ENG
Мнение, Технологии

Индийский ракетный ответ Китаю

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

Военное соперничество Индии и Китая — важная часть мировой политики. До недавнего времени в Индии ракетой с самой большой дальностью полета в 3500 км была Agni-III. Этого диапазона было недостаточно для потенциального поражения целей в крайних областях восточных и северо-восточных регионах Китая — именно там расположены важные экономические и промышленные объекты страны.

Индийский ракетный ответ Китаю

Работы над новой ракетой начались в 2007 году в Организации оборонных исследований и разработок Индии. На разработку ракеты было потрачено более $360 миллионов. Предполагалось, что ракета будет создана в течение четырех лет. Однако первое испытание Agni-V произошло только в 2012 году, когда произошел тестовый пуск с железнодорожной мобильной пусковой установки на испытательном полигоне на острове Абдул-Калам (бывший Уилер) в Восточной Индии.

Уникальность ракеты для Индии

Во-первых, с успешным запуском Agni-V Индия присоединилась к элитному клубу стран, таких как США, Россия, Китай, Франция и Великобритания, которые обладают межконтинентальными баллистическими ракетами (дальность более 5500 км). Во-вторых, Agni-V способна нести ядерный заряд. Третья особенность — это пятый тип в линейке ракет Agni. Agni I, II, III уже стоят на вооружении. Четвертое — постановка на вооружение Agni-V даст Индии возможность наносить дальний удар: Agni-V способна поразить все, даже самые отдаленные регионы Китая, что особенно важно, так как военная политика Индии строится на полном соперничестве с этой страной.

Конструкция

Несмотря на то, что Agni-V была разработана на базе баллистической ракеты средней дальности Agni-III, она представляет собой совершенно новую конструкцию. Agni-V — трехступенчатая твердотопливная ракета. Ракетный корпус имеет длину 17,5 метров, 2 метра в диаметре и стартовый вес около 50 тонн. Ракета может нести полезную нагрузку в 1500 кг при заявленной дальности полета ракеты в 5500–5800 км, хотя китайские аналитики предполагают, что индийская ракета может достигать целей в радиусе 8000 км. Так как Agni-V является частью линейки ракет, около 60% подсистем, используемых в Agni-V, аналогичны подсистемам Agni-III.

Двигатель

Agni-V оснащен тремя твердотопливными двигателями. Двигатель первой ступени доводит ракету до 40 км в высоту, а вторая и третья ступени поднимают ее до 150 и 300 км соответственно. Далее ракета достигает 800 км и возвращается в атмосферу Земли, снижаясь к цели.

Композиты

В то время как двигатель первой ступени изготовлен из марагеновой стали класса 250, две другие ступени этой ракеты были изготовлены из армированного углеродного волокна. Использование ступеней из углепластика позволяет увеличивать объем топлива, что увеличивает дальность полета. В будущем даже на первой ступени Agni-V будут использоваться углеродистые композитные кожухи двигателя, что полностью решит проблему коррозии и улучшит общую структурную целостность. Кроме того, Agni-V совместила многоканальную связь в своем корпусе с цифровой связью системы управления, тем самым уменьшая количество используемых кабелей. Это позволяет снизить риск отказа и повышает надежность.

Связь и ПО

Ракета имеет инерциальную навигационную систему (предназначена для получения навигационной информации о ее движении, необходимой для функционирования системы наведения ракеты и системы стабилизации движения ракеты), основанную на лазерных гироскопах. Использование лазерных гироскопов позволяет обеспечить максимально возможную точность ракеты, что было подтверждено при проектировании ракет Agni-III и Shourya.

Превосходная точность Agni-V также обеспечена благодаря новой операционной системе бортового компьютера в виде чипа массой 200 грамм и в 6–7 раз большей производительности процессора, чем у других индийских ракет. Встроенная операционная система используется как для наведения, так и для управления, требует очень мало энергии и, помимо повышения точности, дает гораздо большую свободу в выборе конфигурации боеголовки. Навигационная система, бортовой высокоскоростной компьютер и отказоустойчивое программное обеспечение были разработаны специально для данной ракеты.

Боеголовки

Разделяющаяся головная часть ракеты может быть довольно маневренной, что усложняет задачу систем ПРО. Все три ступени имеют гибкие системы управления форсунками, которые повышают маневренность во время полета. Agni-V, вероятно, стала первой ракетой в Индии с несколькими боеголовками индивидуального наведения. Это означает возможность запуска от 3 до 10 единиц боеголовок с одной ракеты, что создает мультипликативный эффект и является основой сдерживания.

Каждая боеголовка может поражать различные цели, расположенные в сотнях километров друг от друга. Две и более боеголовок также могут быть направлены на одну цель для большего поражающего эффекта. Боеголовки Agni-V обеспечивают возможность ответного удара по высокозащищенным целям. Они также оснащены электронным оборудованием для подавления радаров потенциальных противников. Перехват нескольких боеголовок гораздо сложнее, чем уничтожение одной боеголовки.

Контейнер и мобильность

Важным преимуществом новой ракеты является то, что, в отличие от Agni-III, она может быть упакована в мобильный пусковой контейнер и транспортирована на большие расстояния. С мобильностью ракета получает два ключевых преимущества. Во-первых, ее можно перенести на боевую позицию за относительно короткое время. Второе преимущество состоит в том, что выяснить, в каком контейнере есть ракета, а в каком — пустышка, очень трудно. Это заставляет противника использовать больше ресурсов для отслеживания и уничтожения индийских ракет.

Сам ракетный контейнер установлен на специальном транспортном средстве TCT-5, спроектированном и разработанном научно-исследовательским институтом Организации оборонных исследований и разработок, в Ахмеднагаре. Контейнер изготовлен из стального сплава и обеспечивает абсолютную герметичность. Рассчитан на 300–400 т тяги, создаваемой во время запуска ракеты.

Схема холодного запуска

Пуск ракеты происходит с помощью газогенератора на высоту около 30 метров, после чего зажигается двигатель первой ступени. Схема холодного запуска позволяет запускать ракету из относительно неподготовленных, но предварительно обследованных мест без необходимости постройки стартовой площадки. В настоящее время ведутся работы по созданию парогазовой пусковой установки для Agni-V и других баллистических ракет.

Испытания

Три твердотопливные ступени ракетного двигателя ракеты были независимо испытаны к середине 2011 года. Первый испытательный пуск ракеты произошел в 2012 году и продлился 20 минут. Agni-V поразила намеченную цель, расположенную более чем в 5000 км от места старта в Индийском океане. Корабли, развернутые на средней дистанции и в целевой точке, отслеживали траекторию полета ракеты. Всего известно о 7 успешных испытаниях данной ракеты, последнее из которых было в декабре 2018 года, когда ракета впервые была запущена на испытательной траектории.

Не все разработки Организации оборонных исследований и разработок Индии реализуются. Причинами успеха по созданию данной ракеты стало то, что организация разработала специальную программу комплексного развития управляемых ракет, в рамках которой планируется создать линейку подобных ракет. Наконец, по данным индийских экспертов, на начальных этапах индийской программы с разработками, технологиями и учеными на местах очень помогла Россия.

Agni-V начала «раннее развертывание» в середине прошлого года. В будущем она должна стать основой для более дальнобойной и более тяжелой ракеты, которая будет нести несколько головных частей, способных осуществить гарантированное проникновение сквозь систему ПРО Китая. Для этого в настоящее время проектируется следующий тип ракеты — Agni-VI.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья