ENG

Перейти в Дзен
В мире

Как развивать труднодоступные острова

Есть такая категория тредов на женских форумах, которая известна под собирательным названием «Я его содержала». Это название применимо и к политике Великобритании по отношению к своим собственным территориям, имеющим большую удаленность от транспортных потоков. Больше таких территорий, с которыми сильно повезло Британии, нигде в мире нет. Для России опыт актуален в связи с федеральными целевыми программами социально-экономического развития Курильских островов, Новой Земли и ряда других территорий.

Julian Herzog | Wikimedia

Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья

Общепризнанно самым удаленным от основных транспортных магистралей местом на земле считается британская заморская территория Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья. Это одна из двух заморских территорий, которой Лондон выделяет бюджетную помощь (второй регион — Монтсеррат, но он получает помощь как пострадавший от извержения вулкана). Несмотря на то, что это территория Великобритании, жизнь там очень сильно отличается от жизни на Британских островах — и своим материальным уровнем, и инфраструктурой. Даже королева Великобритании там никогда не бывала. Острова находятся недалеко от океанического полюса относительной недоступности, так называемой «Точки Немо», в Атлантическом океане в тропических широтах.

Из перечисленных территорий в самом невыгодном положении находится Тристан-да-Кунья. На островах проживает 262 человека. Первыми жителями были американцы, каких-либо значимых природных богатств там никогда не было, но в конце концов Британии для охраны заточенного на остров Св. Елены Наполеона понадобилось защитить морские пути, и с этой целью Британия взяла остров под свой протекторат и расположила там гарнизон. После смерти Наполеона гарнизон был переведен в Южную Африку, но некоторые жители отказались покидать остров — это и есть родоначальники современного его населения.

В настоящий момент это самая удаленная от основных транспортных путей точка земного шара. Аэропорта там нет, пассажирского порта — тоже. Основное транспортное сообщение происходит через рыболовецкий порт, куда периодически (несколько раз в год) заходят суда из Кейптауна, реже — с острова Св. Елены. С начала 2000 годов остров подключен к телевидению и сети Интернет. А вот кредитные карты там до сих пор не принимаются. Основные доходы жителям острова приносят лов морских ракообразных, изготовление сувенирных монет и почтовых марок. Не так давно были построены супермаркет и туристический центр. Криминал на острове почти отсутствует, зато в полной мере присутствует набор наследственных заболеваний, связанных с инцестом, так как все население острова в той или иной мере родственники. С островом Св. Елены проще — туда из ЮАР раз в неделю летают пассажирские самолеты. У острова Вознесения имеется прямое авиационное сообщение с Великобританией: раз в месяц летают военные самолеты с квотой на 26 пассажирских мест для гражданских. Не так давно на островах Св. Елены и Тристан-да-Кунья запустили движение пассажирских автобусов.

Многие аналитики склонны считать экономику островов, зависящую во многом от дотаций из Лондона, скорее «социальным экспериментом», чем полноценной экономикой. Тем не менее, если брать Тристан-да-Кунья, то этот архипелаг, в отличие, как ни странно, от инфраструктурно более обеспеченных двух других административных единиц, считается самодостаточным с точки зрения экономики: причина, во-первых, в отсутствии на нем крупных военных или промышленных объектов, требующих инвестиций, на фоне того, что местное население кормит себя ловлей лобстеров и сельским хозяйством; во-вторых, можно считать причиной также возрастающий спрос со стороны коллекционеров на марки и монеты экзотического региона.

В пользу «социального эксперимента» говорит то, что, несмотря на помощь из Великобритании и попытки модернизировать инфраструктуру, роста основных экономических показателей за 2017 год не наблюдалось, а наблюдалось скорее даже снижение, хотя бюджетный дефицит и улучшил показатель:

Питкэрн

Следующее место по удаленности от транспортных артерий занимает остров Питкэрн, известный в народе главным образом по мятежу на корабле «Баунти», после которого несколько моряков с корабля вместе с таитянскими женами обосновались на этом острове, ранее бывшем необитаемым. Современное население острова, 49 человек, все их потомки. На Питкэрне нет аэропорта, нет полноценного морского порта, постоянного морского сообщения тоже нет. Раз в три месяца туда приходит исследовательское судно из Французской Полинезии, также можно заказать чартером яхту. Тем не менее, несмотря на нерегулярность сообщения, 80% доходов местного населения формирует туризм. Отсутствие нормального порта, правда, осложняет жизнь местным, так как с приходящими судами с товаром торговать приходится с баркасов — крупное судно туда не пристанет.

С метрополией у Питкэрна отношения довольно сложные. С одной стороны, в Лондоне одобрили программу Питкэрна по восстановлению численности населения (в 1930-х годах на острове жило 200 человек, а сейчас 49). С другой стороны, местные крайне негативно оценили недавний скандальный судебный процесс по поводу растления малолетних: выяснилось, что большинство местных жительниц начали половую жизнь в 12-13 лет, в связи с чем 7 мужчин, среди которых был мэр Адамстауна — единственного на острове поселения, попытались заключить в тюрьму за то, что они, будучи во взрослом возрасте, вступали с несовершеннолетними жительницами в половые связи. Сами «жертвы» встали на сторону совратителей, большинство на острове сочло, что таким образом власти Британии просто хотят выкурить остатки местного населения с Питкэрна, который превратился давно в инвестиционную дыру и обузу для Лондона. Вместе с тем в 2014 году был принят план восстановления численности населения Питкэрна. Правда, пока большого количества желающих мигрировать на Питкэрн нет, хотя налоги здесь отсутствуют вовсе. Примечательно, что, несмотря на все сложности, инвестирует в Питкэрн не только Британия, которой по долгу службы полагается, есть и ряд инвестиционных программ Евросоюза с целью развития на острове туризма.

Кирибати 

Третье место можно отдать Кирибати. Кирибати — самостоятельное государство, входящее в Британское содружество. Независимость Кирибати получило сразу после того, как там закончились запасы полезных ископаемых, и Британии эти острова стали не нужны. Сами же местные независимости особо и не хотели. Мало того, они взяли в качестве названия государства искаженное до неузнаваемости английское название территории: Острова Гилберта (в силу бедности австронезийских языков на звуки английское слово Gilberts произносится на местном языке примерно как «Кирибась», при этом звук «с» является заимствованным и транскрибируется как «T», а «I» на конце используется для смягчения согласного, хотя самоназвание кирибатийцев — «тунгару»). Финансовая помощь от стран Содружества (Британии, Австралии и Новой Зеландии), а также Японии и Китая составляет до 50% ВВП этого островного государства.

С авиационным и морским сообщением на Кирибати все нормально: имеется 20 аэропортов и гавань, которая может принимать суда достаточно крупного водоизмещения. Вопрос только в том, что из всех этих аэропортов нет ни одного, который мог бы принимать крупные лайнеры. Официально считается, что рейсы с Фиджи в столицу Кирибати, Тараву, есть два раза в неделю, в реальности же все нерегулярно. Аэропорт Таравы представляет собой грунтовую взлетную полосу и сарай с кассами и залом ожидания.

Однако недавно государству с населением в 100 тыс. человек подвалило счастье: всемирный банк разработал Проект инвестирования в тихоокеанскую авиацию. В соответствии с этим проектом Кирибати очутилось прямо в центре транспортных потоков. Помимо Кирибати, проект затрагивает также Тонга и Тувалу, но эти страны имеют намного более развитый авиационный транспорт, соответственно, для них это менее актуально. На сей раз Британии тоже крупно повезло, поскольку ее вложения в строительство транспортного хаба минимальны, основное берет на себя Всемирный банк.

Экономисты вообще сильно сомневаются, что государству нужен этот хаб. Он в большей степени нужен Австралии, Новой Зеландии, США, Японии и Китаю, у которых основные транспортные потоки пересекаются в треугольнике Кирибати — Тонга — Тувалу. Для местных более актуально сообщение между островами, раскиданными друг от друга на расстояния зачастую более 1000 км. Основная часть населения живет на острове Тарава, из-за перенаселенности захламленном и загаженном. В целом же жители Кирибати жизнью довольны; главное, что правоохранительные органы не запрещают на каждом углу продавать самогонку и закрывают глаза на курение конопли.

Применим ли британский опыт к России? Среди тех российских регионов, которые считаются аналитиками отрезанными от основных транспортных потоков, нет таких, которые могли бы сравниться в Питкэрном и островом Святой Елены по труднодоступности. Авиационное сообщение есть в России повсеместно, в том числе на самых неблагополучных в транспортном плане Северных Курилах. Инвестировать же дальше в проекты развития — задача сложная, поскольку для начала нужно выбрать, во что вкладываться. В том виде, в котором те же Курилы существуют сейчас, — возникает вопрос: зачем? На текущем этапе проще вообще переселить оттуда людей на материк или на Южные Курилы, а на прежнем месте устроить, например, заповедник. Великобритания сама была бы рада отселить население с атлантических островов (Св. Елены и прочих) и Питкэрна, но не позволяют правозащитники, а также (в случае с Питкэрном) туризм. В России этих факторов нет. Что касается туризма, перспектив развивать его там тоже нет. Поэтому печальный опыт Британии говорит о том, что не стоит в данном случае игра свеч.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья