ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Как участвовать в электронных госзакупках

Елена Пластинина

Елена Пластинина

Канд. экон. наук, ведущий эксперт департамента обучения «РТС-тендер»

Электронные госзакупки на слуху у многих, но участвовать в них решаются не все, несмотря на очевидные преимущества: государство является надежным заказчиком, риски таких закупок минимальны, они четко регулируются законодательством и участие в госзакупках исключает искусственное затягивание с оплатой, ведь сроки оплаты также установлены законодательно. Все, что нужно предпринимателям, — внимательно изучить закон и проявить решительность.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Анализ системы госзакупок

Основной отчетный документ системы закупок — Мониторинг Министерства финансов РФ, который можно найти в открытом доступе на сайте ведомства. В нем содержится ключевая информация для анализа: какая конкуренция в вашей нише, какая конкуренция в вашем регионе, что сейчас востребовано, а что нет.

В частности, по итогам 2020 года можно сказать, что топ-5 ОКВЭД участников закупок в порядке убывания — это производство электромонтажных работ, строительство жилых и нежилых помещений, оптовая неспециализированная торговля, строительные работы и прочие строительно-монтажные работы. То есть в этих отраслях сложилась наибольшая конкуренция.

А вот среди нацпроектов, на которые подавалось меньше всего заявок, — «Международная кооперация и экспорт», комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и «Наука».

В разрезе регионов наибольшее количество участников закупок зарегистрировано в Москве (53,5 тыс.), Санкт-Петербурге (25 тыс.), Свердловской (13 тыс.), Московской (12 тыс.) и Новосибирской областях (9 тыс.).

Быстрый анализ позволит компании оценить свои возможности при участии в закупках, ведь всем интересны низкоконкурентные ниши.

Поиск закупок

Следующий шаг — непосредственный поиск закупок. Зачастую рекомендуют сначала зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), но все-таки первоначально нужно убедиться в востребованности предложения компании для государственных и муниципальных нужд. Искать можно как в самой ЕИС, так и на площадках, которые в 2018 году были отобраны Минфином России для проведения госзакупок. Всего таких площадок восемь: «РТС-тендер», «Сбер А», ЕЭТП, РАД, «ТЭК-Торг», ЭТП ГПБ, АГЗ РГ и НЭП. Стандартный поиск осуществляется по ключевому слову — специализации потенциального поставщика, разновидности ТРУ, региону или наименованию заказчика. Некоторые площадки для удобства поставщиков внедряют расширенный поиск: такой работает на «РТС-тендер». Площадка выдает не только свои закупки, но и агрегирует данные со 120 других площадок, а источники поиска постоянно дополняются.

Из полученной выборки участник может отсортировать активные процедуры и подать заявку на участие в них. При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы впоследствии корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафов за ненадлежащее исполнение.

Оформление электронной подписи и регистрация в ЕИС

Для участия в госзакупках по 44-ФЗ необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись, которая представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия пользователя.

Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью России удостоверяющие центры. Услуга платная: цена электронной подписи для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет порядка 7 тыс. рублей. Также подпись можно будет использовать для портала «Госуслуги», сайта ПФР и других. После истечения срока действия электронную подпись необходимо обновить. Для получения ключа можно подать заявку как на самих электронных площадках, так и в удостоверяющий центр и предоставить необходимый комплект документов. В первом случае это удобнее, во втором — можно будет сэкономить. Срок оказания услуги — 2–3 дня. Для срочного получения электронной подписи можно воспользоваться соответствующей платной опцией на электронных площадках.

С 2020 года инструкция, как зарегистрироваться на электронных площадках для участия в тендерах, сводится к регистрации в ЕИС и Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). Обычно аккредитация в ЕИС занимает до 5 дней. Аккредитация на всех восьми площадках происходит автоматически в течение 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации в ЕИС и ЕРУЗ.

Помимо основных закупок по 44-ФЗ, есть сегмент малых закупок суммой до 600 000 рублей по п. 4–5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Для таких закупок работают специальные платформы: электронные магазины ЗМО, «РТС-маркет», ЕАТ «Березка» и другие. Закупка здесь происходит по упрощенной процедуре. Эти закупки могут быть интересны предпринимателям, у которых есть психологический барьер о процедурной сложности госзакупок.

Открытие специального счета

Специальный счет необходим для всех участников закупки для внесения обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Исключение всего одно — в закупках до 1 млн рублей заказчик имеет право не устанавливать требование по обеспечению заявки, в таком случае принять участие в закупке можно без спецсчета. Спецсчет можно открыть не в любом банке, а только в банке из перечня, содержащегося в Распоряжении Правительства № 1451-р. Удобно открывать спецсчет в том же банке, где у вас есть расчетный счет, поскольку в таком случае можно сэкономить на открытии и обслуживании спецсчета. Банк открывает спецсчет в течение 1 рабочего дня с момента подачи пакета документов. В дальнейшем нужно только пополнять счет и следить, чтобы средств хватало, особенно в случае участия в нескольких закупках сразу.

Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы заверяются уполномоченным лицом участника и содержат достоверную информацию. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде на площадке. Важно успеть подать ее до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к участию в тендере не допускаются.

При этом у каждого участника есть право подачи трех запросов на разъяснение положений документации электронного аукциона. Такой запрос отправляется на e-mail электронной площадки. В течение 1 часа с момента поступления запроса площадка перенаправляет его заказчику.

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо его предоставить. Это можно сделать в виде денежных средств на специальный счет или банковской гарантии на выбор участника. Согласно 44-ФЗ, внесение обеспечения на участие является обязательным для самых распространенных способов закупок — аукциона и конкурса. Это своего рода гарантия заказчику, что участник является благонадежным и не отзовет предложение в процессе проведения закупки, а также не откажется от подписания контракта в случае победы. Размер обеспечения, согласно п. 16 ст. 44 ФЗ-44, в конкурсе или аукционе составляет: 0,5–1% для НМЦК до 20 млн рублей; 0,5–5% для НМЦК более 20 млн рублей. Обеспечение возвращается участнику, не победившему в закупке.

Важный момент — внимательное заполнение заявки на участие. Заявку с нарушениями могут признать не соответствующей требованиям закупки и отклонить. Согласно п. 27 ст. 44 ФЗ-44, денежные средства участника, заявки которого три и более раз в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке были признаны несоответствующими требованиям закупки, будут перечислены в соответствующий бюджет РФ в размере заблокированного на спецсчете размера обеспечения каждой третьей такой заявки.

В наиболее распространенном типе процедур — электронном аукционе — победителем будет признан участник, предложивший наиболее низкую цену контракта или наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги. В течение 5 дней после публикации протоколов заказчик размещает в ЕИС проект контракта без своей подписи. У победителя закупки также есть 5 дней на подписание контракта и размещение его в ЕИС или размещения протокола разногласий в случае расхождения положений контракта с положениями проекта договора.

Немного об РНП

Каждый участник должен знать, что такое Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), ведь осведомлен — значит вооружен. В реестре содержится информация о поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по итогам победы в закупке, с которыми контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений условий контракта поставщиком. При этом поставщик может обжаловать решение о включении его в РНП в суде. Найти действующий РНП можно на сайте ЕИС. Исключение информации о поставщиках из реестра происходит через 2 года с момента размещения такой информации в реестре.

Заключение

Если же победить не удалось, не стоит отчаиваться, ведь при определенной доли настойчивости усилия обязательно увенчаются успехом: по статистике, для одной победы участнику необходимо подать в среднем 10 заявок. При этом победитель испытает на себе все преимущества отрасли: сможет не только заработать, но получит возможности развития бизнеса и выведения его на качественно новый уровень. Закупки — отрасль стратегического значения для государства, ее участникам постоянно оказывается всесторонняя господдержка. Рекомендуем всем дерзать, свободно задавать вопросы как электронным площадкам, так и организаторам закупок, и обучаться, чтобы владеть самыми актуальными отраслевыми знаниями.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья