ENG
Это интересно

Превращение ритейла в «умную среду»

Книга «Торговля 4.0. Цифровая революция в торговле: стратегии, технологии, трансформация» написана группой немецких специалистов и дает масштабную картину того, как диджитализация трансформирует бизнес — особенно ритейл. В книге три части, в которых поочередно рассматриваются такие вопросы, как основы цифровой трансформации, ее технологии, а также процесс трансформации торговых предприятий на пути в цифровую эпоху. Ниже с разрешения издательства «Альпина Паблишер» мы публикуем отрывок из книги. 

Коммерческое использование датчиков и цифровых меток в частной и общественной сферах растет день ото дня. Обусловлено это в том числе уменьшением их размеров и все возрастающей ценовой привлекательностью. Умное использование этих технологий призвано в первую очередь упростить быт людей и максимально автоматизировать процессы их деятельности. При этом датчики и цифровые метки связываются между собой и управляются сервисами, которые, среди прочего, анализируют полученную информацию. Такого рода среду, оборудованную датчиками и цифровыми идентификаторами, называют «умной» средой. При этом полученная с датчиков информация обрабатывается при помощи соответствующих сервисов, которые на основе этого активируют нужные цифровые метки.

Наряду с технически оборудованной средой, необходимо также собирать информацию о продукции, чтобы иметь возможность адекватно реагировать на действия клиентов. В первую очередь преимущество здесь представляет взаимно однозначная идентификация продукции в области «Интернета вещей» — в том, что касается обеспечения прозрачной и экземпляро-ориентированной подготовки и представления информации. Дополнительный источник информации представляют собой данные по производству, транспортировке и складированию таких индивидуально учитываемых экземпляров продукции.

В качестве возможного способа хранения таких данных можно упомянуть концепцию цифровой памяти изделия, которая включает в себя всю относящуюся к нему информацию.

«Умная» среда характеризуется тем, что может собирать данные о самой среде и ее пользователях, чтобы применять их для создания у них положительного опыта. Таким образом, можно дать следующее определение данного понятия: «умная» среда обладает способностью получать знания о самой среде и ее обитателях и применять их для увеличения у них положительного опыта взаимодействия с данной средой.

В качестве примеров датчиков в «умной» среде можно назвать видеокамеры и ограждения на основе беспроводных технологий. Оба датчика могут использоваться, например, для защиты от краж. Оснащенная электронной аппаратурой тележка для покупок может собирать данные обо всех товарах, находящихся в ней, а также определять свое местонахождение и передавать данные о нем.

Для передачи данных при этом можно снова использовать WLAN или другой беспроводной протокол, например, Bluetooth Low Energy (BLE). Особой формой передачи данных через BLE являются iBeacons, разработанные фирмой Apple. Они позволяют отправлять информацию на приборы, расположенные в зоне их действия, и таким образом определять координаты, или же служить в качестве информационных триггеров. Кроме того, среди цифровых идентификаторов можно выделить систему освещения, динамики, дисплеи, принтеры, радиочастотные товары и электронные ценники.

Дисплеи часто используются в качестве средства для рекламы. Радиочастотные товары могут быть оснащены, например, RFID-чипами или датчиком температуры. Наряду с аппаратным оснащением среды, и сами клиенты могут приносить в магазин датчики и цифровые метки. Кроме смартфонов, оснащенных многочисленными датчиками и цифровыми идентификаторами, все большее распространение получают также «умные» часы и «умные» очки.

В результате расширения «умных» сред путем соединения сетей датчиков и цифровых меток с киберпространством возникают киберфизические системы (CPS). Это означает, что собранные датчиками данные анализируются и сохраняются в сочетании с информацией и сервисами со всего мира. На основе этого CPS взаимодействуют активно или реактивно с физическим, а также цифровым миром. CPS рассматриваются в том числе как усовершенствованная разработка в промышленном контексте, более известная под названием «Промышленность 4.0».

Возможность обмена данными между устройствами, задействование информации со всего мира и инновационные интерфейсы для обмена данными между человеком и машиной позволяют осуществлять целенаправленное управление производственным оборудованием. Поэтому CPS представляют собой технологии, которые делают возможной реализацию инновационных прикладных задач, способствуя, например, экономии ресурсов и создавая возможности для индивидуального производства с размером партии в 1 шт.

Путем объединения всех находящихся в среде CPS образуются так называемые киберфизические среды. Аналогичным образом торговые киберфизические среды создаются путем объединения сетей датчиков и исполнительных устройств в торговых площадях с киберпространством. При этом киберпространство может, например, состоять из собранных данных по историям или из результатов интеллектуального анализа данных (Smart Data), полученных при помощи технологий «больших данных» (Big Data).

На основе использования энергоэффективных и снижающих затраты датчиков и исполнительных устройств можно оптимизировать существующие процессы и тем самым снизить расходы. К исполнительным устройствам относятся, например, электронные ценники (Electronic Shelf Labels, ESL) или цифровые рекламные щиты в виде дисплеев (Digital Signage). Использование этих исполнительных устройств позволяет автоматически менять цены без необходимости дополнительного ручного вмешательства или оперативно варьировать рекламу в магазине. Кроме того, в сфере розничной торговли используются оптические датчики для калькуляции людских потоков, которые, если, например, установить их на входе и выходе, позволяют подсчитать количество клиентов в торговой точке.

Эта информация может впоследствии быть использована для оптимизации штата сотрудников. Одновременно с этим такого рода адаптации служат и интересам клиентов. Так, например, синхронизация цен на полках и на кассе позволяет избежать риска возникновения ситуаций недовольства и раздражения, которые могут возникнуть из-за разницы цен не в пользу покупателя, и вызванной ими возможной потери доверия. Посредством объединения в сеть датчиков, цифровых идентификаторов и интеллектуальной обработки данных можно также проводить оптимизацию, которая обеспечит клиенту максимально беспроблемный и результативный процесс покупки, что одновременно влечет за собой и финансовую выгоду для магазина.

Например, значительная необходимость в оптимизации имеется в плане заполнения полок. Когда продукт с полок раскуплен, магазин лишается возможной прибыли — ситуация, более известная как Out-of-Stock (OoS). Это вызывает раздражение у покупателей, которые, в худшем случае, в будущем будут совершать покупки в другом магазине. Упущенная прибыль и реакция покупателей на ситуации OoS становились предметом множества исследований. При этом в числе прочего было установлено, что 32 % покупателей в таких случаях приобретали другое количество или другой товар того же самого производителя (Emmelhainz und Emmelhainz, 1991). 41 % клиентов приобретали продукцию конкурентов, а 14 % сменили продавца для покупки того же самого товара. Остальные же 13 % отложили покупку товара на более позднее время. Кроме того, исследования показали, что длительные ситуации OoS приводят к тому, что высокий процент покупателей в будущем начинает совершать покупки в другом магазине.

При этом не играет роли, имеется ли поблизости другая розничная торговая точка с сопоставимым ассортиментом продукции или нет, поскольку сегодня клиенты отличаются высокой мобильностью. Чтобы заблаговременно распознать приближающуюся ситуацию OoS и принять соответствующие меры по ее недопущению, можно использовать датчики. Для этих целей в исследованиях часто применялась технология радиочастотной идентификации (RFID). Данная технология позволяет проводить автоматическую инвентаризацию, при которой товарные запасы на полках учитываются и приводятся в соответствие с плановыми объемами.

Наряду с теоретической дискуссией и демонстрацией готовых прототипов имеются также и первые попытки реализации упомянутой технологии в реальных условиях розничной торговли. Так, например, в качестве пилотного проекта антеннами RFID был оснащен отдел текстиля в одном из магазинов сети Kaufhof. В числе прочего, соответствующая аппаратура была установлена в кабинках для переодевания, на участке между складом и торговым залом, на эскалаторах и в лифтах. В качестве сервисов клиентам был предложен ряд вспомогательных систем, которые предоставляют информацию об имеющихся на складе размерах и цветах выбранных товаров. Товары идентифицировались при помощи RFID-меток и таким образом автоматически распределялись по соответствующим позициям в магазине. Кроме того, аппаратное оснащение позволило провести автоматическую инвентаризацию и реализовать меры защиты от краж.

Оснащение предметов одежды RFID-метками представляет интерес ввиду их физических свойств — они не экранируются металлами и жидкостями, — а также повышения рентабельности продаж. Дополнительные расходы на RFID-метки применительно к дешевым товарам в настоящее время еще не окупают себя, из-за чего наряду с RFID-технологией предпринимаются попытки реализовать и другие варианты распознания ситуации OoS. В качестве примера можно привести чувствительные к нажиму поверхности, которые измеряют вес товара и позволяют определить степень загрузки полок на основе математической модели. Также существуют цифровые системы подачи, которые заблаговременно распознают дефицит товара на полках и соответствующим образом реагируют. Кроме того, имеются также «умные» программные решения, которые Технологический прогресс в торговле, стимулируемый ожиданиями клиентов позволяют сделать вывод о риске возникновения ситуации OoS на основе резкого повышения продаж того или иного товара.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья