Семь лет назад Оксана и Константин Трошины переехали из Москвы в Котор. Они наладили связи с местными мастерами и открыли магазин сувениров Cats of Kotor. Со временем их идею переняли конкуренты, а коты с подачи супругов стали символом города. В интервью «Инвест-Форсайту» Оксана рассказала, как им удалось добиться успеха, почему в их фирме главный Константин и какую роль в переговорах с черногорцами играет «кафа».
Когда сбываются мечты
С моим мужем Константином мы учились в школе, а затем — в Полиграфическом институте. У нас сын и дочь, а теперь еще две внучки. В этом году старшая идет в школу. В Москве до переезда мы были наемными офисными сотрудниками: я занимала позицию бренд-менеджера в международной компании, а супруг — должность коммерческого директора в небольшой перспективной фирме. Мы много работали, домой приезжали только спать, как миллионы москвичей. Об эмиграции даже не думали: а зачем? У нас же все хорошо, нет смысла что-то менять. Впервые мы приехали в Черногорию в 2009 году — просто отдохнуть, перевести дух от московской суеты. И, как это часто бывает, влюбились в страну. Было ощущение, что не уезжали из России: понятная местная речь, открытые дружелюбные черногорцы, много наших соотечественников. Плюс невероятная красота Адриатики, качественные продукты, много солнца (москвичи и питерцы меня поймут). Сразу обратили внимание на активную продажу недвижимости — многие приобретали квартиры и виллы как «дальнюю дачу» для себя, детей и внуков.
Мы тоже загорелись! Несколько месяцев оформления документов — и мы счастливые обладатели той самой квартиры мечты, когда можно видеть поднимающееся из-за горы солнце или луну цвета персика; когда по морю мимо нас проходят огромные круизные лайнеры, и можно помахать им с балкона; когда на пляже загорает счастливый отпускной люд, и твои дети с радостным криком плещутся в море.
Мы до сих пор не считаем себя эмигрантами. Однако если бы стоял выбор страны, вряд ли выбрали Черногорию — слишком все местечковое, мелкое, особенно после Москвы. Эта страна скорее для малышей и пожилых людей. Молодым амбициозным людям здесь особо нечего делать. Просто, наверное, так сложился именно наш пазл — накопившаяся с годами усталость, закрытая наконец ипотека, подросшие дети, а также активно пропагандируемый в те годы дауншифтинг. Мы подумали: не пора ли немного пожить для себя, занимаясь чем-то несильно доходным, но приятным и не отнимающим много времени. Опять же — после сорока все только начинается. Можно и нужно претворять в жизнь свои юношеские мечты, ну или хотя бы попробовать, а там — будь что будет…
Первым свою мечту воплотил в реальность Константин. Окончив курсы яхтенных капитанов, он получил права на управление яхтой. В мае 2011 года супруг прилетел в Черногорию и почти сразу же нашел работу по новой специальности — стал капитаном частной 11-метровой моторной яхты, на которой проработал четыре года. В том же году я написала заявление по собственному желанию и после 17 лет работы в иностранной компании ушла в никуда. В августе прилетела к мужу, попрощавшись с мамой, детьми и любимым котом.
Хлеб, сельдь и гречка
После переезда были очень смешанные чувства. Мы бросили налаженный годами быт, устойчивую карьеру, хорошие деньги — и очутились в чужой стране (как ни крути, все-таки чужой), без особой профессии и специальности. В то же время могли в любую минуту вернуться в Москву и начать опять монотонную размеренную жизнь офисных сотрудников. Это обнадеживало. «Мы переводим дух, осматриваемся, размышляем, как жить дальше», — говорили мы себе. Главное, что поняли: надо крутить головой на 360 градусов и впитывать информацию, знакомиться с людьми, общаться, не стесняться задавать вопросы, но прежде — разобраться в себе, понять, чего действительно хочешь, и после этого начинать действовать.
Первым делом отправились на курсы черногорского языка с частным преподавателем. Всего три-четыре месяца, и мы вполне сносно заговорили в магазине, на почте, в банке. Это ни с чем не сравнимое счастье — понимать и быть понятым! Сначала нам было сложно перестроиться на местную еду. Тянуло к черному хлебу, гречке, селедке. Поэтому знакомые везли нам эти «деликатесы». Сейчас во многих супермаркетах есть полки с русскими продуктами, однако — вот незадача! — мы уже отвыкли от них.
Решение открыть свое дело пришло не сразу. Я отдохнула, голова проветрилась, стали возникать разные бизнес-идеи. Средневековый город Котор всегда притягивал своей загадочностью, историей и архитектурой. Здесь исторически было много котов. Их привозили моряки из дальних странствий в свои дома для защиты от грызунов и змей. Редкий турист пройдет равнодушным мимо играющих котят на каменных, отшлифованных временем, ступенях. Так, родилась идея сделать небольшой сувенирный магазинчик, посвященный этим пушистым обитателям старого города, с изделиями, созданными местными мастерами. То, что мы сами кошатники, пошло только в плюс. У нас здесь две своих кошки и кот. Одного за другим подобрали на набережной.
Первые шаги
Cats of Kotor — наш первый бизнес. Нас удивило и порадовало, как было просто открыть его в Черногории. Мы встретились с хозяином помещения, обговорили цену и детали договора. Параллельно оформили регистрацию фирмы и сделали регистрацию товарного знака Cats of Kotor. Магазин работает в форме ООО (мы изначально предполагали продажи на сумму не менее €17 тыс.). Регистрацию — в 2012 году она стоила €580 — и затем бухгалтерский учет мы отдали на аутсорс бухгалтерскому бюро. Хотя если есть опыт открытия фирмы и владение языком, можно самому зарегистрировать фирму. Правда, придется побегать по инстанциям — онлайн-бюрократия в Черногории не в ходу. Но местные чиновники очень открыты и дружелюбны, всегда подскажут нужную информацию.
На основании работы мы получили временный вид на жительство. Его надо продлевать каждый год, по новой собирая документы. Это не очень удобно и дорого — нужны заверенный перевод диплома об образовании (€20-30) и его нострификация (€150) — их достаточно предоставить один раз, справка из медучреждения (€35), справка о несудимости и прочие бумаги, не считая нескольких поездок в столицу Подгорицу. На получение ВНЖ уходит порядка €300 и около €100 на его продление. Если есть недвижимость и нет работы, ВНЖ выдается по недвижимости с необходимостью продлевать его каждый год. Это стоит дешевле; его имеет смысл делать, если вы проводите в стране 10-11 мес. в году. ПМЖ страна выдает теперь редко, при выполнении ряда условий, например: почти безвыездного проживания в стране, работы на одном месте в течение 5 лет и других факторов.
После регистрации нас ждало много дел — создание логотипа, разработка ассортимента, поиск персонала, разработка и заказ интерьера, вникание в детали бухгалтерии и торгового дела вообще. На это ушло почти два месяца непрерывной работы. Фирма была зарегистрирована в феврале 2012 года, сам магазин открылся в апреле. На старте пригодился мой многогранный опыт работы в отделе маркетинга — определение аудитории, ее потребностей, пресловутый SWOT-анализ, планирование бюджета и креативный подход к ключевой идее, но, конечно, в большей мере — интуиция. Еще год назад я сама была в рядах туристов и поэтому четко понимала, что им нужно. Но все же сомнений было много. Их усилили посещения моего магазина местными владельцами других сувенирниц.
«Русская, ты все, конечно, здорово придумала, — говорили они мне, — но нам жалко тебя. Через пару-тройку месяцев сбежишь отсюда».
Некоторые просто крутили пальцем у виска. Это злило и заставляло, сжав зубы, не обращать внимание на таких «доброжелателей».
Бесконечное развитие
На старте мы вложили около €10 тыс. При дальнейших продажах пускали прибыль в оборот. Первые два года рассматривали магазин скорее как полигон для моего самовыражения — я рисовала на стекле, шила игрушки, разрабатывала дизайн футболок и открыток. Со временем поняли, что такие рукотворные, немного наивные сувениры и подарки востребованы среди туристов. Но не всегда умели правильно установить продажную цену, спрогнозировать продажи, сделать заказ и вовремя организовать доставку товара. Поэтому вышли в плюс и встали на ноги только в конце третьего года. При этом все семь лет сами работаем за прилавком, в пик сезона по 10-12 часов едва ли не каждый день.
Экономика страны почти полностью построена на туризме, а сезон длится в лучшем случае 6 месяцев и очень подвержен влиянию политической и экономической обстановки как в мире, так и в отдельной стране. Когда в России подскочил евро, резко уменьшился поток наших туристов. А те, кто приезжал, высчитывал цены в рублях и слабо покупал. Поэтому в бизнесе, связанном с туризмом, просчеты (ассортимент, наценка, логистика, персонал и пр.) стоят дорого, на их исправление нет времени, а все, что заработано за лето, быстро проживается зимой, в «мертвый» сезон. Последние семь лет я постоянно что-то придумываю, зарисовываю идеи, просматриваю интернет в поисках вдохновения. Зимой мы много путешествуем, везде смотрим и оцениваем рынок сувенирки. Забавный факт: мне даже пришлось слетать домой в Москву в командировку на выставку производителей сувенирки. Под реализацию уже оформившихся идей мы неустанно ищем новых интересных мастеров, посещаем черногорские ярмарки ручной работы, просеиваем сквозь сито бизнес-требований людей и их творения. Сейчас в нашей команде порядка 25 местных мастеров, с некоторыми из них мы сотрудничаем и дружим с 2012 года. А часть из них профессионально выросли вместе с нами, сделали себе имя в стране и за ее пределами, и мы очень этим гордимся.
Товар из России берем за очень редким исключением - любой человек в поездке хочет купить что-то аутентичное. Но в нашей команде есть россияне и украинцы, живущие в Черногории. В небольшом количестве присутствует китайское производство, заказанное и созданное специально для нашего магазина, как, например, забавные железные коты — музыканты и спортсмены. Для создания таких вещей в Черногории, к сожалению, отсутствует техническая база.
После открытия нашу идею быстро переняли конкуренты: теперь кошки в Которе — настоящий символ города (а ведь когда-то крутили пальцем у виска). Практически ни один из 50 сувенирных магазинов не обошел их своим вниманием. Тем не менее уже три года подряд мы получаем сертификат от TripAdvisor как лучший магазин города. У нас есть сайт, страничка на Facebook, каждый год мы выпускаем рекламные буклеты для туристов. Наша команда из 5 человек говорит на трех языках (даже на четырех — некоторые продавцы из Украины). Я окончила 8-месячные онлайн-курсы по визуальному мерчандайзингу и витринистике и активно применяю новые знания на практике, работая с выкладкой товара, освещением и витринами. Кроме того, я занималась в Москве на курсах по росписи тканей методом холодного батика. Когда есть вдохновение и возможность, расписываю шелковые платки и шали. Наши кошки и магазин вдохновляют меня на саморазвитие. Сейчас у нас нет планов переезжать куда-либо еще. Не видим смысла на шестом десятке кардинально менять жизнь. Хотя перемены сильно заряжают, дают хороший толчок (или пинок?), позволяют оставаться молодыми душой и телом. Но даже если они произойдут, вектор нашего внимания, наша душа, все-таки в России.
Налоги и сборы
Когда мы открыли фирму, НДС был 17%, сейчас — 21%. С зарплаты в Черногории взимается подоходный налог 13%, порядка 65% составляют отчисления за медицинскую страховку и в пенсионный фонд. Прямо скажем, на пенсию мы не рассчитываем, а медстраховка нужна всегда. В тяжелые моменты к нам бесплатно выезжала скорая помощь, а также приходила медсестра ставить уколы. В поликлинике есть все специалисты; если требуется консультация и серьезное обследование, отправляют в столичный Медицинский клинический центр (причем билеты на автобус в сумме €20 оплачивает государство). Некоторые лекарства в аптеке выдают по рецепту врача бесплатно. Образование здесь тоже бесплатное — от начальной школы до высшего образования. Помимо основных налогов, есть сборы, принятые только в Которе, — например «налог на стопы». Город входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, каждый год его посещают до 2 млн туристов. Поэтому власти взимают с любой организации €200 в год за использование культурного наследия. Есть ли льготы для переехавших? Увы, никаких. Страна не ищет сама новые кадры и свежие идеи. В первые годы работы фирмы нет налоговых послаблений, как в Португалии или США. Инспекторы ходят к нам так же, как к соседу черногорцу.
Муж всему голова
В Черногории достаточно комфортно вести бизнес, но есть забавные особенности — к примеру, аналог сиесты в Испании. С 14 до 16 часов не рекомендуется беспокоить черногорцев. Нельзя игнорировать пресловутую «встречу за кофе». Познакомившись с человеком, неприлично сразу вести разговор о бизнесе. Необходимо посидеть с ним в кафе за чашечкой «кафы». Вначале обсудить погоду, семью, обязательно поискать общих знакомых и только тогда приступать к серьезному разговору. Другая самая важная особенность культуры и менталитета — главенство мужчины. В Черногории он и только он может быть директором фирмы и вести серьезные переговоры. Случайно это или нет, но наши дела пошли в гору, когда директором стал Константин.
Другие особенности ведения бизнеса в Черногории не столь забавны. Объявляемая цена на товар/услугу обычно не содержит НДС. Но в момент оплаты цена товара возрастает на 21%. Огромной проблемой является отсутствие многих привычных для россиян форм услуг или товаров. Здесь нет готовых решений по интерьеру, по профессиональному освещению, по выкладке товара для магазинов и кафе. Обычно все везут из соседних Сербии или Боснии и Герцеговины или же при закрытии одного магазина торговое оборудование перевозят в другой. Мы, например, делаем простые прозрачные пластиковые ценники и подставки под украшения и сувениры на заказ, и они стоят неприлично дорого.
В Черногории не готовят профессиональных продавцов, официантов, парикмахеров. При этом люди не могут и/или не хотят развиваться, выходить из зоны комфорта и учиться. В менталитете черногорца есть определенная недальновидность. Получив от нас заказ на новые для него работы, он может тихо исчезнуть либо освоить новый товар, сдать его нам и после этого производить продукт на продажу всему свету. С такими мастерами мы расстаемся. Но чаще всего нам везет на новые встречи с людьми, которые со временем становятся нашими друзьями.
Записала Ольга Гриневич
Фото из личного архива Cats of Kotor