ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Как быстро вывести IT-продукт на рынок и не превратить работу в хаос

В турбулентных реалиях развитие технологического суверенитета становится одной из главных задач России и с уходом зарубежных компаний с рынка является существенным драйвером для запуска отечественных IT-продуктов. Однако, несмотря на целесообразность разработки стартапов в области информационных технологий, многие российские разработчики не спешат вкладывать ресурсы под реализацию этой задачи. Основные причины кроются в непонимании специалистами подводных камней и проблем, с которыми им придется столкнуться. О технологической стороне вопроса и шагах запуска IT-продукта на рынок «Инвест-Форсайт» узнал у Данилы Судьбина, Senior Software Engineer из Moneycat Financing Inc.

Фото: Headway / Unsplash

На рынке IT-продуктов России сейчас еще присутствует спрос на решения по автоматизации каких-либо процессов, но в то же время в этой нише достаточно конкурентов, плотно занявших рынок, поэтому, говоря о перспективах IT-стартапов в России, следует отметить узконишевые рынки либо кардинально новые, открывающиеся с появлением новых технологий, таких как искусственный интеллект, компьютерное зрение, машинное обучение и другие. Разрабатывая новый продукт, учитывайте тренды, но в первую очередь отталкивайтесь от проблем пользователей, опираясь на четкий план и структуру создания нового продукта.

ШАГ 1. Поймите какую, для кого и как решаем проблему

Перед началом работы над продуктом после формирования гипотезы проверьте потенциальное количество людей, которые сталкивается с проблемой, над решением которой вы работаете. Для глубинного анализа воспользуйтесь сервисами Google Trands и Yandex wordstat. Если речь идет про запуск бизнеса для торговли товарами, то также подойдет MoneyPlace и статистика расходов населения.

Затем оцените действия конкурентов: проверять необходимо не только такие же фирмы, но и схожие решения. Поисковые запросы, которыми пользуются пользователи, чтобы найти сайт ваших конкурентов, можно посмотреть через сервис SimularWeb. Если вы запускаете свой стартап, хорошим источником для поиска конкурентов могут послужить сервисы CrunchBase, CB Insights, TechCrunch, RusBase.

При анализе обязательно учитывайте потенциальную прибыль, уникальность продукта и конкуренцию.

ШАГ 2. Проведите социологическое исследование / опрос

Спросите у пользователей, как они решают эту проблему сейчас. При анализе ответов опирайтесь только на процессы, которые описывают потребители, а не на их эмоциональные оценочные суждения. Больше слушайте, чем спрашивайте. Именно такой подход используют эксперты при разработке успешного программного обеспечения. Важно, что опрос — это лишь вариант, к которому можно прислушаться, а не руководство к действию. Если возможности подключить к задаче технический отдел у разработчика нет, то он может воспользоваться программами MarkQuiz и Matomba. Несмотря на их ограниченный функционал, эти приложения помогают уже на этом этапе понять боли потребителя и варианты их решения на бытовом уровне.

ШАГ 3. Сформируйте MVP

Создание Minimum Viable Product (MVP), или минимального жизнеспособного продукта, позволит стартаперу как можно раньше столкнуться с результатами опросов и своих теоретических гипотез на практике, что потенциально сэкономит время на разработку продукта. Этот вариант продукта — стартовая версия, которая по умолчанию должна плохо работать. Если вам не стыдно за MVP, то это не MVP. Поэтому не расстраивайтесь заранее, а наоборот, воспринимайте неудачу как возможность последовательно устранить проблемы, решая реальные проблемы пользователей.

Вариантов для запуска MVP много, и для начала необходимо понять, какой случай — ваш:

  1. Если это продукт, в котором можно все сделать руками (обработать заявки, отправить почтовую рассылку, отправить еду курьером и пр.), то достаточно обычного лендинга, который можно сделать самому, используя NoCode-разработку (например, инструменты Wix/Tilda).
  2. Если этот продукт требует автоматизации, то все равно следует понимать, что только для теста вам не нужно создавать полноценный сервис, готовый к высоким нагрузкам здесь и сейчас!

Если выпуск MVP требует работы отдела разработки, в таком случае важно понимать следующие моменты:

  1. Нагрузки на сервер будут минимальны: здесь мы можем арендовать самый дешевый выделенный сервер в любом хостинге. Дополнительно необходимо будет приобрести домен.
  2. Для обслуживания сервиса необходимо будет поставить программное обеспечение. В современных реалиях подойдет Apache или Nginx.

Не менее важно в этом случае собрать фронтенд (клиентскую часть) и бэкенд (серверную часть). Для клиентской части можно использовать один из следующих фреймворков: react, angular, vue, next, jquery, ember. На начальных этапах разработки лучше всего использовать vue, так как он достаточно прост и прекрасно справляется со всеми задачами в условиях небольших нагрузок.

Для серверной части используют следующие фреймворки: laravel, yii2, symfony, express, cake, ruby on rails, django. Если вы только начинающий разработчик, используйте laravel — он достаточно прост и поддерживает множество пакетов для ускоренной разработки. Дополнительные пакеты vue и laravel позволяют за несколько минут подключить аутентификацию в сервисе управления моделями данных через админ-панель.

Если речь заходит про web3.0, то разработчику необходимо ознакомиться со спецификой архитектуры метавселенных. Для реализации подобного стартапа необходим провайдер — тот, кто будет позволять работать с блокчейном и занимается поиском и добавлением данных. На рынке активно используются Infura, QuickNode, Alchemy, Moralis, Tatum. Эти сервисы за вас хранят всю историю блокчейна, с которым вы будете работать, и без вашей помощи и постоянного контроля вносят все изменения. Бо́льшим количеством функционала, чем в остальных сервисах, обладает сервис Moralis, поэтому опытные разработчики советуют использовать именное его. Этот же сервис можно использовать и для поиска данных в блокчейне. Либо для этой задачи можно воспользоваться The graph или Covalent.

Вторая не менее значимая опция, необходимая для создания IT-продукта в формате web3.0, — кошелек, с помощью которого будет списываться плата за использование блокчейна. Примеры: MetaMask, TrustWallet, AlgoSigner, PetraAptosWallet, AtomicWallet, OpenWallet. Особое значение играет не только параметр кастодиальности (хранит ли кошелек доступы к средствам пользователя), но и то, с какими блокчейнами. Для поиска данных в блокчейне используйте сервисы The graph, Covalent или Moralis, о котором речь шла ранее.

Не менее важны для сред разработки смарт-контрактов и такие инструменты, как remix, hardhat, truffle, solidity и move, а также библиотеки для взаимодействия со смарт-контрактами на клиентской части — ethers.js и web3.

Таким образом, для быстрой разработки web3.0-проекта разработчику понадобятся следующие программы: nginx, vue, laravel, moralis, metamask, hardhat, solidity, ethers.js.

К слову, для будущей визуализации аналитики можно использовать Metabase — здесь помимо его разового подключения нужно знание SQL-запросов, это означает, что сформировать графики и отчеты можно либо самостоятельно, либо с помощью разработчиков.

ШАГ 4. При запуске продукта на рынок подготовьтесь к оперативной обработке обращений

При выходе продукта на рынок, помимо маркетинговых и продуктовых разработок, следует подготовиться к оперативной обработке обращений и сформировать качественную структуру SLA (Service Level Agreement — соглашение об уровнях поддержки).

Для этого необходимо использовать обычные консультации по вопросам в чате, минуя FAQ и чат-бота, а также службу поддержки, подразумевающую участие администратора продукта и, в крайнем случае, вмешательство разработчика в базу данных. Уровень поддержки — это уже когда только разработчики могут решить проблему клиента. Для построения подобной системы рекомендуется использовать Zendesk, подключенный к системе управления проектами разработчиков (здесь лучше всего подходит Jira).

ШАГ 5. Улучшайте продукт и управляйте нагрузкой 

Дальнейшая доработка продукта требует систематизации. В этом предпринимателю могут помочь сервисы SCRUM, Agile, Канбан, а также качественное администрирование команды разработчиков. Согласно статистике, именно неправильное распределение задач и управление командой могут привести к выгоранию более 60% разработчиков, что в свою очередь отражается на итоговых показателях бизнеса. Именно поэтому взаимодействию с командой уделяется такое большое значение в IT-стартапах.

Одним из классических вариантов управления является формирование списка задач (бэклога) руководителями отдельных команд. В начале спринта (чаще всего это недельные или 2-недельные интервалы времени, на протяжении которых команда решает существующие проблемы) и во время короткого совещания (митапа) задачи согласовываются с руководителями отделов. Затем сотрудники уходят в спринт (который также может включать в себя время на устранение непредвиденных ошибок). Далее внутри scrum-команды, для которой создан спринт, каждое утро проводиться планерка. В течении пяти минут на подобной встрече проходит краткий обзор статусов задач. И теперь два самых главных момента. Ретроспектива (подведение итогов) происходит и в конце спринта, и в рамках scrum-команды. На этом этапе происходит обсуждение решеных задач и вопросов по архитектуре проекта, управленческой части и демонстрация результатов работы команды друг другу. На последующем демо данная scrum-команда показывает результаты руководителям прочих отделов.

Таким образом, можно достаточно оперативно реагировать на запросы к изменению продукта так, чтобы это было своевременно, а в текущей работе не было хаоса.

Сейчас IT-отрасль не стоит на месте, на рынке существует много трендов от централизации блокчейна и его регулирования государством, до внедрения технологий искусственного интеллекта, таких как ChatGPT. Рынок продолжит свое развитие, а новые продукты от отечественных производителей продолжат набирать популярность, поэтому чем раньше разработчик найдет своего потребителя и поймет его боли, тем больший объем рынка он сможет охватить.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья