ENG
Мнение, Технологии

Индустрия 4.0: шанс для российского легпрома

Максим Максимов

Максим Максимов

Руководитель направления цифровой печати по текстилю Konica Minolta Business Solutions Russia

Мир находится на пороге нового кризиса: МВФ уже объявил, что глобальную экономику ждёт рецессия, сравнимая по масштабам с показателями 2008–2009 годов. В такие времена все отрасли нуждаются в сокращении издержек и активном росте эффективности производства. Оптимальные инструменты для этого может предоставить Четвёртая промышленная революция.

COVID-19 вызывает радикальные сдвиги в рабочих процессах по всему миру, поскольку миллионы людей вынуждены соблюдать социальное дистанцирование и рекомендации пребывания в условиях карантина. Пандемия стала преобразующей силой: она не приводит нас к «Индустрии 5.0», однако ускоряет внедрение Индустрии 4.0, выводя компании из разных отраслей в более зрелое состояние рабочих процессов.

Нелёгкая доля лёгкой промышленности

Чтобы оценить текущую ситуацию, сначала ненадолго вернёмся в прошлое: согласно данным Министерства промышленности и торговли, в 2014 году доля импорта в легкой промышленности составляла от 70% до 90% — отрасль сильно зависела от зарубежных товаров. В то же самое время доля России на мировом рынке услуг, подходящих под требования Индустрии 4.0, составляла всего 0,28% в 2017 году.

Ситуацию должна была изменить Стратегия развития лёгкой промышленности, разработанная на период до 2025 года. В ней был сделан акцент на технологиях, например: 3D-печати, автоматизации проектирования и производства, робототехнике, а вместе с тем и цифровой печати по ткани. Помимо этого, Минпромторгом были реализованы меры по росту экспорта текстильной промышленности: предприятиям предоставлялись субсидии на закупку сырья и льготный лизинг на оборудование.

За действиями последовали результаты, легпром действительно показывал рост в среднем на 5% в год. Но уже в 2019 году рост остановился — в основном из-за спада потребительской активности, вызванного уменьшением среднего чека и снижением продаж товаров длительного пользования, в том числе одежды и обуви.

По оценкам Fashion Consulting Group, в 2019 году российский fashion-рынок сократился на 3–4% — падение произошло впервые с 2015 года. При этом наша страна всё равно остаётся одним из лидеров Евразии по показателю потребительского спроса. Если отечественные предприятия смогут удовлетворить потребности хотя бы внутреннего рынка и обойдут на нём зарубежных игроков, в основном из Китая и Турции, легпром уже заметно укрепит свои позиции.

Россия способна выйти и на зарубежные рынки, предоставляя товары на экспорт. Реализовать потенциал поможет переход к Индустрии 4.0. Пока он затруднён из-за низкого уровня цифровизации производств и недостаточных инвестиций в инновационные технологии. Однако первые шаги навстречу Четвёртой промышленной революции уже сделаны — и начало положено давно.

Технологии российского легпрома: путь развития

Переход к массовой цифровизации начался всего несколько лет назад. Ещё в начале 2000-х самой передовой технологией на многих российских предприятиях были автоматизированные системы управления (АСУ) родом из советских НИИ. Однако они не соответствовали потребностям реальной экономики, а потому довольно быстро исчезли с производств.

Чуть позже их заменили более совершенные решения, например системы управления информацией, или MIS (Management Information System), которые позволяли автоматизировать процессы планирования, учёта рабочего времени, а также снижать себестоимость. Они тоже имели свои недостатки, так как не отвечали за процессы продаж и не способствовали росту прибыли. Однако именно эти системы стали «вестником» Индустрии 4.0: они позволяли собирать различные данные со всех участков производства, а именно принцип гибкого управления данными лежит в основе концепции.

Сегодня на отечественных предприятиях активно внедряются средства автоматизации, которые помогают не только упрощать процесс производства, но и делать его более понятным и управляемым. Мы видим это на предприятиях наших партнёров, например в компании BASK, которая производит одежду и снаряжение для экстремальных видов спорта.

Но до полноценного внедрения принципов Индустрии 4.0 в российском легпроме пока далеко. В 2018 году уровень роботизации в нашей стране составлял 5 роботов на 10 тыс. рабочих, в то время как средний показатель по миру — 99 роботов. Со временем ситуация не становится лучше: за последние два года число отечественных компаний, готовых к Четвёртой промышленной революции, сократилось на 5%.

Российский легпром сможет реализовать свой потенциал, только если инструменты Индустрии 4.0 будут внедряться повсеместно. Для этого производителям в условиях сложной экономической ситуации нужны инвестиции — найти их поможет поддержка со стороны государства. Связь между технологиями и развитием производства ярко демонстрируют лидеры глобального рынка.

Обзор мирового рынка

Мировой рынок легпрома крайне неоднороден, но для России наибольший интерес вызывает евразийский регион, на котором представлено несколько основных игроков. В первую очередь это Китай — ведущий глобальный экспортёр текстильной продукции. До начала рецессии страна пыталась переориентироваться и перейти в более высокий ценовой сегмент с производством качественной продукции. И такая ситуация наблюдалась как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Китайский рынок не теряет позиций и наращивает свою долю. При этом сегодня Китай — лидер в области роботизации производства: он входит в топ-5 стран по уровню промышленной робототехники, на которые приходится 74% продаж в этой области. А задачи ускорить внедрение технологий больших данных и интернета вещей, а также сфокусировать внимание на развитии «цифровых фабрик» установлены в стране на правительственном уровне.

Крепкое положение до вспышки COVID-19 занимал и европейский рынок, особенно Италия — регион, который всегда отличался развитием лёгкой промышленности. Именно у итальянского рынка второе место по объёму выпуска текстильной продукции — как раз после Китая. После выставки ITMA-2019 в Италии, как и во всей Европе, начался процесс переоснащения текстильного оборудования. Старое оборудование заменяется новым, более производительным, на первый план выходит цифровая печать. Уже в прошлом году при помощи цифровой печати на итальянском рынке было отпечатано 1,12 млрд кв. м текстиля, в то время как в Китае — 1,2 млрд кв. м.

Однако в текущих условиях ситуация может измениться, особенно в силу того, что сейчас именно Италия оказалась в наиболее уязвимом положении. В ближайшем будущем на первый план выйдут принципы новой «поствирусной» экономики.

«Поствирусная» экономика — что нас ждёт?

В ближайшее время глобальный рынок легпрома, как и многие другие отрасли, ждут серьёзные изменения. Точно об их результатах можно будет говорить уже осенью. Для некоторых сегментов, например рынка вывесок и сублимационной печати по ткани, падение будет более заметным: рост сублимационной печати составил всего 3%. А во время режима «самоизоляции» заказов на сублимационную печать стало ещё меньше, так как компании-заказчики свернули маркетинговые бюджеты и отменили мероприятия.

Другие сегменты, скажем, ритейл, меньше почувствуют на себе негативное влияние ситуации. Ведь даже при условии сокращения спроса конечные потребители всё равно будут вынуждены покупать одежду и обувь. Тем более что падение офлайн-продаж компенсирует переход в онлайн. До начала пандемии рынок демонстрировал активное развитие: по данным WTIN, в 2019 году в российском сегменте прямой цифровой печати по текстильным материалам, а это в основном одежда, наблюдался рост на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Наиболее значительные изменения ждут сегмент производства одежды. С серьёзными проблемами столкнутся предприятия, которые выпускают продукцию с использованием аналоговых методов производства. Пандемия выявила существенные недостатки в современной структуре поставок: она сложна и глобализирована, а также оставляет на своём пути большие издержки, колоссальный расход ресурсов и загрязнение окружающей среды. Построение безопасной цепочки поставок обеспечит гибкость производства и станет решающим фактором в подготовке будущих бизнес-планов в новых инвестиционных проектах.

Технологии цифровой печати на текстиле позволяют сократить складские запасы и объёмы производства. Существующий цикл производства модных товаров и его цепочка поставок должны адаптироваться, перезагрузиться и освободиться от устаревшего типа производства. Новое поколение покупателей ожидает получить товар немедленно, вынуждая производителей и продавцов со сложными цепочками поставок держать запасы. Однако затоваривание является проблемой для крупных и малых предприятий, запасы необходимо контролировать и всё время корректировать под спрос.

В то же время цифровая интеллектуальная фабрика использует набор оборудования и технологий, которые обеспечивают производство «точно в срок», делают процесс эффективным, гибким и позволяют генерировать индивидуальные заказы в любом количестве. Складские запасы и заказы на печать автоматизированы и поступают в производственный цикл только в том случае, если они инициированы сбытом.

Таким образом, печать по требованию изначально адаптирована к потребностям рынка электронной коммерции и может иметь добавленную стоимость — за счёт оригинального дизайна, качественных материалов с защитными свойствами или использования в производстве современных цифровых технологий.

В новой «поствирусной» экономике нас ждёт ещё большее перераспределение конкурентных сил. Преимущество будет за теми, кто проактивно внедряет технологии — хоть это и может стать непростой задачей в условиях сокращения затрат. При этом важно действовать как можно скорее: на смену Индустрии 4.0 уже приходит новое понятие, Индустрия X.0 — подход, основанный на использовании технологий во всех бизнес-процессах, от проектирования и разработки до производства и послепродажного обслуживания.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья