ENG
Аналитика

PwC: Автопром начал выходить из кризиса

Российский авторынок подает признаки жизни: по итогам первого полугодия 2017 года он вырос на 7%. Однако о восстановлении показателей говорить еще не приходится. По самым оптимистичным прогнозам, совокупный рост рынка за текущий год не превысит аналогичного показателя 2015 года — и уж точно не дотянет до уровней 2012—2014 годов.

© Малышев Андрей / Фотобанк Лори

На протяжении последних четырех лет автомобильная отрасль в России стабильно проседала. Если в 2012 году в стране было продано 2,76 млн легковых машин, то в 2016 — всего 1,31 млн, что почти на 53% меньше. Но в нынешнем году автопром, наконец, продемонстрировал долгожданный рост.

По данным компании PwC, в первом полугодии 2017 года продажи новых легковых автомобилей в России достигли 665 тыс. единиц, увеличившись на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 623 тыс. машин.  Всего по итогам текущего года аналитики прогнозируют рост этого рынка на уровне 7-11% — до 1,4-1,46 млн реализованных автомобилей.

В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в долларах рост оказался существенно выше (28% против 5%). Причиной тому, по мнению экспертов, явилось укрепление российской валюты.

Активнее всего рванули вверх продажи иномарок — количество проданных автомобилей иностранного производства выросло на 16%, превысив среднерыночный показатель. Как сообщают в PwC, по состоянию на первое полугодие 2017 года на данный сегмент пришлось около 62% всех новых легковушек, реализованных в нашей стране.

Такому заметному росту, по мнению аналитиков, во многом способствовали разнообразные программы господдержки реализации иномарок российского производства. Импортируемые иномарки, напротив, стали продаваться хуже. По данным PwC, доля импорта в совокупных продажах за первые шесть месяцев текущего года составила около 17%, тогда как в аналогичный период 2016 года она составляла 22%. Продажи не стимулировало даже относительное укрепление рубля: объемы импортированных автомобилей в количественном выражении все равно упали.

Российские же автопроизводители в этом году пока растут практически вровень с рынком. Их продажи за первое полугодие 2017 года выросли на 8% — в основном за счет увеличения спроса на продукцию «АВТОВАЗа». Хедлайнерами в сегменте стали Lada Vesta и Lada XRAY, объемы реализации которых увеличились на 51% и 92% соответственно. Всего в структуре продаж российского автогиганта на эти две модели приходится 37% всех продаж, и во всем модельном ряду тольяттинского производителя только лишь они демонстрируют прирост. Аналитики предполагают, что Lada Vesta и дальше ждет вполне светлое будущее. Ее позиции могут существенно укрепиться за свет вывода на рынок новых модификаций: универсалов Vesta SW и SW Cross.

Другой отечественный бренд — UAZ — не может похвастать позитивной динамикой: для него лучшие времена еще не наступили. За первое полугодие нынешнего года продажи его автомобилей в России упали на 29% из-за существенного снижения спроса на модели Patriot и Hunter, и это несмотря на то, что сегмент кроссоверов и внедорожников (SUV) сейчас является самым популярным классом автомобилей в нашей стране. По данным PwC, рыночная доля SUV на российском рынке на данный момент составляет 41%.

Как считают эксперты, росту продаж машин, относящихся к этой категории, во многом способствовало повышение ценового барьера по льготным автокредитам с 1,15 млн до 1,45 млн руб., а также вывод на рынок сразу нескольких новых моделей, благосклонно принятых российской публикой. В числе таких новинок — корейская Hyundai Creta, французская Renault Kaptur и отечественная Lada XRAY.

Если автомобили из бюджетного и среднего сегментов наращивают продажи, то продажи машин премиального класса, напротив, снижаются. По сравнению с первым полугодием 2016 года на первые шесть месяцев года нынешнего рынок авто класса «премиум» показал отрицательную динамику, снизившись на 5%. Что любопытно, в прошлом и позапрошлом году, когда автомобильный рынок в целом демонстрировал крайне удручающие показатели, именно премиальные машины были единственным сегментом, показывавшим рост.

Среди брендов, которые продемонстрировали снижение продаж в сегменте легковых автомобилей, эксперты называют Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. При этом прирост продаж наблюдался у BMW, Volvo, Infiniti, Jaguar, Jeep, Cadillac и Mini.

Если же говорить о самых продаваемых автомобилях в нашей стране, сейчас лидерство принадлежит корейской KIA Rio. Этой обновленной модели удалось сместить с первого места своего главного конкурента —  Hyundai Solaris, который по итогам первого полугодия вообще выбыл из тройки лидеров по популярности. KIA Rio лидировала по объему продаж на протяжении целых пяти месяцев; в итоге за полугодие в целом модель показала рост на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, не исключено, что Solaris уже в скором времени сможет вернуть потерянные позиции: обновление модели вполне может спровоцировать всплеск интереса к ней со стороны автолюбителей.

Лидером по приросту продаж среди топ-15 автопроизводителей является Datsun, которому удалось увеличить объемы реализации на 32%. Тем не менее, пока бренд существенно уступает своим ближайшим конкурентам по количеству проданных машин. Эксперты считают, его нынешний рост обусловлен прежде всего низкой базой прошлого года, а также увеличением объема продаж модели on-DO за счет расширения линейки модификаций.

Автомобильных дилеров нынешний рост рынка, похоже, застал врасплох.

«Несмотря на некоторое оживление авторынка, игроки осторожно подходят к вопросу формирования заказов и управления стоками. Учитывая нестабильность российского авторынка, многие дилеры предпочли снизить количество заказов у автопроизводителей во избежание затоваривания складов. Однако на фоне укрепления рубля и постепенной реализации отложенного спроса возник дефицит наиболее востребованных автомобилей», — поясняет Олег Малышев, партнер и руководитель отдела по сопровождению сделок PwC в России.

По прогнозам компании, в ближайшие месяцы спрос на автомобили нижнего и среднего ценовых сегментов продолжит расти — дилерам следует подготовиться к увеличению числа заказов. Причем лидирующие позиции по популярности у автовладельцев будут сохранять модели машин иностранных автопроизводителей, собранные на территории нашей страны.

В целом, по данным PwC, в базовом сценарии продажи новых легковых автомобилей в России по итогам текущего года могут вырасти на 7% и достичь показателя в 1,40 млн шт. Оптимистический вариант предусматривает чуть большее увеличение — до 1,46 млн шт., что соответствует приросту на уровне 11%. Пессимистических прогнозов аналитики пока не дают.

Реализация того или иного сценария будет зависеть от экономической конъюнктуры рынка во втором полугодии.

«Одним из основных факторов при прогнозировании объема продаж легковых автомобилей в России в 2017 году стал прогноз цены на нефть. На развитие рынка будет также оказывать влияние уровень потребительской и предпринимательской уверенности. По результатам первого полугодия индексы все еще остаются на достаточно низком уровне, но, тем не менее, наблюдается положительная динамика», — резюмируют эксперты.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья