Пять проблем в налоговой сфере, которые, по мнению бизнеса, необходимо решить, назвал Президент ТПП РФ Сергей Катырин на XIII Всероссийском налоговом форуме.
Проблема первая. По данным Минфина РФ, уровень налоговой нагрузки на бизнес составляет порядка 32 процента. По оценкам Палаты, уровень фискальной нагрузки в России заметно выше. Дело в том, что, помимо налогов и сборов, бизнес обязан уплачивать так называемые обязательные неналоговые платежи, которые не учитываются при подсчете совокупной нагрузки на бизнес. ТПП РФ провела анкетирование бизнеса. Так, 55 процентов опрошенных оценили уровень налоговой нагрузки как высокий, 45 — как средний. При этом 43 процента опрошенных отметили, что уровень налоговой нагрузки вырос. Как правило, уточнил Сергей Катырин, бизнес связывает рост налоговой нагрузки с отменой некоторых льгот, а также повышением налогов на землю и недвижимое имущество из-за частого завышения кадастровой стоимость объектов налогообложения. Это общероссийская проблема, которую необходимо системно решать, подчеркнул Сергей Катырин.
Проблема вторая. В России на практике налоговые льготы и преференции нередко произвольно отменяются или вводятся. При этом, по мнению Палаты, возможный макроэкономический эффект не просчитывается или просчитывается. Так произошло с налогом на движимое имущество организаций. Например, предприятие потратило значительные средства на обновление оборудования, рассчитывая на эту льготу, но решение о ее введении законодательно передают регионам. Регионы льготу предоставлять не торопятся. Мы получим рост тарифов и цен, инвестпроекты будут замедлены, а то и остановлены, утверждает Президент ТПП РФ, и заключает:
«Решения по отмене либо введению налоговых льгот должны быть более взвешенными и экономическими обоснованными».
Проблема третья. Надо завершить работу по систематизации и правовому регулированию неналоговых платежей в РФ. ГПУ Президента РФ в заключении на законопроект «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» считает, что непосредственно в законопроекте нужно предусмотреть весь перечень неналоговых платежей, установить правила исчисления отдельных платежей, конкретно определить перечень прав и обязанностей плательщиков и администраторов платежей и т.д. Закон должен стать своего рода «неналоговым кодексом».
Палата, сказал Сергей Катырин, «готова участвовать в доработке законопроекта. Но Президент РФ поручил внести его на рассмотрение Госдумы до 15 декабря нынешнего года, и времени уже практически нет, надо спешить».
Проблема четвертая. Поправки в Налоговый кодекс РФ определили критерии получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Первоначальная версия возлагала на предпринимателей обязанности по проверке своих контрагентов и ответственность за их действия. Теперь основным критерием для установления законности операций служит реальность сделки.
Однако, отмечает Сергей Катырин, «в законе отсутствуют важные для налогоплательщиков гарантии, такие как презумпция добросовестности, концепция действительного экономического смысла сделок».
Проблема пятая. Бизнес беспокоит быстрый рост количества и объемов запрашиваемой у налогоплательщика информации и документов — теперь уже в электронном виде. «Электронное общение»» должно было упростить взаимодействие с налоговыми органами. Но в запросах по-прежнему отсутствует четкое указание на необходимые документы, делается так называемый «сплошной» запрос.
«Фактически процесс уже ничем не отличается от того, когда такой же объем документов передавался в бумажном виде почтой или курьером», — считает Сергей Катырин.