ENG
Статьи

Партнерство по-итальянски

Деловое сотрудничество с представителями итальянского бизнеса в России продолжает развиваться, невзирая на существующие ограничения

© Юрий Коновал / Фотобанк Лори
© Юрий Коновал / Фотобанк Лори

Итальянское бизнес-сообщество наиболее широко представлено в деловых кругах нашей страны. Так уж исторически сложилось, что именно с итальянцами нас связывают наиболее давние и крепкие деловые отношения. Возможно, именно поэтому взаимные торгово-экономические санкции между нашими странами не мешают ни работе Итало-Российской торговой палаты, ни совместной работе над развитием механизмов государственно-частного партнерства в России. Подтверждением этому может служить прошедшее на прошлой неделе открытое заседание Комитета по локализации производства и производственной кооперации Итало-Российской торговой палаты на тему: «Российское законодательство о Государственно-частном партнерстве (ГЧП) и реальные практики участия в ГЧП иностранных предпринимателей и инвесторов».

Государственно-частное партнерство представляет собой механизм взаимодействия государства и частного предприятия при строительстве значимых инфраструктурных объектов. Примерами такого сотрудничества могут стать успешно реализованные проекты в Москве. Среди наиболее крупных можно выделить замену подвижного состава метрополитена и строительство третьего транспортного кольца. «У государства закончились деньги, и поэтому оно обратилось к бизнесу», – так объяснил появление механизма государственно-частного партнерства Константин Крохин, председатель комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с Итальянской республикой Московской торгово-промышленной палаты. Но несмотря на заинтересованность государства в привлечении частного капитала для строительства инфраструктуры, законодательство в сфере ГЧП очень сложное.

«Я не предвижу всплеска интереса к ГЧП со стороны иностранных инвесторов потому, что в нашем федеральном законе есть оговорка, что в реализации проекта обязательно должна принимать участие российская компания. Именно поэтому самые «вкусные» проекты, такие как строительство дорог и мостов, достаются российским компаниям, – пояснил Крохин. – В то же время для участия в региональных или муниципальных проектах таких ограничений нет, что открывает широкое поле для деятельности».

Одной из особенностей работы итальянских предпринимателей в нашей стране стало преимущественное использование концессионного законодательства. «Концессионное законодательство достаточно жестко регламентировано и уже имеет значительную судебную практику, – пояснила Анна Персиянцева, юрист по инфраструктуре государственно-частного партнерства, адвокатское бюро «Качкин и партнеры». – Кроме того, концессия позволяет частным компаниям избежать длительной и затратной конкурсной процедуры, а государство, в свою очередь, получает экономию бюджетных средств за счет сокращения подготовительных проектных процедур».

Стоит отметить, что сейчас на рассмотрении в органах государственной власти находится более 1000 проектов. Из них около 600 по новому федеральному закону №214. В новом законе учтены ряд замечаний участников Итало-Российской торговой палаты, но, кроме этого, более продуманы механизмы защиты как частного инвестора от невыгодных изменений в законодательстве, так и снижения рисков для государственных структур, которые принимают участие в проектах.

На самом деле инструмент государственно-частного партнерства существует в России уже более 10 лет. Множество проектов уже реализовано. И если, как отмечают эксперты, участие иностранных инвесторов в реализации федеральных проектах почти невозможно, то региональные власти сами ищут и приглашают предпринимателей из разных стран.

Автор: Анна Варкентина

Материалы по теме


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.