Почти два года прошло с момента, когда к руководству легендарной киностудии «Союзмультфильм» пришла новая команда во главе с Юлианой Слащёвой, опытным медиаменеджером, за плечами которой — выведение на устойчивые позиции таких ресурсов, как компания «СТС-Медиа», а ещё раньше — крупнейшего российского агентства стратегических коммуникаций «Михайлов и Партнёры». С корреспондентом «Инвест-Форсайта» Юлиана Слащёва беседует о том, как удалось отвести от «Союзмультфильма» угрозу банкротства, насколько важно в стремлении капитализации контента не терять связь с традициями искусства для детей и многом другом.
Антикризисный менеджмент
— Юлиана Юрьевна, вы пришли на «Союзмультфильм» в качестве антикризисного менеджера. Можно ли говорить о предварительных результатах работы?
— Мы фактически создали студию заново. Сейчас сложно представить, но ещё совсем недавно всем известный с детства «Союзмультфильм» располагался в аварийном здании, где не то что работать — находиться было опасно. Студия была по уши в долгах. Весь её коллектив представлял из себя с десяток энтузиастов, преданных делу. Ещё бы — с середины 80-х, когда началась постепенная стагнация «Союзмультфильма», сменилось несколько директоров, права на персонажей «золотой коллекции» продавались направо и налево… Да что говорить — государству в то время было не до анимации. Сейчас ситуация изменилась. Значимость и статус анимационной индустрии, её креативного и экспортного потенциала, в том числе благодаря государственной поддержке, растёт. За прошедшие месяцы нам удалось вывести студию из предбанкротного состояния, выплатить 24 млн долгов по заработной плате, налогам и арендной плате, 4 млн — подрядчикам и за коммунальные платежи и 8,3 млн — авторских вознаграждений.
«Союзмультфильм» наконец переехал в новое здание на улице Академика Королёва, где создано 200 рабочих мест, оснащенных современным оборудованием. Более того, мы получили статус технопарка: уже принимаем резидентов — небольшие, но очень перспективные студии. По количеству производимых проектов студия вышла на уровень мейджера — сейчас входим в топ-3 по объёму созданного контента. В производстве «Союзмультфильма» на данный момент порядка 10 новых проектов коммерческой анимации и ещё столько же в авторском блоке.
Важнейший итог 2018 года — выход в прокат полнометражного анимационного кукольного мультфильма «Гофманиада» режиссёра Станислава Соколова, который делался на студии 17 лет! Завершение проекта — знаковая веха, без этого мы бы просто не смогли полноценно двинуться дальше. В 2019 году также увидит свет ещё один полнометражный фильм — «Суворов», сделанный в 3D, c применением технологии motion cupture («захват движения»). В целом о наших достижениях лучше всего говорят цифры: если в 2016 году «Союзмультфильм» произвёл 96 минут анимации, в этом году — уже порядка 500. Наконец, это первый год, который студия за много лет заканчивает с прибылью. Ну и ещё одно важное направление, которое мы развиваем, — использование анимационных технологий в образовательной и просветительской инициативе «Союзмультклуб». В его рамках организуются экскурсии в наш музей, специальные программы и мастер-классы по обучению анимации. Также совместно с правительством Москвы мы разработали образовательную технологию на основе образов мультсериала «Простоквашино», которая с успехом прошла апробацию в столичных образовательных учреждениях. Думаю, это новшество найдёт успешное применение и в других российских регионах.
Первый в стране анимационный технопарк
— Как на сегодняшний день вы бы оценили конкурентоспособность бренда «Союзмультфильм»?
— Конечно, это бренд, которому доверяют; признанный показатель качества, зарекомендовавший себя годами. Знаете, когда киностудия в последний год начала набирать силу, нас часто спрашивали — не хотим ли мы сменить название, чтобы перестать ассоциироваться с советским прошлым. Но мы не собираемся этого делать! Тем более корень «союз» подразумевает объединение, что как нельзя лучше подходит первому в стране анимационному технопарку. 80 лет истории, которые у нас есть, мы расцениваем как настоящее богатство во всех смыслах. Главная задача сейчас — организовать преемственность проектов, вдохнуть новую жизнь в анимационные образы прошлого.
Сейчас, например, мы завершаем реставрацию 7 полнометражных шедевров советских лет, среди которых «Снежная королева» Льва Атаманова, «Щелкунчик» Бориса Степанцева, «Сказка о царе Салтане» Ивана Иванова-Вано и других. С помощью современных технологий будет улучшен звук, цвет картин, которые были утеряны с годами. Скоро эти фильмы вернутся на большой экран, к зрителю нового поколения, который, уверена, оценит значимость произведений, которыми вдохновлялись величайшие мастера мировой анимации, включая знаменитого Хаяо Миядзаки.
Ещё один яркий пример в этом смысле — завершившийся в декабре очередной проект «Google-чтения», который в этот раз был посвящен русским сказкам. В течение одного дня десятки людей, среди которых известные политики, общественные деятели, звёзды шоу-бизнеса, читали тексты сказок, которые в онлайн-режиме иллюстрировались кадрами из наших мультфильмов и рисунками художников киностудии в технологии 3D-рисования, что вызвало всеобщее восхищение. Нельзя забывать, что «Союзмультфильм» — ещё и богатейшая школа авторской анимации — такой, без преувеличения, нет нигде в мире, — международные эксперты очень высоко оценивают наш креативный потенциал. Мы видим очень большой интерес со стороны российских и зарубежных компаний, которые предлагают проекты коллабораций и сопроизводства. В ноябре мы подписали соглашение с крупной французской студией Cyber group studios, теперь вместе будем делать 4 сериала, которые будут показаны как в России, так и за рубежом. Отечественный зритель уже может оценить наши новые фильмы: в сентябре с рекордным охватом на канале «Карусель» вышло новое «Простоквашино», в декабре — ещё 2 свежих проекта: «Пластилинки» и «Оранжевая корова».
От каждого ведомства — тема для мультфильма?
— Экономическая составляющая творчества российских мультипликаторов — какова она, по вашей оценке, в контексте сохранения традиций и развития инноваций в мультипликации? Насколько государство участвует в ваших проектах?
— Особенность анимации в том, что это «длинные» деньги. Несмотря на то, что большую роль в анимации сейчас играют компьютерные технологии, процесс производства все равно довольно длительный. То есть вложить можно сегодня, а доход получить через несколько лет. Поэтому без серьёзных вложений со стороны государства нам будет крайне сложно быстро совершить качественный рывок. Да, сейчас мы чувствуем поддержку отрасли, особенно во взаимодействии с Российским экспортным центром, но этого пока недостаточно. Хотя об анимации сегодня много говорится как о «мягкой силе», которая существенно увеличивает эскортный потенциал товаров и услуг. Я думаю, постепенно количество вложений будет увеличиваться.
— Накопились ли у современных мультипликаторов какие-либо предложения о необходимости законов, способных стимулировать меценатов и спонсоров, готовых поддерживать коммерчески убыточные, но социально важные проекты (в т.ч. в детской мультипликации и анимации)?
— Я думаю, инициатива создания таких проектов должна исходить прежде всего от государственных органов. Да, важность и незаменимость мультфильмов в том, что они формируют ценностную картину мира. Делать из них исключительно развлекательный контент было бы неверно. В советское время существовал государственный заказ на определённые темы в анимации: «любовь к Родине», «защита слабых» «уважение к старости», что рождало удивительно привлекательные экранные образы и сюжетные линии. Сейчас мы ощущаем колоссальный запрос на мультфильмы, которые не просто развлекают, но и обучают. На мой взгляд, было бы правильно, если бы каждое ведомство в рамках своей направленности предлагало бы темы для анимации и участвовало в реализации проектов. Пока же мы самостоятельно держим марку: новые проекты «Союзмультфильма» включают образовательный аспект — мы поднимаем такие важные темы, как взаимоотношения с родителями, друзьями, в обществе.
Спрос рождает не техническое исполнение, а тематика, талант творческой группы
— Какие новейшие технологии на данный момент задействует «Союзмультфильм»? В чём мы пока отстаём от зарубежных мультипликаторов? (Или, может, они отстают от нас?)
— Вы знаете, в мире анимации наличие богатых технологических ресурсов — важное подспорье, однако не единственный определяющий показатель скачка в развитии. В мировой индустрии есть много примеров, когда проекты, выполненные в индивидуальных техниках, подхватывающие, так сказать, инсайт, запрос, исходящий от аудитории, буквально взрывали рынок. Крупнейшие зарубежные производители ищут интересные проекты и решения по всему миру; российская анимация, уже зарекомендовавшая себя на международном рынке, в этом смысле видится им очень ресурсной. На питчинге российских киностудий, который состоялся в рамках прошедшего в ноябре Санкт-Петербургского международного культурного форума, новые проекты отечественных аниматоров оценили представители крупнейших производителей из Франции, Италии, Великобритании, Канады, США. Я думаю, ещё несколько лет — и мы очень удивим мировую индустрию.
Да, пока в технологическом смысле мы существенно отстаём от зарубежных партнёров, хотя и остаёмся в тренде мировых тенденций в части дизайна образов; среди наших инструментов — самая большая в стране студия по работе с «захватом движения». Однако скоро у нас появятся и свои индивидуальные подходы — уже сейчас совместно со «Сколково» мы ведём разработку программного обеспечения для решения творческих задач наших художников.
— Насколько затратна сейчас кукольная мультипликация? Есть на неё спрос?
— Моё мнение таково: спрос рождает не техническое исполнение фильма, а ряд других факторов — тематика, талант творческой группы, грамотное продвижение. Синергия этих нюансов и является составляющей успешного продукта. Действительно, техника кукольной мультипликации не менялась практически 100 лет, которые она существует, однако магия ожившей куклы может оказывать ошеломляющее воздействие.
Когда в ноябре этого года мы организовали выставку, приуроченную к 65-летию кукольного объединения, только на её открытие пришли несколько сотен человек: они буквально пытались прорваться, чтобы увидеть экспозицию, в которую — помимо персонажей мультфильмов советских лет — вошли герои новых пластилиновых и кукольных лент. Так что нет, кукольная анимация далеко не исчерпала свой потенциал; другое дело, что с учётом сложности и длительности исполнения необходим детальный просчёт коммерческого или фестивального потенциала проекта. Для этих целей у нас на студии создан собственный художественный совет и продюсерский центр.
— «Мультфильмы для взрослых» — в советское время это направление интенсивно развивалось, достаточно вспомнить известные на весь мир имена Хитрука, Норштейна, Хржановского. Каковы перспективы сейчас?
— Тут, мне кажется, важно заметить, что анимация — прежде всего вид искусства. Стереотипное его восприятие как предназначенного исключительно для детей неверно. Если вы зайдёте на популярный мультсеанс в ближайший кинотеатр, уверяю, половина зала будет представлена взрослой публикой. Таково свойство образного языка анимации, который может быть считан вне зависимости от возраста или национальной принадлежности. То, что вы называете «мультфильмами для взрослых», скорее можно отнести к экспериментам в области авторской анимации. А они также ведутся у нас на студии. Это — кино, которое завоёвывает призы на фестивалях, своего рода мастерская идей. И это — важнейшая из причин, по которой на нашей студии делаются не только коммерческие проекты, но и предоставляются возможности молодым авторам выразить себя. Авторская и коммерческая анимация находятся в постоянном диалоге; находки, сделанные молодыми авторами, в будущем могут стать основой для визуальных и сюжетных решений популярных сериалов и полнометражных фильмов.
Беседовал Алексей Голяков