ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии

Иммерсивные технологии — что это такое и как они решают бизнес-задачи?

Михаил Лыков — сооснователь компании «ВИЖУ», которая занимается комплексной реализацией масштабных мультимедийных проектов, в том числе демоцентров, корпоративных музеев, туристических объектов. В «ВИЖУ» убеждены, что иммерсивные технологии создают эмоции, вовлекают и помогают доносить смыслы. Михаил рассказал о том, как бизнес решает такие задачи при помощи современных аудиовизуальных технологий.

Михаил Лыков, сооснователь компании «ВИЖУ»

— Расскажите, в каких форматах бизнес может применять иммерсивные технологии?

— Для крупных компаний наиболее популярный формат их применения — шоурумы и демоцентры. Их используют как коммерческие компании, так и государственные. Демоцентры приходят на помощь, когда продукт очень сложно (или вовсе невозможно) показать вживую, например: вертолеты, самолеты, крупную технику, любые сложные и комплексные продукты. Шоурумы позволяют выгодно и эффектно представить продукцию, создать правильное настроение и эмоции, раскрыть сильные стороны и помочь сделать правильные выводы. Это работает лучше, чем красноречие консультанта, потому что покупатель делает выводы сам. И как раз иммерсивные технологии позволяют продемонстрировать все особенности продукта, еще и адаптировать подачу для разных категорий зрителей, например руководителей, будущих и действующих специалистов. В случае последних упор необходимо делать на техническую составляющую.

Технологии активно используются также в промышленном туризме — когда компания хочет раскрыть перед посетителями детали своего производства. И суть в том, чтобы не просто прийти на завод: иммерсивные технологии помогают упаковать это в интересную историю, сделать увлекательную промышленную экскурсию, погрузить в контекст и атмосферу. Кстати, они также помогают «отвязать» реальное производство от локации размещения. С помощью технологий можно воспроизвести весь необходимый антураж предприятия, и посетителям не придется ехать непосредственно на отдаленное производство.

— Это скорее B2B-направление, а в чем актуальность технологий для B2C-компаний?

— Для них актуальность также сохраняется. Иммерсию активно используют в корпоративных музеях. Они также чем-то похожи на демоцентры, но если последние — это в первую очередь возможность с помощью технологий ознакомить со своим продуктом разные группы посетителей и потенциальных клиентов, музеи больший упор делают на раскрытии исторической части, демонстрации развития отрасли. Это скорее имиджевая история, которая актуальна для массовых брендов.

К таковым, например, относится мультимедийный музей Heineken в Амстердаме: это один из первых известных кейсов масштабного применения мультимедиа-технологий для корпоративного музея. В нем можно узнать все о технологиях и истории бренда в увлекательных мультимедиа-механиках, о том, как небольшая пивоварня стала всемирно известным брендом. Такой музей стимулирует интерес не только к отрасли, но и к конкретному бренду, а это в перспективе положительно влияет на популярность и на лояльность покупателей.

Из темы музеев неизбежно вытекает использование технологий и в других туристических локациях. Иммерсия позволяет создавать точки интереса для людей. Один из примеров — детище компании Moment Factory. Она разработала проект Lumina: своего рода «заколдованный лес», который стал таковым именно благодаря иммерсивным технологиям: видеоинсталляциям, проекциям, особой подсветке. У компании много парков в разных туристических местах. Например, сингапурский зоопарк, японский природный заповедник и т. д. — уже больше 15 локаций. Такие объекты создают дополнительные, а иногда основные точки притяжения туристов, приобретают популярность, потому что для людей это необычный опыт. В иммерсивном формате можно не только развлекать посетителей, но и доносить до них определенную информацию.

Так, подобный формат годится и для исторических локаций и туристических объектов — «модернизировать» могут и их. Отлично работают экскурсии-погружения. Точка интереса «затягивает» людей на локацию, а дальше бизнес создает условия, чтобы те проводили больше времени в этой локации. Добавляют рестораны, активности, отели и т. д. Благодаря этому посетители проводят на объектах уже не час, а до одного дня. И, соответственно, тратят больше денег: на еду, сувениры, услуги.

Посетитель на премьерном показе шоу «VI ОКЕАН» в иммерсивном арт-пространстве Luminar-Х на территории многофункционального комплекса «Солнце Москвы» в Москве. Сергей Пятаков / РИА Новости

— Однако применение иммерсивных технологий не ограничивается туристической областью? Могут ли они использоваться, например, в ритейле?

— Бесспорно. Сейчас, с развитием онлайн-торговли, это вообще актуально для торговых центров и офлайн-магазинов: нужно каким-то образом удерживать внимание посетителей. Так, многие бренды в своих флагманских магазинах охотно используют разнообразные технологии. Это, например, спортивные бренды (Nike, Adidas, производитель очков Oakley), магазины парфюмерии и косметики (Sephora, «Летуаль»). Да и вообще все больше бутиков так или иначе применяют технологии. Скажем, ранее упомянутая Sephora: технологии позволяют создавать в магазине атмосферу для увеличения продаж. Например, в бутиках косметической сети устанавливают интерактивные экраны, дающие возможность «примерить» макияж и сразу положить в корзину используемые продукты. Все это позволяет бренду формировать положительный имидж в глазах покупателей и увеличивать количество покупок.

Отдельный вид бизнеса — это мультимедийные парки. Скажем, галерея внутри ТЦ. Один из первых примеров, положивший начало направлению — это «Ожившие полотна Ван Гога». Ранее этот проект существовал и ездил по миру как отдельная выставка, часто интегрировался в локации в ТЦ. Другой пример: компания TeamLab создала большой мультимедийный парк, полностью построенный на иммерсивных аудиовизуальных технологиях. Этот формат они активно внедряют и ТЦ, например парк в несколько тысяч квадратных метров в ТЦ Пекина Joycity.

Такие локации, наполненные «созерцательными активностями», выгодны и для самых торговых центров, потому что оказываются точками притяжения. Так что ТЦ зачастую сами стимулируют такие форматы развлечений.

Кстати, иммерсивные технологии могут интегрироваться и с классическими форматами: возникает новый продукт, выгодно отстраивающийся от конкурентов.

Например, возможно добавление мультимедиа-зон и активностей в батутные центры, рестораны, точки продаж девелоперов и т. д. Яркий пример — ресторан со световой подачей Sagaya Ginza от того же TeamLab.

Хочу упомянуть также еще один ставший довольно популярным формат: мультимедийные шоурумы от девелоперов, которые позволяют показать потенциальным покупателям объект до того, как он будет построен. Клиенты могут увидеть вид из окна будущей квартиры, оценить инфраструктуру района. Фактически им с помощью технологий продают стиль жизни.

— Вы назвали множество разнообразных форматов. А есть ли ограничения? Те сферы бизнеса, в которых технологии ни к чему?

— На самом деле иммерсивные технологии могут применяться везде. С ними можно совместить что угодно, ведь цифровой формат плотно вошел в нашу повседневную жизнь.

Технологии также позволять посетителям и клиентам увидеть больше, впечатлиться, выработать правильные эмоции и решить задачу. Это актуально всегда, и мы видим активную интеграцию иммерсивных технологий во все форматы бизнеса, особенно если рассматривать мировые примеры.

Мультимедийная выставка «Ван Гог: Ожившие полотна 2.0». Евгений Одиноков / РИА Новости

— В таком случае расскажите о главных принципах, которые помогут правильно включить иммерсивные технологии в любой бизнес. Что нужно знать тем, кто хочет их внедрить?

— Особенно важно понимать, какой цели вы хотите достичь с помощью технологий. Это не всегда увеличение количества покупок, а, может быть, закрепление определенного имиджа (например, нефтяные компании стремятся сохранять его экологичным, доносить мысль, что их деятельность безопасна). Иногда нужно привязать к бренду определенные ассоциации или же продать скорее лайфстайл — если товар у всех продавцов примерно одинаковый. Табачные компании, бренды энергетиков и т. д. продают именно стиль жизни,  это можно увидеть по интеграции технологий в их ивенты и промо-активности. British American Tobacco на этом строило свои активности, интегрируясь в клубные вечеринки. Мультимедиа-инсталляции запоминались людям и подкрепляли технологичность бренда.

Вообще, очень важно понимать задачи и правильно сформулировать задачу для мультимедийщиков.

И еще один важный фактор: необходимо сделать концепцию проекта. Внедрять технологии лучше на моменте проектирования объекта. Часто люди сначала строят объект, тот же корпоративный музей или бутик, и хотят работать с ним. Но результат будет лучше, если учесть все с самого начала. Интегрировать технологии в готовое помещение сложнее и дороже.

Рекомендую также тренировать насмотренность: если собрались делать мультимедиа-проект, имеет смысл проанализировать свою и смежную отрасли на применение технологий по миру и лично ознакомиться с лучшими примерами. Таким образом можно поучиться на чужом опыте и не допустить собственных дорогостоящих ошибок, понять, что нужно именно вам.

Перед тем как обращаться к подрядчику, обязательно проработайте финансовую модель с планами, за сколько планируете окупить проект. Важно ее изначально просчитать и хорошо понимать, какие у проекта KPI, в чем они выражаются, а исходя из них, какой бюджет можно выделить на его реализацию. Бюджет у мультимедиа-проекта может быть разный, а решение зависит от целей, задач и финансовой основы. Эти вводные хорошо бы иметь перед обращением к подрядчику либо формировать в процессе, но заходить с запросом на концепцию и четко осознавать, что при ее реализации обязательно нужно пройти этап формирования ТЗ проекта.

— И наконец, скажите, стоит ли гнаться за конкретными технологическими решениями? 

— Технологии — это решение задачи. Их выбор зависит от ряда факторов: самой площадки, локации реализации проекта и ее особенностей (освещенность, возможности по электропитанию, нагрузкам, размещению оборудования), целевой аудитории, эффекта, который должна произвести мультимедиа, условий эксплуатации. Это как строительные материалы: их не должно быть видно и они должны давать максимальный эффект.

Есть множество вариантов для обеспечения иммерсии: экраны, проекции, светодиодные экраны, геймификация, интерактив… Однако не нужно гнаться за конкретными технологиями, лучше понимать, какую задачу планирует выполнить бизнес. Просто бездумная интеграция оборудования может не дать нужного эффекта.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья