ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Мифы и страхи бизнеса, связанные с временными сотрудниками

Юлия Лысенко

Юлия Лысенко

Исполнительный директор сервиса FreeWork международной стаффинговой компании ANCOR

Временное становится популярным. Весенняя пандемия обострила тренды на экономию ресурсов — и финансовых, и людских. Нет ничего более постоянного, чем временное. То, что еще недавно было лишь прогнозом футурологов, с каждым днем становится все более реальным: компании больше не хотят набирать в штат всех специалистов, которые могут пригодиться, в тренде — набор людей под проекты. Да и постоянных сотрудников время от времени можно без ущерба для бизнеса заменить, если понимать, как правильно это делать.

Незаменимых у нас нет

Спрос на временных сотрудников растет, особенно после пандемии. Компании замораживают наем, понимая, что затраты на трудоустройство и содержание штата могут не окупиться: риск повторной самоизоляции все еще существует. Однако рабочие руки нужны: курьеры, сборщики заказов, сотрудники на мероприятия, промоутеры, секретари и прочие на рынке востребованы.

На третьей неделе июня потребность во временных кадрах, которую мы увидели, возросла ровно в два раза относительно предыдущего месяца. Такие компании, как FreeWork, сотрудничают с временными исполнителями и выводят их на проекты клиентов. Временно можно пригласить в команду хоть продавца, хоть личного помощника. Иногда это порождает миф о том, что держаться за своих людей не обязательно, ведь их всегда можно заменить.

На самом деле пользоваться услугами временных сотрудников выгодно в двух случаях: когда у компании пиковые нагрузки и нужен дополнительный ресурс, или когда основной ресурс в отпуске или заболел. Но выгодно это при условии, что инструктаж человека на замене потребует минимального времени. Например, даже очень хороший бухгалтер не сможет за день вникнуть в особенности бизнеса, поэтому приглашать временного специалиста вместо ушедшего в отпуск постоянного смысла нет. Но можно взять ассистента бухгалтера. Он разгрузит постоянных сотрудников бухгалтерии, тем самым освободив им время для того, чтобы сделать работу ушедшего в отпуск коллеги.

Качественные кадры время от времени не работают

Еще один миф, связанный с привлечением временных сотрудников, уходит корнями в страхи работодателей: они боятся, что люди, отказавшиеся от постоянной работы в пользу нерегулярных заработков, — низкоквалифицированные кадры, не востребованные рынком. Впрочем, с развитием тренда на проектную деятельность и work-life-balance этот миф стремительно теряет популярность.

На рынке есть квалифицированные кадры, которые по разным причинам ищут возможность подработать. Во-первых, работа помолодела. 85% нашей базы — студенты дневных и вечерних отделений, которые горят желанием делать карьеру, но учеба не позволяет им работать постоянно. Во-вторых, в Московском регионе достаточное количество людей, для которых постоянная работа не является основной ценностью: мамы в декрете, активные пенсионеры, у которых полно личных интересов, а разовые заработки для них — лишь приятное дополнение к жизни. В-третьих, как уже было сказано, мир меняется. Сейчас больше вопросов вызывает сотрудник, которое долгое время сидит на одном месте, чем тот, который кочует из проекта в проект.

Временный = ненадежный

Одно из частых опасений бизнеса, связанных с наймом сотрудников на замену, — страх того, что временный человек никак не заинтересован в том, чтобы работать качественно: ему же все равно через несколько дней уходить из компании. Здесь, конечно, можно было бы возразить и рассказать о студентах, заинтересованных в возможности получить бесценный опыт, о том, что все люди, которые попадают в базу компаний, занимающихся предоставлением временных кадров, проходят собеседование, где их оценивают и на мотивированность тоже. И именно мотивированность временных сотрудников будет гарантией качества их работы.

Но важно не упустить одну деталь. В каждой команде есть ключевые сотрудники, которых менять на временных нельзя: ведущий юрист, бухгалтер, глава IT-службы и т.д. И дело не в том, что «временщик» будет недостаточно квалифицирован: надежность тут определяется уровнем погружения специалиста, а несколько дней, чтобы ввести в курс дела нового человека, — слишком большая роскошь для бизнеса, она просто не окупится. Выгодно нанимать сотрудника на замену, когда за 40–50 минут его можно быстро проинструктировать — и он сразу будет качественно выполнять свои функции.

Шпион, выйди вон

А если взятый на время личный помощник директора выведает коммерческие тайны и сдаст их конкурентам? А если такой сотрудник украдет базу клиентов, скопирует важные документы и т.д. ? Его же не напугаешь увольнением по статье с «волчьим билетом»! Такой страх тоже есть у работодателя. В данном случае гарантом безопасности является компания, предоставляющая временного сотрудника. С ее стороны с работником должен быть обязательно заключен договор, в котором есть пункт о неразглашении. Чем строже прописаны там условия, вплоть до запрета делать фото на временном рабочем месте, тем безопаснее может чувствовать себя бизнес.

Впрочем, нужно отметить, что люди, заинтересованные в регулярном поступлении предложений о временной работе, к условиям договора относятся внимательно. Если происходит какая-то утечка, то это скорее человеческий фактор, чем злой умысел. В нашей практике мы только один раз уволили сотрудника в связи с нарушением условий конфиденциальности.

Ходят тут всякие…

COVID‑19 внес коррективы во все сферы жизни. И сфера найма не исключение. Тревогу тех, кто в непонятной эпидемиологической ситуации боится приглашать на работу временных сотрудников, можно понять. Контроль здоровья кадров на подмену должен оставаться на стороне компании, которая эту услугу предоставляет.

Нам пришлось быстро адаптироваться к новой реальности: требовать справки об отсутствии вируса с тех, кто приболел; для массовых мероприятий разрабатывать посменный график работы, чтобы люди из разных смен или вахт не пересекались друг с другом. Заключая договор с компанией, которая предоставляет временных сотрудников, работодатель должен убедиться, что вопрос эпидемиологической безопасности не ляжет исключительно на его плечи. Здесь обе стороны делят ответственность.

Еще одно важное условие успеха при найме временных сотрудников — заблаговременность. В идеальном мире работодатель помнит, когда уйдет в отпуск его помощник или когда сотрудник на ресепшене ляжет на плановую операцию. А в реальном мире люди внезапно болеют, отпрашиваются, меняют график отпуска, и мы играем роль некоей «скорой помощи». Скорая помощь поможет в критической ситуации, но это не комфортабельная частная клиника, где клиента в нарядной палате лечат сладкими пилюлями. Все-таки наем временного сотрудника — это компромисс, и ждать от «временщика» чудес не стоит.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья