ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Офис-кампус и йога в перерыве

Мария Котова

Мария Котова

Генеральный директор УК AVICA, бизнес-пространство ROMANOV DVOR

Пандемия коронавируса и режим самоизоляции заставили работодателей по-новому взглянуть на организацию процессов в офисах. Одна за другой компании пересматривают политику аренды недвижимости и оптимизируют офисные пространства, отдавая предпочтение гибким форматам и отказываясь от «кабинетного» зонирования. Похоже, система open space переживает настоящее второе рождение, основанное на гибридных решениях. Все дело в деньгах: ведь если в традиционном офисе издержки арендатора не зависят от числа рабочих мест (сумма затрат на одного человека снижается лишь с ростом численности персонала), то при гибком подходе они растут соразмерно числу сотрудников, то есть по необходимости. Одними из первых к процессу подключились бизнес-центры класса А, обладающие большими финансовыми возможностями для концептуальной перестройки офисных пространств. Рассказываем о наиболее заметных трендах рынка офисной недвижимости столицы, к которым стоит присмотреться всем участникам.

От офисов к коворкингам

Работодатели все чаще выбирают вместо традиционных офисов коворкинги. Бизнес-центрам стоит учитывать этот тренд. В том числе это вынужденная мера. По данным исследования JLL, в первом полугодии 2020 года в эксплуатацию была введена всего 61 тыс. кв. м новых офисов, что вдвое меньше аналогичного показателя годичной давности. При этом из нынешних 19,2 млн кв. м офисных помещений в Москве на долю класса А приходится лишь 23% недвижимости, а в структуре будущего предложения (2020–2023 годы) 79% площадей будут расположены за пределами ТТК.

Впервые на столичном рынке формат коворкингов появился в 2009 году. Для небольших компаний, стартапов и фрилансеров, которые не могут позволить аренду традиционных офисов, это возможность выбрать удобное время и место работы. Для крупных игроков формат дает возможность оптимизации издержек. Все это делает коворкинги более популярными, считают аналитики Cushman & Wakefield.

Владельцы бизнес-центров класса А тоже смотрят в эту сторону, предлагая клиентам офисные помещения «под ключ» — с включенными услугами клининга, интернета, переговорными с ЖК-панелями и качественным ремонтом. Более требовательные к техническому оснащению арендаторы могут рассчитывать на AR- и VR-технологии для проведения виртуальных презентаций.

Шеринг рабочих мест

Еще одной возможностью оптимизации рабочего пространства становится концепция shared desk, когда за сотрудником не закрепляется отдельное рабочее место: для выполнения своих задач он может выбирать любую свободную локацию. Особенно легко концепцию разделяет более молодое поколение «зетов», уже столкнувшееся с проявлениями экономики совместного потребления в других сферах жизни — каршеринге, карпулинге и доставке товаров, совместном проживании в хостелах и др. Помимо прочего, такой подход к организации процессов в офисах, по данным различных исследований, способствует более тесной кросс-функциональной работе в коллективе. И с этим арендодателям тоже придется считаться.

Офисы-кампусы

Удаленная работа во время пандемии коронавируса еще больше обратила внимание бизнеса на необходимость компактной организации рабочего процесса, когда все потребности сотрудников покрываются одной локацией. В Америке такой подход называется кампусом, его прообразом стали университетские городки. Сегодня его можно встретить и в премиум бизнес-центрах, когда под одной крышей с офисными помещениями поселяются фитнес-центры, кафе и рестораны, бутики, кинотеатры, галереи, туристические и иные агентства. Таким образом, сотрудникам офисов нет нужды тратить драгоценное время на логистику к местам, где решаются их насущные вопросы, — сфера услуг сама устремляется им навстречу.

Концепт «четвертого места»

Помимо дома, работы и мест, где происходят случайные встречи, в жизни людей существует еще один тип локаций — так называемое «четвертое место», где мы ищем качественное общение, наполненное смыслом. После ограничений, связанных с самоизоляцией, а может, и благодаря им, внимание вновь переключится на офлайн-коммуникацию. Отраслевые семинары, тренинги, конференции и прочие активности, ставшие столь популярными во время «удаленки», потребуют пространства для диалога, этаких клубов по интересам. Поэтому арендодателям уже сейчас стоит задуматься над реорганизацией площадей с учетом новых вводных. Например, на территории ROMANOV DVOR таким местом станет международный проект NoôDome — площадка для сервисов и бизнесов, а также наполненная смыслом инфраструктура для диалога бизнеса, науки, культуры и образования.

ЗОЖ и комнаты для йоги 

Известно, что обилие натурального освещения, комфортная температура, чистый воздух и низкий уровень шума сокращают в среднем 4 больничных дня в год на сотрудника. Вот почему работодатели, да и сами нанимаемые ими менеджеры всех рангов все чаще обращают внимание на условия внутри офисных помещений. Кроме того, все больше компаний стараются уделять внимание профилактике заболеваний сотрудников. К слову, в США крупные корпорации обязаны иметь программы по управлению здоровьем персонала, как только его численность перевалит за тысячу человек. У нас все ограничилось лишь предложением внедрить корпоративный фитнес при более чем 250 сотрудниках.

Между тем исследование HeadHunter показало, что около трети респондентов ожидают увидеть в соцпакете абонементы в спортзал, а число вакансий с дополнительными бонусами в виде корпоративного спорта и абонемента в фитнес с 2014 года выросло в 4 раза. Все больше компаний смещают вектор внимания с ДМС на правильное питание и спортивные активности. В офисах стали появляться отдельные комнаты для занятий йогой, игры в настольный теннис, на стенах можно встретить доски для дартса и турники.

Уделяется внимание и организации непосредственно рабочего процесса. Так, все большую популярность завоевывают столы-трансформеры, позволяющие работать стоя, и прочая офисная ЗОЖ-атрибутика.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья