ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Сбербанк занялся цифровой медициной

Сбербанк купил 79,6% компании DocDoc.ru, лидера российского рынка по онлайн-записи к врачам. Об этом сообщил Лев Хасис, первый зампред правления Сбербанка, на пресс-конференции 25 мая. Около 20% осталось у основателя и гендиректора DocDoc.ru — Дмитрия Петрухина — и топ-менеджеров компании. Сумма сделки не раскрывается. Продавцом контрольного пакета долей выступили фонды Guard Capital и GMT, уточнил для «Инвест-Форсайта» господин Хасис. К 2020 году Сбербанк хочет занять 50-60% российского рынка цифровой медицины, объем которого к тому моменту составит 150-180 млрд рублей. 

© Андрей Попов / Фотобанк Лори

DocDoc.ru начала работу в 2012 году, на сегодня это единственная компания в России, которая имеет мобильное приложение для онлайн-записи к врачу для поликлиник. Это 98% рынка клиник и 60% рынка врачей, по словам Дмитрия Петрухина. К настоящему времени через приложение на прием к врачу записалось около 750 тыс. человек, ежедневно записывается 4 тыс. человек. DocDoc.ru помогает искать врачей среди 2 тысяч клиник, 30 тысяч врачей в 11 городах-миллионниках и еще 30 менее крупных городах. 80% записей приходится на Москву и Санкт-Петербург. DocDoc.ru располагает самой крупной в России базой врачей. У каждого врача есть рейтинг, который формируется из отзывов пациентов, которые собирает DocDoc.ru. К врачам с низким рейтингом реже записываются на прием и наоборот.

Есть несколько компаний-конкурентов  DocDoc.ru, но у них нет мобильного приложения, они просто агрегаторы данных о врачах (это Инфодоктор и Медбукинг). Крупным конкурентом DocDoc.ru может стать «Яндекс.Здоровье», по оценке Дмитрия Петрухина. Яндекс запустил свое мобильное приложения для онлайн-записи к врачу для iPhone и Android примерно год назад. Но пока этим сервисом пользуются значительно меньше,  чем DocDoc.ru, несмотря на заявленные низкие цены приема у врачей. «Яндекс.Здоровье» только налаживает этот процесс, пытается интегрироваться с клиниками.

В результате сделки по покупке DocDoc.ru Сбербанк вышел на новый для себя рынок — цифровой медицины. Это произошло в ожидании принятия закона о телемедицине, законопроект которого внесен в Госдуму в конце прошлого года. Этот закон позволит через интернет проводить консультации  пациентов, получать второе мнение, выписывать рецепты на лекарственные препараты и продавать их. Это сделает доступ к разным врачам более простым. Часто неправильные диагнозы становятся причиной смерти и более тяжелых заболеваний. С принятием закона о телемедицине DocDoc.ru может оказывать и другие цифровые услуги — медицинские консультации, продажу лекарств. Сбербанк рассчитывает на взрывной рост рынка телемедицины и хочет быть на нем лидером с долей рынка в 50-60%.

«Мы не планируем конкурировать с провайдерами медицинских сервисов, с клиниками, страховыми компаниями, многие являются нашими клиентами. Мы хотим сделать маркетплэйс, e-health-платформу для развития открытой и доступной экосистемы для удобного взаимодействия с врачами, клиниками, различным провайдерами соответствующих сервисов», — подчеркнул Хасис.

Сбербанк будет финансировать эти компании, а также и пациентов, чья страховка не покрывает стоимость лечения. Зная рейтинг клиники и состояние здоровья пациента, легче принять решение и о его финансировании. Кроме того, часто больному лучше сделать раньше какую-то дорогостоящую операцию и занять деньги у Сбербанка, чем копить их.  При этом Сбербанк заинтересован, чтобы мобильное приложение DocDoc.ru предлагали и другие банки, это позволит увеличить выручку и Сбербанка как акционера DocDoc.ru, и самой DocDoc.ru.

Закон о телемедицине вызовет рост рынка новых медицинских устройств —  приборов и биосенсоров, которые через интернет будут передавать данные о здоровье пациента врачу (Интернет вещей). Крупные технологические компании собирают большие данные, основанные на анализах пациентов, и создают системы искусственного интеллекта, который на основании обработки большого массива информации могут ставить диагноз точнее и быстрее, чем врачи. Сбербанк собирается сотрудничать с лидирующими технологическими компаниями в области искусственного интеллекта и медицинских устройств, чтобы обеспечить самыми лучшими медицинскими услугами своих клиентов и 330 тысяч своих сотрудников. Цифровая медицина позволит также сделать услуги врачей дешевле, считает Хасис. Банк планирует получать выручку от цифровой медицины к 2020 году в размере 75-90 млрд руб. Мировой рынок цифровой медицины в 2020 году будет $230 млрд.

«Наши возможности сильно выросли, нам приделали турбодвигатель», — комментирует сделку Дмитрий Петрухин.

Сбербанк и цифровая трансформация

Еще в  2016 году Сбербанк одобрил трансформацию кредитной организации в «финансовую экосистему» к концу 2018 года. Глава Сбербанка Герман Греф говорил, что если новая нефть — это данные, то Сбербанк стремится стать компанией по обработке и использованию этих данных. Способность компании использовать эти данные будет определять ее место в новой цифровой экономике.

© Игорь Долгов / Фотобанк Лори

«Наше самое большое желание — фокусироваться на цифровых технологиях», — заявил Хасис.

Финансовая экосистема Сбербанка будет включать в себя онлайн-продажи потребительских товаров, недвижимости, путешествий, разнообразных услуг. У Сбербанка уже есть цифровой сервис в области недвижимости — «ДомКлик», который позволяет купить недвижимость и оформить ипотеку под более низкий процент, не посещая офиса банка. Есть цифровые  кассовые аппараты Эватор, которые позволяют передавать в режиме онлайн данные о покупках в налоговую. Сбербанк также сам стал оказывать телекоммуникационные услуги, у него есть компания — «Сбербанк Телеком». Серьезным препятствием для развития финансовой экосистемы Сбербанка в международной деятельности являются санкции. Глобальные игроки на рынке медицины, медицинских приборов и искусственного интеллекта могут отказаться от сотрудничества со Сбербанком. Но Сбербанк удовлетворен результатами своей трансформации, в 2016 году у него самая большая прибыль за все 176 лет существования — 541,9 млрд руб. Это 47-е место в рейтинге всех публичных компаний мира.

Примеры крупнейших финансовых экосистем — американские Google, Amazon, Facebook, китайские Tencent и Alibaba, у них у всех есть свои платежные системы. По прогнозу Сбербанка, к 2025 году на экосистемы придется около 30% глобальной выручки организаций и более 40% их глобальной прибыли. Так, Китай развивает свои финансовые экосистемы за счет огромного внутреннего рынка с высоким использованием интернета (52,2% в 2016 году), быстрого экономического роста и большого количество производителей.  А Alibaba опередила крупнейшего ритейлера Walmart по выручке.

Свои финансовые экосистемы строят и другие российские банки. Например, дочерний банк банка «Открытие» «Точка» стал маркетплейсом для предпринимателей: здесь помогают регистрировать бизнес, составлять отчеты и направлять их в госорганы, платить налоги, анализировать финансы компании. «Тинькофф Банк» запустил в конце 2016 года «финансовый маркетплейс», сейчас на платформе этого банка видны платежи за любые услуги, денежные переводы с карты на карту, ипотека, госуслуги и так далее.

Автор: Наталья Кузнецова

 

Сохранить

Сохранить

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья