показали, что при движении 2000 автомобилей в сутки благополучно переходят дорогу лишь 20% особей. При интенсивности 6000 автомобилей в сутки дорога животных отпугивает.

Глобальная оценка риска для уязвимых видов млекопитающих в сопоставлении с плотностью сети автомобильных дорог. «Горячие точки» риска (зеленые) – наличие уязвимых видов и высокая плотность дорог. Управляемый риск (синие) – наличие уязвимых видов и низкая плотность дорог. Низкий риск (коричневые) – мало уязвимых видов и высокая плотность дорог. Отсутствие риска (фиолетовые) – нет уязвимых видов и низкая плотность дорог.
Глобальная оценка риска для уязвимых видов млекопитающих в сопоставлении с плотностью сети автомобильных дорог. «Горячие точки» риска (зеленые) — наличие уязвимых видов и высокая плотность дорог. Управляемый риск (синие) — наличие уязвимых видов и низкая плотность дорог. Низкий риск (коричневые) — мало уязвимых видов и высокая плотность дорог. Отсутствие риска (фиолетовые) — нет уязвимых видов и низкая плотность дорог.

Биопереходы и безопасное перемещение диких животных

Два года назад, в декабре 2019 года, Минстрой РФ установил правила проектирования биопереходов (экодуков) на автодорогах для безопасного перемещения диких животных. Этими правилами предусмотрено устройство мостов или тоннелей для всех видов фауны и установка специальных ограждений. Документ был согласован с профильными ведомствами и госкомпаниями — Минтранспорта, ОАО «РЖД», ГК «Автодор».

В 2021 году под Северо-Восточной хордой (СВХ) в районе национального парка «Лосиный остров» был открыт специальный тоннель для животных — экодук — протяженностью 50 м. Он послужит альтернативным природным переходом между двумя частями национального парка «Лосиный остров». А первый в России экодук появился 5 лет назад на 170-м км трассы М-3 «Украина» в Калужской области. Экодуки, прежде всего на автодорогах федерального значения, позволяют сохранить единство природных экосистем и снизить вероятность появления животных на трассах, что сократит и их гибель, и число опасных ДТП.

Что советуют эксперты?

Эксперты рекомендуют привлекать к проектированию дорожной сети экологов и географов, избегать строительства оживленных трасс на путях миграции животных, а также ориентироваться на аварийную статистику.

Подробнее с результатам анализа влияния ДТП с животными на популяции млекопитающих можно ознакомиться в журнале Global Ecology and Biogeography, 2021, Vol.30, Iss.11. В статье Conservation threats from road killing the global road network опубликованы материалы работы международного коллектива исследований. В течение пяти лет ученые анализировали влияние ДТП с животными на популяции млекопитающих, которые находятся под угрозой исчезновения. В исследовании участвовал 71 вид животных. Среди них также были виды, которым угроза исчезновения в настоящее время не грозит.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья