ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Любовь и ненависть к опенспейсам

Галина Карлсон

Галина Карлсон

Региональный директор Jabra в России, Украине, СНГ и Грузии

Открытые офисы сегодня являются наиболее распространенной средой для работников умственного труда. Достаточно вспомнить фильм «Служебный роман»: уже в нем все действия разворачиваются в офисе с открытой планировкой, а руководство располагается в отдельных кабинетах. Выходит, к такой организации рабочего пространства мы идем довольно давно.

Любовь и ненависть к опенспейсам

Современные тенденции сводятся к тому, что пространство для работы сокращается: целых 70% офисов США имеют открытую планировку. Сам Марк Цукерберг привлек знаменитого архитектора Фрэнка Гери для разработки крупнейшего в мире опенспейса, в котором разместилось около 3000 инженеров. Причина для всех, кто идет по такому пути, одна и та же: экономия места и средств, стремление руководства сократить расходы. В свою очередь для многих работников интеллектуальной сферы это чревато падением их продуктивности, проблемами с концентрацией, даже ухудшением здоровья.

Наше недавнее исследование «Парадокс Продуктивности» говорит о существовании жесткой борьбы взглядов руководства и обычных сотрудников по вопросу «полезности» офисов с открытой планировкой. Первые его любят, однако вторые выступают против, так как не могут эффективно работать в таких условиях. А популярное мнение, что в открытом пространстве люди больше взаимодействуют, оказалось мифом, если доверять исследованию Гарвардской школы бизнеса. Но нам захотелось быть более объективными в данном вопросе, поэтому мы решили взвесить все «за» и «против».

Начнем с аргументов против опенспейсов.

Перегруженность 

Все больше сотрудников сегодня максимально мобильны, поэтому они решают свои рабочие задачи в аэропорту перед рейсом, в холле гостиницы, в кафе, парках и так далее. Можно сказать, что все пространство вокруг нас — это опенспейс. Даже телефонные разговоры становятся источником перегрузок. При этом далеко не все, даже рабочие, диалоги несут смысловую нагрузку. В свою очередь это вызывает стремление уединиться, как в течение рабочего дня, так и после него (посмотрите на людей в метро — большинство в наушниках). И, представьте, при таком ритме жизни человек испытывает перегрузки еще в офисе, на ежедневной основе. Сотрудники вынуждены слушать разговоры других коллег, их передвижения, а если поблизости находится кухня (как бывает часто), то и звуки работающей кофемашины. Перегруженность ввиду звукового загрязнения приводит к острой нехватке уединения, плохому настроению, снижению мотивации.

Ущерб здоровью

Офисы открытой планировки могут быть вредны для здоровья. Достаточно взглянуть на плотность рассадки сотрудников и единое пространство. Что произойдет, если один из коллег придет на работу с легким недомоганием? К сожалению, дело не только в легком распространении вирусов. Исследования, проведенные Квинслендским Технологическим университетом здоровья и биомедицинских инноваций, показывают, что работа в офисе открытого типа вызывает высокий уровень стресса, конфликтов, повышение кровяного давления. Самым убедительным аргументом является страшная цифра: перечисленные симптомы возникали у 90% сотрудников, которые работали в открытых офисах. А по данным национального опроса жителей Дании, у сотрудников в офисах открытого плана на 62% больше дней отсутствия по болезни.

Низкая продуктивность

Низкая продуктивность — следствие уже перечисленных негативных факторов. В шумном офисе порой сложно решать даже элементарные задачи. Даже минимальные отвлечения от рабочего процесса приводят к потере фокуса на целых 20 минут. Во-вторых, как мы писали ранее, люди в опенспейсе сильно устают. Перегруженность сотрудников ведет к тому, что задачи выполняются менее качественно, так как мозг не способен обрабатывать задачи в условиях звукового загрязнения — ему будет трудно.

Утечка информации

Хотя данный пункт касается далеко не всех, о нем стоить помнить. Организации, занимающиеся разработкой собственного продукта, нередко выбирают опенспейс-планировки. При этом вместо экономии они рискуют потерять больше средств, отдавая предпочтение открытой планировке. Интеллектуальная собственность компании, защищенная грифом секретности, может оказаться под угрозой.

Парадокс продуктивности и предмет разногласий

Топ-менеджмент и работники интеллектуального труда по-разному смотрят на ценность опенспейсов. Около 61% представителей топ-менеджмента убеждены, что работа в опенспейсе повышает эффективность. Работники интеллектуального труда с первым мнением не согласились: всего 17% отдали предпочтение опенспейсу; 44% — за личное пространство, то есть им предпочтительны отдельные кабинеты. В целом работники интеллектуального труда назвали офисы открытого плана совсем неподходящим условием для эффективной работы. 35% участников опроса делятся, что отвлекаются из-за коллег, ввиду чего их эффективность заметно снижается. Доля сотрудников, работающих в отдельных кабинетах, резко упала с 20% в 2012 году до 10%. Возникает вопрос: почему опенспейсов все больше?..

Сближение

Другая сторона парадокса опенспейса — сближение. Открытое офисное пространство — бесценный ресурс, подходящий для общения и налаживания взаимоотношений между коллегами. Это может положительно повлиять на эффективное выполнение задач в будущем. Кстати, опенспейс способствует лучшему запоминанию и узнаванию лиц коллег, если речь о большой организации.

Обмен трендами

Открытое пространство — также ресурс для отслеживания трендов. Как осознанно, так и неосознанно люди начинают оценивать друг друга — от одежды до технологических устройств, которым доверяют коллеги. Работает это и в рамках компаний в целом. Так, посещая другие офисы и наблюдая за внедренными решениями и за используемыми девайсами, можно почерпнуть полезное для оптимизации процессов внутри собственного офиса.

Отсутствие строгой иерархии сотрудников

Все чаще даже рабочие места топ-менеджмента также расположены в опенспейсах вместе с другими сотрудниками. Такой подход оказывает довольно мощное воздействие на иерархию трудовых взаимоотношений. Работа в открытом пространстве модифицирует отношения: расстояние между старшим менеджером и подчиненным «размывается». Это способствует упрощению процесса решения бизнес-задач.

Гибкость 

Во многих современных офисах с открытым пространством отсутствует привязка к конкретному рабочему месту. В компаниях, где процент мобильных сотрудников высок, человек имеет возможность занять любое понравившееся. Такая гибкость некоторым образом позволяет сохранить силы для большого объема работы. Так, данные условия крайне комфортны в условиях переработок, когда сотрудники располагаются в мягких креслах-мешках и продолжают трудиться. Гибкое рабочее пространство в целом более привлекательно для сотрудников, а также чем-то напоминает дом, откуда не хочется поскорее сбежать.

Выводы и рекомендации

Продуктивность, к которой мы изо дня в день стремимся, вполне может сохраняться, если найти свое средство. Разумеется, одним из доступных вариантов являются гаджеты. Так называемая функция активного шумоподавления, которой оснащены некоторые современные гарнитуры, позволит полностью заглушить звуки работающей техники и голоса коллег.

Кроме гарнитур, всем нужно продуманное оснащение и планирование рабочего пространства. Руководителям стоит подумать об использовании шумопоглощающих материалов для хорошей акустики. Тогда предмет разногласий топ-менеджмента и сотрудников исчезнет.

Собрать людей в едином пространстве без ущерба комфорту и продуктивности довольно сложно. Но если не гнаться за экономической выгодой или трендами, вполне можно найти свое средство для свободной эффективной работы.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья