ENG
Инвестклимат, Мнение

Налоговое стимулирование инноваций и инвестиций в посткризиcный период

Людмила Дуканич — профессор Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, доктор экономических наук

Выход из кризиса предполагает проведение широкого круга масштабных мероприятий, объединенных в единую долгосрочную антикризисную программу. Выделим лишь одно направление — поддержка бизнеса и его инвестиционной и инновационной активности. Представляется, что своевременность именно налогового стимулирования этих процессов в условиях, когда кризис оказал достаточно сильное негативное влияние на состояние российского бюджета, не нуждается в дополнительной аргументации. Налоговое стимулирование активно используется западными развитыми странами. Анализ этих мер позволяет сделать вывод, что в механизме налогового стимулирования бизнеса предпочтение было отдано селективным преференциям, что принесло по происшествию ряда лет свои положительные результаты в виде создания значительного числа новых рабочих мест и начавшего процесса роста экономики.

Остановимся подробнее на тех мерах, которые были направлены непосредственно на поддержку инноваций и их инвестирования. Так, в США продолжает действовать система льгот для корпораций, осуществляющих собственные программы НИОКР и выпуск новой продукции.

Предусматривается:

1) вывод из-под федерального налогообложения расходов корпораций на НИОКР и выпуск новой продукции;

2) снижение налоговой базы по налогу на прибыль корпораций за счет ускоренной амортизации в рамках программ НИОКР;

3) предоставление исследовательского налогового кредита (ИНК). ИНК представляет собой преференцию в виде права вычитать из налога на доходы от предпринимательской деятельности определенной суммы прироста собственных расходов на НИОКР относительно уровня аналогичных расходов в базисном периоде.

С позиций налогового стимулирования инвестиций в инновации интересен также зарубежный опыт стимулирования деятельности научно-исследовательских партнерских объединений в форме относительно нового типа кооперации бизнеса с наукой и университетами в сфере НИОКР. Стимулами участия бизнеса в подобных консорциональных объединениях — помимо эффекта от реализации нужных бизнесу результатов НИОКР — являются существенные налоговые льготы, предоставляемые ему государством. Все взносы компаний в бюджет такого партнерского объединения на проведение НИОКР полностью вычитаются из их налогооблагаемого дохода.

Опыт стран, активно использующих механизм селективного налогового стимулирования, показывает, что и для России выход из кризиса, решение проблем импортозамещения по широкому спектру направлений и высокотехнологичных продуктов, повышение конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции в научно-технической сфере, невозможны без принятия мер по встраиванию в действующую систему налогообложения специально настроенного на решение этих задач результативного налогового механизма.

Некоторые меры в этом направлении уже приняты. За период с 2008 по 2016 год в налоговом законодательстве произошли значительные изменения, направленные на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности как важнейшего фактора будущего роста налоговых доходов. С 2008 года освобождена от НДС: передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль научных организаций, включены средства, полученные из зарегистрированных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности; к основной норме амортизации установлен повышающий коэффициент (не более 3-х) для основных средств, используемых для научно-технической деятельности и др. В настоящее время разрешено списание в налоговом учете стоимости нематериальных активов инновационной направленности (исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и др.) в течение двух лет через механизм амортизации; увеличена сумма инвестиционного налогового кредита с 30 до 100% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого для проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства.

Приняты специальные меры, связанные с налогообложением прибыли от исследований, разработок и коммерциализации их результатов инновационных компаний, получивших статус участника проекта технопарка «Сколково», включающие освобождение от налога на прибыль организаций в течение 10 лет с момента регистрации при условии, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) такого участника не превышает 1 млрд руб. в год. С 01.01.2012 вступили в силу уточненные правила вычета расходов на определенные типы НИОКР с коэффициентом 1,5. Предусмотрен двухлетний срок амортизации по некоторым видам нематериальных активов (для основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, применяется специальный коэффициент, который не может быть выше трех).

Существенные льготы введены по налогу на прибыль организаций в части зачисляемой в федеральный бюджет (с 2012 по 2018 гг. введена нулевая ставка налога) для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны (ОЭЗ), субъектам РФ разрешено устанавливать пониженную налоговую ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты. С 2013 г. в целях обновления основных фондов и снижения налоговой нагрузки из перечня объектов налога на имущество организаций исключено движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. В дальнейшем, по мере вывода из эксплуатации оборудования, принятого на учет до этого срока, налогом будет облагаться только недвижимое имущество. Можно приводить и другие меры налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности российских организаций.

Однако следует констатировать: серьезного изменения в хозяйственном поведении российского бизнеса не произошло. Причин несколько, главная же заключается в несистемности вводимых льгот, их слабой стимулирующей силы, сложности администрирования вводимых льгот… Так, в частности, был внесен ряд дополнений в гл. 25 НК РФ, несколько усиливающих действие налоговых регуляторов в отношении НИОКР, осуществляемых самими организациями: изменены срок и порядок признания расходов по НИОКР для целей налогообложения (независимо от полученного результата); введен в действие повышающий коэффициент (1,5) и др. Но одновременно было усилено администрирование указанных льгот: предоставление в налоговый орган (НО) отчета о выполнении НИОКР, оформленного по национальным стандартам оформления научных и технических отчетов с правом осуществления НО их экспертизы и др. Эта же оценка может быть распространена и на изменения в налоговом законодательстве, касающиеся механизма ускоренной амортизации (УА), не говоря уже об инвестиционном налоговом кредите.

Таким образом, наметилась определенная положительная тенденция в признании целесообразности применения селективных мер поддержки инвестиционных и инновационных процессов в стране посредством налогового регулирования. На повестке дня решение вопроса их системного встраивания в отечественную систему налогообложения. Наибольшим потенциалом, по нашему мнению, в этом плане обладают такие налоги, как налог на прибыль и на имущество организаций.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья