ENG
Мнение, Прогнозы, Технологии

Рынок цифрового контента: прогноз развития

Венера Шайдуллина

Венера Шайдуллина

Директор Центра исследований и экспертиз департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

Рынок цифрового контента появился около 20 лет назад и за это время стал одним из крупнейших сегментов экономики. Товарами служат информационно-развлекательные материалы: аудио, видео, тексты, игры, приложения. Для торговли используются виртуальные площадки, файлы распространяются по цифровым каналам. Торговля цифровым контентом в России стремительно развивается.

По данным Центра исследований и экспертиз ДПРЭД Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в 2018 году 22% россиян покупали цифровой контент. В 2015 году аналогичный показатель составил 6%. Пользователи назвали причины, по которым они выбирают платный контент:

  • Качество. Выбирая платный контент, пользователи уверены, что получат фильм в высоком разрешении, а не «снятый на коленке», текстовый файл, а не отсканированную книгу и т. д.
  • Быстрота. Покупая контент, не нужно тратить время на поиск файлов на пиратских сайтах.
  • Безопасность. При скачивании файла с официального ресурса нет риска скачать вирус.

Только 9% опрошенных людей признались, что платят за контент регулярно. Главные причины, по которой люди отказываются платить за материалы, — это низкий уровень доходов и непонимание сути авторского права. Некоторые из опрошенных заявили, что не доверяют любым покупкам в интернете.

Платная музыка

Первый сервис по торговле электронной музыкой в России запустил «Яндекс». Сервис «Музыка» начал работу в 2010 году. Спустя 2 года появилось приложение для прослушивания музыки на телефонах. В 2018 году количество слушателей «Яндекс.Музыки» составило 20 миллионов человек. Платная подписка подключена у 1,75% слушателей. В 2013 году россиянам стал доступен Google Play Music, который также имеет мобильную версию. В 2015 году Apple представила службу Apple Music для покупки музыкальных композиций из iTunes Store. В 2018 году число россиян, которые покупают музыку в интернете на любом сервисе, не превысило 1 миллиона. Такая тенденция сохранится и на 2019—2020 гг.

Видеоконтент

Самым крупным участником рынка является Netflix. Аудитория сервиса достигла 130 миллионов человек из 190 стран. Популярные видеосервисы в России: Megogo, Ivi, Okko, «Амедиатека». Крупнейший российский сервис Megogo предлагает платный доступ к кинофильмам и онлайн-телевидению.

По нашим данным, от 68% до 83% людей смотрят видео с мобильного телефона. Эти люди предпочитают короткие ролики, а длинное видео смотрят за несколько сессий. Чтобы привлечь внимание пользователей, нужно предлагать разнообразные видеоролики, сделать удобный поиск по каталогу. В 2017 году рост прибыли «Мегафон ТВ» составил 60%. Прибыль компании «МегаЛабс» выросла на 90%. Производство и продажа видеороликов — перспективное направление электронной торговли. По данным агентства Sandwine, на стриминг видео приходится 58% входящего и 23% исходящего трафика. Рост потребления видео-контента наблюдается во всех странах.

Игры и приложения

Главные площадки для покупки мобильных игр и приложений — Google Play и App Store. Игры для ноутбука и компьютера можно приобрести на Steam или Origin (EA Games), для консоли — на Play Station Plus или Xbox Live Gold. В интернете есть много онлайн-игр с подпиской за доступ или дополнительными платными функциями.

В 2018 году прибыль App Store составила $42,5 миллиарда. Это в 2,5 раза больше, чем прибыль у Google Play. Разница вызвана высокой платежеспособностью клиентов Apple. В 2020 году планируется увеличение дохода от App Store на $20 миллиардов. В 2013 году жители СНГ впервые потратили больше денег на покупку игр, чем на просмотр кино. Самыми популярными стали онлайн-игры с многопользовательским режимом (30% рынка). На втором месте — социальные приложения (26% рынка). По нашим данным, в 2018 году каждый 4 россиянин играл в компьютерные игры. Объем российского рынка составил $39 миллионов. Россия вышла на первое место в мире по покупке игрового контента. По прогнозам, в 2019 году рынок превысит объем $55 миллиона.

Книги и аудиокниги

Рынок по продаже электронных книг делят «Литрес» и Bookmate. Их иностранные конкуренты пока не освоили российский рынок. Продажи компании «Литрес» в 2018 году выросли на 47%, при этом более 50% покупок было совершено с мобильных устройств. Согласно нашим исследованиям, в 2019—2020 гг. 59% пользователей интернета будут читать платные и бесплатные книги, а 23% людей будут читать только платную литературу. Главная причина такого выбора — желание вознаградить автора за труд.

Электронные СМИ

В 2011 году в России появились платные СМИ. Газета «Ведомости» создала на сайте раздел с платными статьями. Два года спустя платную подписку ввел канал «Дождь». В 2014 году появился проект Slon, сейчас известный как Republic. Выручка Republic составляет 4,6 миллиона рублей за месяц. На проект подписано 20 000 пользователей. По данным сайта «Журналист», каждое третье издание в мире предлагает платную подписку. Издания публикуют часть материалов бесплатно, чтобы читатели могли оценить качество статей, и предлагают подписку на закрытый платный раздел. В среднем прибыль электронного издания растет на 8-12% за год. Некоторые издания предлагают читателям внести добровольный платеж на развитие ресурса. По такой схеме работают «Медиазона» и «Новая газета». Согласно исследованиям Reuters Digital News Report, 14% пользователей интернета когда-либо подписывались на платные статьи.

Перспективы торговли контентом 

На постсоветском пространстве рынок торговли цифровым контентом развивается медленно. В России низкая покупательная способность населения, развита культура пиратства. По данным MUSO Reveals, наша страна занимает второе место в мире по потреблению пиратского контента. В то же время эксперты прогнозируют рост электронной торговли ближайшие 3-4 года.

Какие факторы будут способствовать развитию цифрового рынка в России:

  • Ужесточение антипиратского законодательства. Блокировка пиратских ресурсов.
  • Увеличение аудитории платежеспособных пользователей интернета.
  • Повышение гражданской сознательности. Понимание ценности авторского права.
  • Улучшение качества материала и удобства сервисов благодаря конкуренции в отрасли.
  • Повышение доверия к электронным платежным системам. Распространение электронных денег.

По прогнозу Megogo, темпы роста российского рынка будут составлять 10% за год. Наибольшую прибыль получат сайты-агрегаторы контента разных типов. По данным Relap, объем российского рынка вырос со 100 миллиардов рублей в 2011 году до 234 миллиардов рублей в 2016 году. Аналитики утверждают, что положительная динамика будет сохраняться.

Что делать бизнесу?

Большая часть рынка цифрового контента принадлежит корпорациям. Конкурировать с ними на равных достаточно сложно. Шанс на успех есть у бизнесменов, которые предложат потребителям качественный контент, удобный сервис, инновационные решения.

Как достичь успеха на рынке торговли контентом в 2019 году:

  • Публиковать часть контента бесплатно, чтобы пользователи могли оценить качество.
  • Создать удобный сервис для просмотра контента на разных устройствах.
  • Обеспечить удобный алгоритм оплаты, использовать разные платежные системы.
  • Своевременно устранять все технические сбои и ошибки в работе сайта.
  • Предложить оформить подписку, а не продавать отдельные файлы.
  • Не продавать политический, рекламный и другой заказной контент.
  • Не публиковать материалы, запрещенные законодательством РФ.
  • Вести диалог с клиентами, реагировать на предложения и отрицательные отзывы.
  • По данным Okko, 300 рублей — максимальная сумма подписки, приемлемая для клиентов.

Войти на российский рынок цифрового контента будет сложно, но возможно. В западных странах перед начинающими бизнесменами стоят более высокие барьеры. Чтобы достичь успеха на рынке, нужно развивать конкурентные преимущества, предлагать качественные материалы по низкой цене.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья