Технологии

Как «Почта России» становится цифровой компанией

ФГУП «Почта России» намерена стать современной цифровой компанией. В  2007 году почтовый оператор стал осуществлять трекинг писем и посылок, позволяющий отследить их своевременную доставку, в 2016 году — запустил «Почта Маркет», чтобы обеспечить товарами жителей удаленных и труднодоступных регионов, а в 2018 году намерен проводить испытания беспилотников, роботов и, возможно, технологии блокчейн. Об «инновационных» планах рассказал гендиректор «Почты России» Николай Подгузов на пресс-конференции, посвященной Форуму генеральных директоров почтовых служб мира. Позже глава почтового ведомства заявил, что на обновление инфраструктуры «Почты России» потребуется привлечь 50 млрд рублей.

© Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори

Трекинг и маркетплейс 

Ежегодно «Почта России» принимает около 2,5 млрд писем (из них 1 млрд — от госорганов) и обрабатывает около 297 млн посылок. Сервис трекинга, позволяющий отследить, где находится письмо или посылка, запущен «Почтой России» в тестовой версии еще в 2007 году. Правда, почтовые работники не всегда сообщают о нем клиентам, предлагая бумажные уведомления; тем не менее, сервис работает. С августа 2017 года через сайт «Почты России» можно отследить по штрих-кодам и посылки крупнейшего онлайн-продавца китайской AliExpress в России. Ранее AliExpress недорогие посылки трекерами не обеспечивала — и тем самым не могла гарантировать их доставку.

Однако по бизнес-модели «Почта России» продолжает пока оставаться социальным предприятием:  у ФГУПа свыше 30 тыс. почтовых отделений находятся в сельской местности. Поэтому в 2016 году для жителей удаленных и труднодоступных регионов был запущен «Почта Маркет». Около сотни тысяч товаров — бытовую технику, косметику, игрушки и пр. — теперь возможно купить через почтовые отделения. В сентябре в каталоге «Почта Маркет» появились смартфоны, планшеты, смарт-часы Samsung. Сервис был задуман как коммерческий; в удаленных районах он может конкурировать с китайским AliExpress.

Гендиректор «Почты России» Николай Подгузов говорит, что «хотя «Почта Маркет» находится в зачаточном состоянии, но уже сегодня приносит около половины дохода «Почты России»».

Однако в первом полугодии 2017 года, по данным отчета Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля «Почты России» на рынке доставки товаров e-commerce (включая отправления из иностранных интернет-магазинов и доставку на внутреннем рынке) выросла на 4,5 п.п. — до 67,5%.  АКИТ подсчитала: объем рынка интернет-торговли в России в первом полугодии 2017 года увеличился на 22% — до 498 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а до конца года, по прогнозам, достигнет около 1,15 трлн руб. По мнению АКИТ, «Почта России» является драйвером роста цифровой экономики России. На сегодняшний день компания обеспечивает более 18% оборота цифровой экономики.

Стоит отметить, что, по данным «Почты России», с 2012 года количество международных посылок увеличилось в 10 раз. В этом году оператор готовится обработать около 620 млн таких посылок — против 475 млн в прошлом году.

«Почта России» и платежная система

Чтобы обслуживать растущие обороты интернет-торговли, «Почта Маркет» и другие транзакции, «Почта России» готовит к запуску собственную платежную систему. С помощью сервиса можно будет оплачивать штрафы, налоги, коммунальные услуги, товары и доставку посылок. Расчетным банком платежной системы станет «Почта Банк».  Этот банк в настоящее время наращивает сеть и к 2018 году будет представлен в 15 тыс. отделений «Почты России» по всей стране. К 2023 году клиентская база «Почта Банка» составит порядка 15 млн человек — и до 30% из них придется на долю пенсионеров.

«Мы обязательно будем присутствовать там, где другие банки исчезают, — подчеркнул Николай Подгузов, — и предоставлять весь спектр финансовых услуг».

Ежегодный объем транзакций, которые проходят через «Почту России», составляет более 3,3 трлн руб. Это пенсии, платежи и переводы. «Почта Банк» конкурирует со Сбербанком за пенсионеров, предлагая им более высокие проценты на остатки счетов по картам «Мир». Кроме того, как утверждает Подгузов, «Почта России» предоставляет самые лучшие условия для пересылки денег домой трудовым мигрантам. Каждый год в Россию приезжает около 4-4,5 млн трудовых мигрантов, которые регулярно отправляют заработок своим семьям на родину.

Стоимость проекта платежной системы «Почты России» может составить до 1,4 млрд рублей, как следует из информации на сайте госзакупок. Из 1,4 млрд непосредственно на платежную систему будут направлены 400 млн. По данным ФГУП, около 1 млрд рублей направят на развитие государственной информационной системы ЖКХ, оператором которой также является «Почта России». Основные мероприятия по созданию платежной функциональности «Почты России» планируется завершить к середине 2018 года. Согласно данным сервиса Контур.Фокус, выручка ФГУП «Почта России» в 2016 году — 164,8 млрд руб., чистая прибыль — 1,7 млрд руб.

В планах «Почты России» — не только цифровизация, но и акционирование ФГУПа. После этого компания может быть приватизирована. Опыт нового директора «Почты России» Николая Подгузова — экс-чиновника и экс-инвестиционного банкира — под такую задачу подходит. На должность главы «Почты России» Подгузов пришел с поста замминистра экономического развития РФ. Был инвестиционным банкиром в «Инвестиционном банке «Траст»», «Ренессанс капитал-Финансовый консультант», ЗАО «ВТБ Капитал».

Беспилотники и роботы

В первом-втором кварталах 2018 года «Почта России» планирует протестировать доставку писем и посылок беспилотниками. Проект начнется с Якутии.

«Основная цель — протестировать возможность доставки от сортировочных центров до удаленных отделений почтовой связи», — сказал Николай Подгузов.

По его словам, беспилотники — перспективное направление для удаленных регионов страны.

Задачу доставки грузов «Почтой России» с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Министерство связи РФ ставило еще в 2014 году. О планах первых экспериментов было объявлено в 2016-м. Тогда о доставке обычных посылок и писем речь не велась ввиду дороговизны схемы: мешало, во-первых, то, что доставка не массовая (на тот момент думали только о срочной доставке — например, медикаментов в труднодоступные районы или запчастей на сложные производства), во-вторых, подобный эксперимент требовал согласования с Росавиацией. Однако пока что «Почте России» задуманное осуществить не удалось.

Генеральный директор Всемирного почтового союза (ВПС) Бишар А. Хусейн скептически относится к дронам и БПЛА как способу массовой доставки.

«Я не представляю в небе миллионы летящих посылок», — говорит он.

Во Внуковском терминале «Почты России» сотрудников в четыре раза меньше, чем в других терминалах из-за автоматизации сортировки и других процессов, хвастается Подгузов. Тем не менее, значительная часть процессов сортировки писем и посылок в «Почте России» пока что идет вручную. О том, что роботы будут сортировать письма и развозить посылки, в компании пока только мечтают. Ориентируются на пример китайской почтовой компании Shentong, чьи роботы перевозят посылки из одной точки в другую, сортируя около 200 тыс. отправлений в день. То, что человек делает за пять часов, машина успевает за три.

Помимо прочего, у «Почты России» есть специальная компания «Почтовые технологии», где будут разрабатываться разные пилотные проекты — в том числе на блокчейне. Но пока что гендиректор «Почты России» детали подобных проектов раскрывать не готов.

Автор: Наталья Кузнецова

Сохранить

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья