ENG
Интервью, Технологии

Михаил Евраев: «В ЖКХ пришла большая информатизация»

Сегодня общественности будет презентован новый  масштабный проект – федеральная государственная информационная система в сфере ЖКХ (ГИС ЖКХ), которую разработали Минкомсвязи совместно с Минстроем и ФГУП «Почта России». Созданная за рекордные сроки, без бюджетных затрат (исключительно за счет инвестиций), программа призвана решить множество задач. В приоритете – поставить сферу ЖКХ под общественный контроль и провести инвентаризацию жилищного фонда страны. Подробнее о системе «Инвесту-Форсайту» рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев.

Про деньги

– Правда ни копейки бюджетных денег?

– Правда. Минкомсвязи – заказчик системы, оператор – «Почта России», она же является инвестором проекта. Мы предполагаем, что к 2023-му проект для Почты полностью окупится, потому что хоть это и государственное предприятие, но, тем не менее, оно еще и коммерческое, и должно зарабатывать деньги. Кстати, важным дополнением является то, что Почта не получает ни копейки субсидий из бюджета и при этом сейчас проводит масштабную модернизацию всей своей работы, начиная от повышения зарплат, заканчивая строительством логистических центров и развитием проекта Почтового банка.

– За счет чего окупится? В ГИС ЖКХ заложена возможность оплаты услуг ЖКХ через портал. Но я слышала, комиссия при этом не взимается…

– В основном комиссии действительно не будет. По крайней мере, мы стараемся сделать так, чтобы для граждан ее не было. Но это зависит от заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями (УК), которые сегодня уже имеют договоры с банками и платят им за то, что те собирают с граждан платежи. Если эти организации будут заинтересованы в заключении таких договоров с Почтой России, то мы сможем сохранить нулевую ставку комиссии для граждан. Для нас это важно.

– Да, и потом они закладывают свои траты в наши платежки, то есть все возвращается к нам.

– Так на сегодняшний день устроен рынок платежей за услуги ЖКХ. Если вы идете в банк, который не имеет договорной основы на сбор денег в пользу вашей УК, вы платите комиссию за осуществление платежа. Если идете в банк, который работает на основе такого договора, – комиссию не платите. Все очень просто. Но мы сейчас прорабатываем варианты, которые позволят уйти от комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг на портале ГИС ЖКХ в любом случае – независимо от того, через какую бы организацию бы вы ни платили.

– Выходит, на этом портале можно будет оплачивать услуги ЖКХ карточкой любого банка?

– Это и сейчас уже можно делать. Вопрос только один – постараться сделать так, чтобы это было без комиссии почти всегда. У нас, кстати, уже подключено более 535 банков, которые передают в систему факты оплаты гражданами услуг ЖКХ. Это значит, если у вас квартира в Орле, а сами вы во Владивостоке, и там заплатили за свою квартиру, то факт такой оплаты будет отражен в вашем личном кабинете в ГИС ЖКХ.

– Но так происходит и сейчас. Если у человека есть личный кабинет, скажем, по оплате электроэнергии в Ярославле, то неважно, где он находится, он может провести платеж.

– Да. Только в ГИС ЖКХ сделано так, что это работает вне зависимости от того, где ваш дом и через какой банк вы платите. Кроме того, в ГИС ЖКХ вы видите и можете оплатить свои начисления от всех организаций, которые выставляют вам счета по дому, начиная от УК, заканчивая платежами за тепло, газ, воду, электричество, капремонт и т.д.

Про уникальность

– Вы упомянули сайт госуслуг. ГИС ЖКХ – его часть?

– Нет, это совершенно разные проекты. И у них разная правовая база. Нормативная основа ГИС ЖКХ была завершена год назад. Это 2 федеральных закона и 15 совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя, детально прописывающие все особенности работы системы. Но важно отметить, что доступ в личные кабинеты ГИС ЖКХ осуществляется через ЕСИА (единую систему идентификации и аутентификации), на основе которой построен портал госуслуг.

– То есть эти два проекта связаны?

– Связаны в том смысле, что в свой личный кабинет в ГИС ЖКХ гражданин попадает автоматически, если у него уже есть регистрация с подтвержденной учетной записью на сайте госуслуг (сегодня это уже около 30 млн россиян). Если же регистрации нет, ее надо получить. Иначе в свой личный кабинет (закрытая часть системы) в ГИС ЖКХ вы не войдете. При этом гражданин может смотреть открытую часть ГИС ЖКХ и видеть все новости ЖКХ по своему микрорайону или городу, пользоваться нормативной правовой базой по всему законодательству (а не только по ЖКХ), проверить любую УК на наличие лицензии и многое-многое другое.

Вообще, если говорить про размещенную правовую базу – это получилось реализовать благодаря интеграции с информационной правовой системой «Законодательство России», которую ведет ФСО, куда федеральные и региональные органы власти передают все свои акты. К сожалению, пока в ней нет муниципальных актов, но мы очень рассчитываем, что со временем появятся и они. Также ГИС ЖКХ интегрирована с адресной базой налоговой службы (ФИАС), с государственным кадастром недвижимости, Единым государственным реестром прав, информационной системой ФАС (в части тарифного регулирования). В будущем вы сможете видеть в открытой части системы аналитику по отрасли ЖКХ, рейтинги УК, их историю (на каких объектах они работали раньше), отзывы об их работе и сможете сравнить качество и стоимость оказания услуг по любым территориям или компаниям. Наша главная задача – открыть сферу ЖКХ для граждан, чтобы в нее пришел общественный контроль и конкуренция между УК.

© Андрей Аркуша / Фотобанк Лори

– Но ведь и сегодня у УК есть обязанность размещать всю информацию на своих сайтах…

– И вы в подавляющем числе случаев там ничего не увидите. Сейчас в сфере ЖКХ толком никто ничего не видит. За исключением какой-то локальной информации, которую можно посмотреть по отдельной компании, отдельному виду ресурсов в отдельно взятом муниципальном образовании. А уж для того, чтобы сравнить работу своей УК и чужой, вам придется серьезно помучиться в поисках информации, а потом еще каким-то образом проверить ее достоверность. Теперь вместо многочисленных сайтов с разрозненной информацией граждане смогут заходить на один ресурс и видеть всю информацию по квартире, дому и благоустройстве своего двора, размещенную в едином формате, на основе типовых справочников и классификаторов. И не просто видеть, а анализировать и делать выводы о качестве работы компаний и органов власти.

Чем полезна для граждан

– Какие еще полезные сервисы обнаружит собственник на этом портале?

– Теперь не надо будет ни у кого спрашивать, сколько собрали денег на капремонт и куда они направлены, какие договоры заключены по вашему дому и как они исполняются. Не надо будет обивать пороги учреждений и терять время – можно прямо из дома отправить им жалобу или вопрос в электронной форме в ГИС ЖКХ. И УК, и органы власти должны дать вам своевременный официальный ответ. Кроме того, ГИС ЖКХ позволит видеть по дому его технические характеристики, все программы, в которые тот включен, и происходящие события в сфере ЖКХ (к примеру, сроки по отключению воды или какие аварии происходили в доме). Вы также увидите показания общедомовых приборов учета и сможете направить в электронной форме информацию в свою УК по показаниям ваших индивидуальных счетчиков.

– Наверное, есть и форумы?

– Конечно. Есть форум по порталу в целом и отдельный форум по каждому дому – там вы можете общаться со своими соседями. Кроме того, мы планируем, что со следующего года граждане смогут участвовать в общих собраниях по дому через личный кабинет в ГИС ЖКХ.

– Это как? Те, кто не зарегистрирован на госуслугах, лишатся такой возможности?

– Конечно, нет. Собрание в электронной форме – это просто новые возможности для граждан, которые в силу различных причин не могут ходить на общие собрания собственников по дому и хотят проголосовать в электронной форме. Но это никак не ущемляет права тех, кто не может это делать в интернете. О собраниях будут извещать всех – и в интернете, и обычными способами. И те, кто хочет проголосовать очно на собрании или в письменной форме, сможет это делать, как раньше. Но если человек захочет выразить позицию, находясь на работе, в командировке или отпуске – такая возможность благодаря ГИС ЖКХ у него появляется.

Вообще, ГИС ЖКХ – это обязанность размещения информации и использования системы для органов власти и организаций сферы ЖКХ, а для граждан – исключительно добровольная история. Если человек не хочет (или не может) пользоваться системой или не имеет возможности заходить в интернет, то он живет, как раньше, и его права никак не ущемляются. Он, как и сейчас, получает платежки в почтовый ящик, читает про собрания на доске объявлений у подъезда… Все то, что есть, будет сохранено. Но у граждан появляется возможность реализовывать свои права на основе современных технологий. Пользоваться этим или нет – каждый решает сам.

Нет информации – нет денег

– В июле исполнится год, как ГИС ЖКХ запущен. Почему в документах обозначен срок – с 1 января 2018-го?

– Срок обязательного размещения информации для органов власти и организаций ЖКХ – 1 июля 2017 года. При этом нормы об ответственности за ее неразмещение наступают с 1 января 2018 года. В трех субъектах (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) срок наступления обязанности по работе в системе сдвинут на 2019 год.

– Что это означает – «норма ответственности»?

– Ответственность – во-первых, административная по КоАПу (30 тыс. штрафа для УК и ТСЖ, 200 тыс. рублей – для ресурсоснабжающих организаций), а во-вторых, экономическая. Смысл ее простой – если начисления по квартире не размещены в ГИС ЖКХ, гражданин получает право не платить за эти услуги. Но – только до тех пор, пока данные начисления не будут размещены в ГИС ЖКХ.

– В чем тогда смысл, если потом все равно платить?

– Смысл в том, что если организация не исполнила своей обязанности по размещению начислений, то она не получает денег вовремя и наказывает сама себя. При этом, когда организация разместит данную информацию в ГИС ЖКХ, то обязанность у граждан заплатить, конечно, возникает, но без уплаты штрафов или пенни за отложенный срок. Это норма была внесена для защиты прав граждан и она вводит экономическую мотивацию для организаций вовремя размещать информацию в системе, чтобы люди видели ее по своей квартире в режиме реального времени. Только так можно добиться качественной работы УК, потому что никакие проверяющие не смогут по всей стране контролировать все организации.

Как это будет работать?

– Норма вступает в силу с 1 января 2018 года (за исключением 3 субъектов, как я уже упоминал) и будет реализована в системе таким образом, что граждане, которые не видят начислений по своей квартире в ГИС ЖКХ, смогут зафиксировать это нажатием специальной кнопки в своем личном кабинете. Система сама сканирует размещенную информацию и либо подтверждает гражданину ее отсутствие, либо фиксирует, что информация размещена и надо платить за оказанные услуги. Если информации в личном кабинете гражданина нет, ресурсоснабжающая организация автоматически получит уведомление и быстро разместит начисления. Таким образом, добросовестным участникам рынка бояться нечего. А вот недобросовестным – наоборот, и это правильно.

– Не появится больше злостных неплательщиков?

– Конечно, нет. Если человек не хочет платит за услуги ЖКХ, он и сейчас этого не делает и запросто может сказать, что платежки в ящик не получал и ничего не знает. Хотя это не освобождает его от обязанности платить. ГИС ЖКХ, наоборот, поможет четко зафиксировать, была информация по начислениям предоставлена или нет, и взыскивать долги с таких злостных неплательщиков станет легче. Кстати, если говорить об административной ответственности, то мы тоже планируем ее усовершенствовать, потому что ошибаться могут все, и важно не быстро всех наказать, а добиться своевременного и качественного размещения информации в системе. Поэтому мы хотим рассмотреть возможность введения за первое нарушение предупреждения или маленького штрафа, и только потом, если информация продолжает не размещаться, привлекать к серьезной ответственности.

Тотальная инвентаризация

– И, судя по всему, мы даже не понимаем, сколько вообще компаний в сфере ЖКХ работает в стране?

– Так и есть. Никто не знает, ни сколько компаний, ни какие они, ни количество домов и их характеристики. До создания ГИС ЖКХ всего этого знать в принципе было невозможно, потому что требовалось провести всеобъемлющую инвентаризацию отрасли. Сегодня можно констатировать, что в отрасль ЖКХ пришла большая информатизация. И теперь мы все это знать будем, потому что, по сути, началась тотальная инвентаризация сферы жилищно-коммунальных услуг. И конечно, у Минстроя теперь появляется значительно больше рычагов для управления отраслью ЖКХ, что приведет к большей модернизации этой сферы.

– Много ли региональных особенностей выявляется при настройке работы ГИС ЖКХ?

– Очень много. Например, два кадастровых номера на один дом. Или у каждого подъезда дома – свой адрес. Или вот такая проблема: федеральная информационная адресная система (это база налоговой службы – ФИАС) не «бьется» с адресами в кадастре недвижимости и в ЕГРП (Едином государственном реестре прав). Потому что адреса в них написаны по разным шаблонам.

– А ваша задача – базы совместить?

– Да. Уже совмещена информация более чем по 11 млн домов по стране. Кстати, очень часто бывает так: есть дом по такому-то адресу, а мы не можем к нему «привязать» квартиры, потому что в федеральной базе адреса написаны в другом формате. В итоге есть отдельно – дом, отдельно – квартиры и отдельно – люди… Задача ГИС ЖКХ – привязать квартиры к домам, по сути – «показать» людям их квартиры. Или вот еще пример. Сейчас УК и ресурсоснабжающие организации выверяют свои базы с федеральными информационными ресурсами. И у нас выявилось порядка 300 тыс. адресов, которых нет в ФИАСе. Конечно, мы всю эту выборку передали в налоговую службу. То есть идет взаимная выверка информации по всему жилищному фонду страны.

Технические особенности

– А если все это рухнет?

– Сбои могут быть в любой ИТ-системе. Но «рухнуть» ничего не может. Уровень требований к ГИС ЖКХ заложен на самом высоком уровне. Система прошла всю необходимую аттестацию и сертификацию. В соответствии с требованиями к ЦОДам (центрам обработки данных), даже при прямом попадании снаряда в основной сервер максимальный срок восстановления работоспособности системы с сохранением в ней всех ранее внесенных данных – 1 час.

– Насколько обеспечена безопасность личных данных?

– Этому мы уделяем особое внимание. Все персональные данные в ГИС ЖКХ специально зашифрованы.

– А мобильное приложение будет?

– Обязательно. Оно, в принципе, уже есть, но его необходимо доработать для повышения удобства пользования. Задача сегодняшнего дня – сделать так, чтобы гражданам, организациям и органам власти было максимально удобно пользоваться ГИС ЖКХ. К примеру, вы как УК уже были зарегистрированы на портале Фонда реформирования ЖКХ. Мы сделали такую функцию – нажимаете кнопку, и все данные, которые вы там разместили, загружаются в личный кабинет на ГИС ЖКХ. Ничего не надо вводить снова. Или еще особенность портала – ввод информации организациями почти всегда сделан не произвольно, текстом, а из централизованных справочников. То есть мы максимально позаботились о том, чтобы люди меньше ошибались. И продумали еще много нюансов, которые облегчат пользователям работу в системе. Но, конечно, еще многое предстоит сделать.

– Над чем еще сейчас работают в системе?

– Работа идет по многим направлениям. Но хотелось бы отметить одно из ключевых – разработка аналитических форм. Мы предусмотрели порядка 120 преднастроенных форм аналитики. А для органов власти еще будет такая штука, условно называемая «конструктор лего», чтобы они могли из разных информационных «кирпичиков» сделать для себя любую аналитическую отчетность. Это позволит им принимать взвешенные управленческие решения на основе информации в режиме реального времени.

– Насколько сложно участникам рынка размещать информацию на портале?

– Для организаций и органов власти в открытой части ГИС ЖКХ размещено множество учебных материалов – инструкции, пошаговые учебники, обучающие видео, записи семинаров, сделаны специальные всплывающие подсказки при размещении информации в системе. Кроме того, можно позвонить (из любой точки страны) в круглосуточную службу поддержки, которая работает без выходных. На первой линии (по телефону) отвечают на более простые вопросы. Если проблема сложная, техническая, ее передают «второй линии», которая в течение максимум 6 календарных дней разберется в ситуации и поможет.

Ежемесячно к нам приходит около 50 тысяч обращений. Страна большая и вопросы разные – начиная от того, как пользоваться Excel или что такое электронная подпись, заканчивая вопросами интеграции от крупных компаний. Сейчас, к слову, с ГИС ЖКХ уже интегрированы более 1945 ИТ-систем, как государственных или муниципальных, так и коммерческих. Организациям надо собрать и разместить большой объем информации, мы им максимально в этом помогаем. И у нас много добросовестных организаций и инициативных региональных органов власти. Но встречается и сопротивление в некоторых регионах или ресурсоснабжающих организациях, которые под разными благовидными предлогами пытаются уйти от размещения информации или сделать ее выхолощенной, на основе которой никакие выводы сделать невозможно. Или отменить норму об экономической мотивации, например. Мы с пониманием относимся к тому, что далеко не всем нужна открытость и прозрачность в такой сложной сфере, как ЖКХ, нас это не смущает.

Открытие сферы ЖКХ для граждан, общественных организаций, СМИ – принципиально важное направление развития страны, и, конечно, проект будет доведен до своего завершения именно так, как и планировалось.

Беседовала Елена Скворцова

ГИС ЖКХ в цифрах

На 16 мая 2017 года в ГИС ЖКХ зарегистрировано:

  • 75 141 – организаций
  • 15 915 – управляющих организаций
  • 34 010 – ТСЖ, ЖК, ЖСК и др.
  • 10 668 – ресурсоснабжающие организации
  • 15 139 – органов местного самоуправления
  • 449 – органов власти субъектов РФ

В ГИС ЖКХ размещена информация о:

  • 1 259 069 – многоквартирных домах
  • 10 400 198 – жилых домах
  • 19 323 – лицензиях
  • 89 720 – тарифах
  • 484 693 – договорах управления
  • 37 898 834 – лицевых счетах
  • 247 849 – общедомовых приборах учета
  • 9 773 957 – индивидуальных приборах учета
  • 504 000 000 фактов оплаты за ЖКУ, информация о которых передана кредитными организациями в ГИС ЖКХ

Сохранить

Материалы по теме


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.