ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Кадры строительной отрасли: побеждать не числом, а умением

Антон Мороз

Антон Мороз

Вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)

Инициатива властей Москвы об отказе от использования труда мигрантов — фактически сигнал всей отрасли о необходимости повышать производительность труда, о необходимости поиска для этого соответствующих механизмов. Ведь речь идет не просто о приоритете отечественных специалистов перед зарубежными, вопрос стоит гораздо серьезнее: об отказе от низкоэффективного неквалифицированного труда на стройке — а труд мигрантов в основе своей именно такой. 

Во всем мире производительность в строительной отрасли отстает от других секторов экономики, если и наблюдается ее рост, то незначительными темпами. Например, за последние 25 лет в ЕС производительность труда в строительстве не выросла совсем. А в России, по данным Росстата, которые приводятся в исследовании НИУ ВШЭ, ситуация с производительностью труда в строительстве вызывает особую тревогу — она снизилась за период 2012–2019 г. на 0,8% (отдельные исследования показывают, что на 4,2%).

Почему это происходит и в чем искать потенциал для повышения эффективности труда в отрасли?

Сегодня всех игроков строительного рынка можно разделить на две группы: крупные компании, реализующие масштабные проекты в области промышленного и гражданского строительства (их приблизительно можно оценить в объеме 10–15% от общего числа), и огромное количество компаний, специализирующихся на выполнении однотипных работ в самых различных областях, выступающих в качестве субподрядчиков или реализующих проекты небольшого объема по прямым договорам с заказчиками строительства (85–90%).

По данным исследования McKinsey, в первой группе производительность труда на 20–40% выше, чем во второй (на примере США). Небольшие специализированные подрядные и субподрядные организации, как правило, не обладают ресурсами для высокопроизводительных решений и используют менее производительную, но более дешевую полулегальную рабочую силу. И это только один аспект: проблему низкой эффективности труда в строительстве надо изучать комплексно, и уже на этой основе выстраивать планы повышения производительности труда, в том числе отказа от недорогой, но неэффективной зарубежной рабочей силы.

Но ситуацию можно изменить — и нужно это делать. Например, эксперты McKinsey выделили семь направлений работы, которые помогают строительному сектору экономики повысить свою производительность (в том числе улучшить соблюдение бюджетов и сроков строительства). Активная работа по всем семи направлениям позволит повысить производительность отрасли на 50–60%: это изменение регулирования и повышение прозрачности отрасли, пересмотр договорной структуры, реорганизация планирования и проектирования, оптимизация закупок и логистики, оптимизация процессов строительства, внедрение цифровых технологий, новых материалов и современных средств автоматизации, а также повышение квалификации персонала.

Чуть подробнее остановимся на двух направлениях из перечисленных: это квалификация персонала, а также отбор подрядных организаций и контрактование.

Изменения в строительной отрасли невозможны без постоянного повышения квалификации персонала. Квалифицированный труд более эффективен и производителен. Наличие квалифицированных кадров на всех уровнях строительного производства является одним из ключевых условий обеспечения безопасности и качества строительства. Строительные компании и их сотрудники должны развивать компетенции и приобретать навыки работы с современным оборудованием и цифровыми инструментами. Реалии текущего этапа научно-технической революции таковы, что обучение, совершенствование квалификации должно непрерывно происходить в течение всего профессионального пути современного специалиста. При этом, конечно, надо отметить тот важный момент, что производительность труда зависит не только от квалификации человека, сколько еще и от организации труда. Человек может быть хорошим специалистом, но если его труд не организован, он будет 50% своего рабочего времени тратить впустую. Повторюсь еще раз о необходимости комплексного подхода в решении проблем повышения производительности труда на стройке.

Наличие в строительной компании персонала с определенным уровнем квалификации, опытом работ является важной основой квалификации самой компании, ее способности выполнять специализированные проекты в области промышленного и гражданского строительства и гарантирует успешное исполнение заключенных с заказчиком контракта. Для этого выбор подрядчиков в рамках конкурсных процедур должен основываться не только на стоимости их услуг, но и на соотношении цены и качества, на результатах ранее выполненных ими проектов, наличия в строительной компании персонала с должным образованием и подтвержденной квалификацией.

В настоящее время НОСТРОЙ занимается созданием единого строительного кадрового ресурса — цифровой площадки, аккумулирующей информацию о строительных организациях и о кадрах. Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации на НОСТРОЙ возложена обязанность по ведению двух федеральных реестров: Единого реестра членов СРО — подрядных организаций (более 97 тысяч компаний) и Национального реестра специалистов в области строительства (более 235 тысяч специалистов). Объединив эти реестры, мы сможем совместить данные о компаниях с информацией о трудоустроенных в них специалистах, добавить информацию из открытых источников — и получим уникальный источник информации.

Создание единой общедоступной платформы позволит подрядчикам оперативно находить сведения о специалистах, имеющих необходимый опыт и квалификацию для выполнения строительных работ, а специалистам — работодателей, нуждающихся в таких работах. При этом заказчики смогут видеть уровень компетенций потенциального подрядчика — в том числе наличие квалифицированного персонала, опыт выполнения контрактов, профиль и специализацию по видам работ или отраслевой принадлежности завершенных строительством объектов. В дальнейшем этот ресурс может стать основой для рейтингования строительных компаний, для перехода от стоимостных критериев в закупочных процедурах к качественным, в том числе квалификационным.

Отдельный модуль такого ресурса могла бы составить информация об иностранных работниках, задействованных в отрасли: их квалификации, месте трудоустройства, разрешительных документах. Все это также позволило бы уйти от стихийной и часто нелегальной и нерегулируемой миграции в сторону контролируемой и прозрачной схемы найма иностранных работников — и в конечном итоге будет гарантировать квалифицированное и качественное выполнение ими строительных работ.

Все это — важные элементы создания механизмов, обеспечивающих переход строительной отрасли к большей производительности.

В строительстве, и это общемировая тенденция, изменения происходят очень медленно. Конечно, отказ от мигрантов будет постепенным, соответственно, вакуума рабочей силы не возникнет. Отказ будет компенсирован, во-первых, заменой на отечественные кадры, во-вторых, использованием новых технологий, повышением эффективности и производительности квалифицированного труда. Но пока мы только на пути к этому, и нужно решать, что делать с привлечением мигрантов на стройку сейчас: отказаться от них уже сегодня отрасль не может.

Решение в этой части есть. Государством в октябре дан старт пилотного проекта по организованному отбору и ввозу 10 тысяч граждан Республики Узбекистан для временного трудоустройства в строительном секторе России. Одним из важных этапов отбора может и должен стать квалификационный отбор.

Привлечение в отрасль иностранной рабочей силы с неподтвержденной квалификацией несет в себе серьезные риски повышения аварийности и травматизма, снижения производительности труда и качества выполнения строительных работ. Поэтому НОСТРОЙ как крупнейшее объединение работодателей строительной отрасли, включающее более 97 тысяч строительных организаций, предлагает применение апробированного и зарекомендовавшего себя механизма оценки профессиональной квалификации для отбора кадров из числа трудовых мигрантов, чтобы обеспечить все необходимые условия для привлечения на стройку квалифицированного персонала. В этих целях в сентябре текущего года Национальное объединение строителей и Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого стороны договорились об организации мероприятий, направленных на оценку квалификации рабочих кадров для последующего трудоустройства в строительных компаниях России.

В рамках проекта будет осуществляться тестирование граждан Узбекистана на базе единой экзаменационной платформы, позволяющей централизованно проводить оценку квалификации из любой географической точки, исключив при этом возможность манипуляции результатами за счет применения машинного контроля и элементов искусственного интеллекта. Для проведения тестирования используются уже разработанные оценочные средства по каждой профессии, а также дополнительный блок вопросов по охране труда и технике безопасности в строительстве. В ноябре мы апробировали этот инструмент на территории Узбекистана на базе действующих там госучреждений — моноцентров по профессиональной подготовке и трудоустройству граждан; в ближайшее время он будет запущен в полном объеме для всех иностранных граждан, централизованно привлекаемых в строительную отрасль России. Для моноцентров данный проект очень привлекателен тем, что позволяет синхронизировать программы подготовки кадров с требованиями российских работодателей и проводить оценку квалификации по действующим в нашей стране стандартам.

Таким образом, подводя итог, нельзя не приветствовать инициативу властей Москвы по повышению производительности строительной отрасли и повышению качества ее человеческого капитала. Это пассионарный вызов всей отрасли, и строительная сфера Москвы находится на высоком уровне технологического развития, обладает мощной ресурсной базой, чтобы справиться с решением этой глобальной задачи.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья