Правительство РФ рассматривает обновленный проект государственной программы развития Арктической зоны на период за 2017—2025 год. В документе прописано создание в регионах Арктики «опорных зон», в которых предлагается развивать инфраструктуру, опираясь на финансирование федерального центра. В связи с этим Министерство экономического развития обратилось к Правительству с просьбой выделить 210 млрд рублей до 2025 года, а уже в 2017 потребуется 12,9 млрд рублей.
В задачу опорных зон, по задумке Минэкономразвития, будет входить развитие транспортного потенциала Северного морского пути, наращивание экспорта транспортных услуг на основе постоянно действующих морских и речных хабов. Предполагается, что в восьми субъектах Арктики обеспечат по одной специфической опорной зоне с точечным финансированием из казны и общей поддержкой развития инфраструктуры.
Стержневыми в «опорных зонах» являются минерально-сырьевые центры, которые состоят из залежей полезных ископаемых и базируются на одной инфраструктуре. Они отгружают сырье в региональную транспортную систему и осуществляют поставки конечному покупателю. Сейчас половина всех проектов — это добыча и переработка добываемого сырья, а шельфовые и геологоразведовательные проекты составляют лишь 7%.
Программа рассчитана на прирост валового регионального продукта в Арктической зоне и на экспорт произведенного товара. Однако целевые показатели не установлены. Разработчики программы выразили готовность снизить импорт продукции в пользу освоения залежей: в 2017 до 85%, в 2020 до 65%, в 2025 году до 50%.