ENG
В мире

Открыть магазин в Черногории: личный опыт

Семь лет назад Оксана и Константин Трошины переехали из Москвы в Котор. Они наладили связи с местными мастерами и открыли магазин сувениров Cats of Kotor. Со временем их идею переняли конкуренты, а коты с подачи супругов стали символом города. В интервью «Инвест-Форсайту» Оксана рассказала, как им удалось добиться успеха, почему в их фирме главный Константин и какую роль в переговорах с черногорцами играет «кафа».  

Когда сбываются мечты

С моим мужем Константином мы учились в школе, а затем — в Полиграфическом институте. У нас сын и дочь, а теперь еще две внучки. В этом году старшая идет в школу. В Москве до переезда мы были наемными офисными сотрудниками: я занимала позицию бренд-менеджера в международной компании, а супруг — должность коммерческого директора в небольшой перспективной фирме. Мы много работали, домой приезжали только спать, как миллионы москвичей. Об эмиграции даже не думали: а зачем? У нас же все хорошо, нет смысла что-то менять. Впервые мы приехали в Черногорию в 2009 году — просто отдохнуть, перевести дух от московской суеты. И, как это часто бывает, влюбились в страну. Было ощущение, что не уезжали из России: понятная местная речь, открытые дружелюбные черногорцы, много наших соотечественников. Плюс невероятная красота Адриатики, качественные продукты, много солнца (москвичи и питерцы меня поймут). Сразу обратили внимание на активную продажу недвижимости — многие приобретали квартиры и виллы как «дальнюю дачу» для себя, детей и внуков.

Мы тоже загорелись! Несколько месяцев оформления документов — и мы счастливые обладатели той самой квартиры мечты, когда можно видеть поднимающееся из-за горы солнце или луну цвета персика; когда по морю мимо нас проходят огромные круизные лайнеры, и можно помахать им с балкона; когда на пляже загорает счастливый отпускной люд, и твои дети с радостным криком плещутся в море.

Мы до сих пор не считаем себя эмигрантами. Однако если бы стоял выбор страны, вряд ли выбрали Черногорию — слишком все местечковое, мелкое, особенно после Москвы. Эта страна скорее для малышей и пожилых людей. Молодым амбициозным людям здесь особо нечего делать. Просто, наверное, так сложился именно наш пазл — накопившаяся с годами усталость, закрытая наконец ипотека, подросшие дети, а также активно пропагандируемый в те годы дауншифтинг. Мы подумали: не пора ли немного пожить для себя, занимаясь чем-то несильно доходным, но приятным и не отнимающим много времени. Опять же — после сорока все только начинается. Можно и нужно претворять в жизнь свои юношеские мечты, ну или хотя бы попробовать, а там — будь что будет…

Первым свою мечту воплотил в реальность Константин. Окончив курсы яхтенных капитанов, он получил права на управление яхтой. В мае 2011 года супруг прилетел в Черногорию и почти сразу же нашел работу по новой специальности — стал капитаном частной 11-метровой моторной яхты, на которой проработал четыре года. В том же году я написала заявление по собственному желанию и после 17 лет работы в иностранной компании ушла в никуда. В августе прилетела к мужу, попрощавшись с мамой, детьми и любимым котом.

Хлеб, сельдь и гречка

После переезда были очень смешанные чувства. Мы бросили налаженный годами быт, устойчивую карьеру, хорошие деньги — и очутились в чужой стране (как ни крути, все-таки чужой), без особой профессии и специальности. В то же время могли в любую минуту вернуться в Москву и начать опять монотонную размеренную жизнь офисных сотрудников. Это обнадеживало. «Мы переводим дух, осматриваемся, размышляем, как жить дальше», — говорили мы себе. Главное, что поняли: надо крутить головой на 360 градусов и впитывать информацию, знакомиться с людьми, общаться, не стесняться задавать вопросы, но прежде — разобраться в себе, понять, чего действительно хочешь, и после этого начинать действовать.

Первым делом отправились на курсы черногорского языка с частным преподавателем. Всего три-четыре месяца, и мы вполне сносно заговорили в магазине, на почте, в банке. Это ни с чем не сравнимое счастье — понимать и быть понятым! Сначала нам было сложно перестроиться на местную еду. Тянуло к черному хлебу, гречке, селедке. Поэтому знакомые везли нам эти «деликатесы». Сейчас во многих супермаркетах есть полки с русскими продуктами, однако — вот незадача! — мы уже отвыкли от них.

Решение открыть свое дело пришло не сразу. Я отдохнула, голова проветрилась, стали возникать разные бизнес-идеи. Средневековый город Котор всегда притягивал своей загадочностью, историей и архитектурой. Здесь исторически было много котов. Их привозили моряки из дальних странствий в свои дома для защиты от грызунов и змей. Редкий турист пройдет равнодушным мимо играющих котят на каменных, отшлифованных временем, ступенях. Так, родилась идея сделать небольшой сувенирный магазинчик, посвященный этим пушистым обитателям старого города, с изделиями, созданными местными мастерами. То, что мы сами кошатники, пошло только в плюс. У нас здесь две своих кошки и кот. Одного за другим подобрали на набережной.

Первые шаги

Cats of Kotor — наш первый бизнес. Нас удивило и порадовало, как было просто открыть его в Черногории. Мы встретились с хозяином помещения, обговорили цену и детали договора. Параллельно оформили регистрацию фирмы и сделали регистрацию товарного знака Cats of Kotor. Магазин работает в форме ООО (мы изначально предполагали продажи на сумму не менее €17 тыс.). Регистрацию — в 2012 году она стоила €580 — и затем бухгалтерский учет мы отдали на аутсорс бухгалтерскому бюро. Хотя если есть опыт открытия фирмы и владение языком, можно самому зарегистрировать фирму. Правда, придется побегать по инстанциям — онлайн-бюрократия в Черногории не в ходу. Но местные чиновники очень открыты и дружелюбны, всегда подскажут нужную информацию.

На основании работы мы получили временный вид на жительство. Его надо продлевать каждый год, по новой собирая документы. Это не очень удобно и дорого — нужны заверенный перевод диплома об образовании (€20-30) и его нострификация (€150) — их достаточно предоставить один раз, справка из медучреждения (€35), справка о несудимости и прочие бумаги, не считая нескольких поездок в столицу Подгорицу. На получение ВНЖ уходит порядка €300 и около €100 на его продление. Если есть недвижимость и нет работы, ВНЖ выдается по недвижимости с необходимостью продлевать его каждый год. Это стоит дешевле; его имеет смысл делать, если вы проводите в стране 10-11 мес. в году. ПМЖ страна выдает теперь редко, при выполнении ряда условий, например: почти безвыездного проживания в стране, работы на одном месте в течение 5 лет и других факторов.

После регистрации нас ждало много дел — создание логотипа, разработка ассортимента, поиск персонала, разработка и заказ интерьера, вникание в детали бухгалтерии и торгового дела вообще. На это ушло почти два месяца непрерывной работы. Фирма была зарегистрирована в феврале 2012 года, сам магазин открылся в апреле. На старте пригодился мой многогранный опыт работы в отделе маркетинга — определение аудитории, ее потребностей, пресловутый SWOT-анализ, планирование бюджета и креативный подход к ключевой идее, но, конечно, в большей мере — интуиция. Еще год назад я сама была в рядах туристов и поэтому четко понимала, что им нужно. Но все же сомнений было много. Их усилили посещения моего магазина местными владельцами других сувенирниц.

«Русская, ты все, конечно, здорово придумала, — говорили они мне, — но нам жалко тебя. Через пару-тройку месяцев сбежишь отсюда».

Некоторые просто крутили пальцем у виска. Это злило и заставляло, сжав зубы, не обращать внимание на таких «доброжелателей».

Бесконечное развитие 

На старте мы вложили около €10 тыс. При дальнейших продажах пускали прибыль в оборот. Первые два года рассматривали магазин скорее как полигон для моего самовыражения — я рисовала на стекле, шила игрушки, разрабатывала дизайн футболок и открыток. Со временем поняли, что такие рукотворные, немного наивные сувениры и подарки востребованы среди туристов. Но не всегда умели правильно установить продажную цену, спрогнозировать продажи, сделать заказ и вовремя организовать доставку товара. Поэтому вышли в плюс и встали на ноги только в конце третьего года. При этом все семь лет сами работаем за прилавком, в пик сезона по 10-12 часов едва ли не каждый день.

Экономика страны почти полностью построена на туризме, а сезон длится в лучшем случае 6 месяцев и очень подвержен влиянию политической и экономической обстановки как в мире, так и в отдельной стране. Когда в России подскочил евро, резко уменьшился поток наших туристов. А те, кто приезжал, высчитывал цены в рублях и слабо покупал. Поэтому в бизнесе, связанном с туризмом, просчеты (ассортимент, наценка, логистика, персонал и пр.) стоят дорого, на их исправление нет времени, а все, что заработано за лето, быстро проживается зимой, в «мертвый» сезон. Последние семь лет я постоянно что-то придумываю, зарисовываю идеи, просматриваю интернет в поисках вдохновения. Зимой мы много путешествуем, везде смотрим и оцениваем рынок сувенирки. Забавный факт: мне даже пришлось слетать домой в Москву в командировку на выставку производителей сувенирки. Под реализацию уже оформившихся идей мы неустанно ищем новых интересных мастеров, посещаем черногорские ярмарки ручной работы, просеиваем сквозь сито бизнес-требований людей и их творения. Сейчас в нашей команде порядка 25 местных мастеров, с некоторыми из них мы сотрудничаем и дружим с 2012 года. А часть из них профессионально выросли вместе с нами, сделали себе имя в стране и за ее пределами, и мы очень этим гордимся.

Товар из России берем за очень редким исключением ­- любой человек в поездке хочет купить что-то аутентичное. Но в нашей команде есть россияне и украинцы, живущие в Черногории. В небольшом количестве присутствует китайское производство, заказанное и созданное специально для нашего магазина, как, например, забавные железные коты — музыканты и спортсмены. Для создания таких вещей в Черногории, к сожалению, отсутствует техническая база.

После открытия нашу идею быстро переняли конкуренты: теперь кошки в Которе — настоящий символ города (а ведь когда-то крутили пальцем у виска). Практически ни один из 50 сувенирных магазинов не обошел их своим вниманием. Тем не менее уже три года подряд мы получаем сертификат от TripAdvisor как лучший магазин города. У нас есть сайт, страничка на Facebook, каждый год мы выпускаем рекламные буклеты для туристов. Наша команда из 5 человек говорит на трех языках (даже на четырех — некоторые продавцы из Украины). Я окончила 8-месячные онлайн-курсы по визуальному мерчандайзингу и витринистике и активно применяю новые знания на практике, работая с выкладкой товара, освещением и витринами. Кроме того, я занималась в Москве на курсах по росписи тканей методом холодного батика. Когда есть вдохновение и возможность, расписываю шелковые платки и шали. Наши кошки и магазин вдохновляют меня на саморазвитие. Сейчас у нас нет планов переезжать куда-либо еще. Не видим смысла на шестом десятке кардинально менять жизнь. Хотя перемены сильно заряжают, дают хороший толчок (или пинок?), позволяют оставаться молодыми душой и телом. Но даже если они произойдут, вектор нашего внимания, наша душа, все-таки в России.

Налоги и сборы

Когда мы открыли фирму, НДС был 17%, сейчас — 21%. С зарплаты в Черногории взимается подоходный налог 13%, порядка 65% составляют отчисления за медицинскую страховку и в пенсионный фонд. Прямо скажем, на пенсию мы не рассчитываем, а медстраховка нужна всегда. В тяжелые моменты к нам бесплатно выезжала скорая помощь, а также приходила медсестра ставить уколы. В поликлинике есть все специалисты; если требуется консультация и серьезное обследование, отправляют в столичный Медицинский клинический центр (причем билеты на автобус в сумме €20 оплачивает государство). Некоторые лекарства в аптеке выдают по рецепту врача бесплатно. Образование здесь тоже бесплатное — от начальной школы до высшего образования. Помимо основных налогов, есть сборы, принятые только в Которе, — например «налог на стопы». Город входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, каждый год его посещают до 2 млн туристов. Поэтому власти взимают с любой организации €200 в год за использование культурного наследия. Есть ли льготы для переехавших? Увы, никаких. Страна не ищет сама новые кадры и свежие идеи. В первые годы работы фирмы нет налоговых послаблений, как в Португалии или США. Инспекторы ходят к нам так же, как к соседу черногорцу.

Муж всему голова

В Черногории достаточно комфортно вести бизнес, но есть забавные особенности — к примеру, аналог сиесты в Испании. С 14 до 16 часов не рекомендуется беспокоить черногорцев. Нельзя игнорировать пресловутую «встречу за кофе». Познакомившись с человеком, неприлично сразу вести разговор о бизнесе. Необходимо посидеть с ним в кафе за чашечкой «кафы». Вначале обсудить погоду, семью, обязательно поискать общих знакомых и только тогда приступать к серьезному разговору. Другая самая важная особенность культуры и менталитета — главенство мужчины. В Черногории он и только он может быть директором фирмы и вести серьезные переговоры. Случайно это или нет, но наши дела пошли в гору, когда директором стал Константин.

Другие особенности ведения бизнеса в Черногории не столь забавны. Объявляемая цена на товар/услугу обычно не содержит НДС. Но в момент оплаты цена товара возрастает на 21%. Огромной проблемой является отсутствие многих привычных для россиян форм услуг или товаров. Здесь нет готовых решений по интерьеру, по профессиональному освещению, по выкладке товара для магазинов и кафе. Обычно все везут из соседних Сербии или Боснии и Герцеговины или же при закрытии одного магазина торговое оборудование перевозят в другой. Мы, например, делаем простые прозрачные пластиковые ценники и подставки под украшения и сувениры на заказ, и они стоят неприлично дорого.

В Черногории не готовят профессиональных продавцов, официантов, парикмахеров. При этом люди не могут и/или не хотят развиваться, выходить из зоны комфорта и учиться. В менталитете черногорца есть определенная недальновидность. Получив от нас заказ на новые для него работы, он может тихо исчезнуть либо освоить новый товар, сдать его нам и после этого производить продукт на продажу всему свету. С такими мастерами мы расстаемся. Но чаще всего нам везет на новые встречи с людьми, которые со временем становятся нашими друзьями.

Записала Ольга Гриневич

Фото из личного архива Cats of Kotor

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья