Если для нашей страны большой спорт — это большая политика, то для остального цивилизованного мира это прежде всего бизнес, который сейчас является одним из самых привлекательных объектов для инвестиций. И наиболее заметными игроками на этом рынке становятся китайские предприниматели, инвестирующие в спорт очень серьезные суммы.
Общий объем рынка мировой спортивной индустрии, в том числе и смежных с ней отраслей экономики, достигает примерно $2 трлн. В этом секторе задействовано около 100 миллионов человек по всему земному шару, и потому спортивную индустрию можно считать крупной самостоятельной отраслью, считает Ван Цзяньлинь, глава Wanda Group и мультимиллиардер, чье состояние в 2015 году оценивалось в $24,2 млрд.
Коммерциализация спорта началась еще в 19 веке, когда европейские футбольные клубы поняли, что игра в футбол — это не только развлечение, но еще и вполне неплохой заработок. Продажи билетов, выпуск одежды и аксессуаров с символикой команд, контракты на рекламу, демонстрируемую зрителям, — вот лишь краткий перечень точек соприкосновения спорта и бизнеса, на базе которых за последние 50 лет сформировалась спортивная индустрия. Сегодня во всех развитых странах это — мощный сегмент экономики, ориентированный не только на внутренний, но и на внешний спрос.
Продается всё
По мнению Вана Цзяньлиня, на данный момент существует четыре основных направления развития спортивной индустрии по всему миру, включая Китай. Первое из них — это интеграция спорта и торговли.
История спортивных состязаний насчитывает тысячелетия, но слияние спорта и коммерции достигло своего пика только в течение последних нескольких десятилетий. Например, даже беглого взгляда на одежду спортсменов достаточно, чтобы понять, насколько глубоко коммерция проникла во все аспекты спорта. Как добавляет глава Wanda Group, «коммерция похитила спорт», сделав его элементом торговли.
Предприниматели в мире всегда думают о спорте только с точки зрения коммерции. К примеру, знаете ли вы, что игры европейских профессиональных футбольных лиг проходят и транслируются во время китайского прайм-тайма? Из-за разницы во времени спортивные бизнесмены вынуждены учитывать нужды азиатской аудитории, которая является самой многочисленной в мире, а также потребности рекламодателей, желающих обратиться в том числе и к азиатам, и потому организаторам приходится корректировать время проведения наиболее популярных состязаний.
К слову сказать, права на трансляции продаются по очень высоким ценам. С одной стороны, можно сказать, что это уже относится к миру медиабизнеса, однако же это напрямую связано со спортом, который и прямым, и косвенным образом зарабатывает на этом немалые деньги.
СМИ и спорт
Отсюда следует второе направление развития спортивной индустрии — интеграция спорта и средств массовой информации. Продолжая тему трансляций, Ван Цзяньлинь отмечает, что в современном мире СМИ платят организаторам спортивных мероприятий за право показывать или освещать различные турниры и состязания для того, чтобы покрыть их издержки. При этом цены в этом сегменте постоянно растут. Конечно, средствам массовой информации тоже удается в итоге неплохо зарабатывать на увеличении своей аудитории и привлечении дополнительной рекламы. Многие медиа воспринимают спортивные мероприятия в качестве своих основных ресурсов, и эта тенденция становится все более очевидной.
Возьмем, к примеру, Чемпионат мира по футболу 2018 года в России, на котором будет присутствовать и Wanda Group. Для освещения данного турнира в Азии были предложены различные модели участия для разных типов СМИ. Если средство массовой информации имеет ограниченный бюджет, оно может приобрести право только на один тип трансляции. К примеру, телеканал может купить только разрешение на телевизионное вещание, исключая публикации в интернете; а мобильные и печатные СМИ, напротив, могут заплатить только лишь за освещение матчей в печатном виде, исключая видеотрансляции. Но если какое-то медиа сможет позволить себе приобрести полный пакет, нет проблем — платите деньги и рассказывайте о ходе ЧМ-2018 на любых своих ресурсах.
Как отмечает Ван Цзяньлинь, в рамках усеченных разрешений репортерам будет запрещено публиковать информацию непосредственно с места события: чтобы вести прямые репортажи, придется доплатить. Отдельный прайс-лист есть и на интервью. Тем журналистам, у которых права доступа не включают опцию интервью, можно будет сделать только несколько фотографий выступающих персон и не более того. По мнению предпринимателя, все это должно помочь азиатским СМИ более тонко определить свои нужды, не переплачивать лишнего, а значит, с большим энтузиазмом включиться в процесс.
Но взаимодействие СМИ и спортивных организаций не ограничивается только лишь крупными турнирами. Многие средства массовой информации даже вне мировых чемпионатов выделяют свои спортивные редакции в отдельные направления бизнеса. К примеру, телекомпании открывают спортивные телеканалы, а печатные издания выпускают обособленные приложения, посвященные только спорту. При этом бюджеты профессиональных спортивных телевизионных редакций за рубежом очень высоки и могут превышать показатели аналогичных новостных ресурсов.
Туризм и регионы
Третье направление — интеграция спорта и туризма. Уже очевидно, что за последние десятилетия спортивные события стали движущей силой развития туристической отрасли. Конкуренция за право проведения олимпийских игр или чемпионатов мира очень высока, но оно всегда того стоит: эти мероприятия способствуют привлечению туристов со всего мира больше, чем что бы то ни было.
Отсюда вытекает четвертая тенденция: влияние спорта на развитие страны в целом. Спорт стал важным элементом, способствующим развитию экономики и улучшению других аспектов жизни. К примеру, Бразилия использовала Олимпийские игры в Рио в качестве предлога, чтобы избавиться от пресловутых фавел и снести много незаконных строений, контролируемых преступным миром. Без такого масштабного спортивного мероприятия местные жители вряд ли позволили бы это сделать. Олимпийские игры в Пекине в 2008 году тоже имели большое значение для городского строительства и развития мегаполиса. Поэтому спорт позволяет еще и налаживать экономику отдельных регионов.
Китайский спорт ждет инвесторов
Сегодня существует огромный разрыв между уровнями развития массового и профессионального спорта. В США люди, которые занимаются спортом, составляют 75% от общей численности населения. Аналогичный показатель в Японии находится на уровне 70% от общей численности населения страны. А число китайцев, занимающихся спортом, согласно официальной статистике, не превышает 30% населения. Инвесторам есть, над чем задуматься.
Смотрим дальше. В США спортивная индустрия составляет около 3% от ВВП, в Японии — 2,6%. В Китае этот показатель едва достигает 0,007%. При этом всего ВВП Китая превышает 10 триллионов долларов и продолжает расти быстрыми темпами. Все это показывает, что возможности для инвесторов здесь колоссальны.
В России ситуация сильно усложняется политическим вмешательством. Главный игрок спортивной индустрии в нашей стране — это государство, в том числе в лице контролируемых им крупных корпораций. Возможно, когда-нибудь политика решит уйти из отечественного спорта, резко повысив его инвестиционную привлекательность. И тогда для инвесторов наступит золотое время.
Автор: Николай Колесников