ENG

Перейти в Дзен
В мире, Мнение, Прогнозы, Технологии

Судоходство тестирует удаленку и автоматизацию

Мария Волкова

Мария Волкова

Специалист морской отрасли, директор Moore ST

Судоходная отрасль, как и многие другие, значительно пострадала в результате вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19). В сложившейся ситуации руководству компаний отрасли пришлось сохранять спокойствие и принимать кардинальные меры для нивелирования негативных последствий. При этом основным трендом сегодняшней действительности стала максимальная автоматизация бизнеса.

Корабли автоматизируются

Среди прочего, наиболее важные вопросы, с которыми пришлось столкнуться судоходной отрасли, включают смену экипажа и его репатриацию, постройку новых судов, переоборудование и ремонт флота, навигационные ограничения, страховые покрытия и т.д. По данным Международной палаты судоходства, примерно 100 тыс. членов экипажа сталкивались с проблемой репатриации каждый месяц из-за постоянного введения новых ограничительных мер. Распространение COVID-19 вынудило судоходные компании также перейти на дистанционную работу и внедрить цифровые технологии для максимальной оптимизации бизнес-процессов.

На пятой ежегодной конференции MASRC20 (Maritime Autonomous Systems Regulatory Conference 2020), проходившей в Британской палате судоходства с 15 по 16 января 2020 года, активно обсуждался вопрос автоматизации отрасли. Как было отмечено участниками события, сокращение численности экипажа поможет компаниям сократить примерно 15–30% операционных затрат. Основными препятствиями успешной реализации данного проекта является нехватка единообразной системы регулирования процессов, а также возможная утечка информации в результате внешних кибератак.

Эксперты считают, что автоматизация судоходной отрасли — подходящая площадка для привлечения крупных инвестиций. Примером может стать международная норвежская компания Kongsberg, которая занимается созданием продуктов в сфере автоматизированных технологий, в частности навигационными и интеллектуальными системами, продуктами для самодиагностики, прогнозирования и планирования операций и коммуникационными технологиями.

Данный проект должен получить грант в размере 20,1 млн евро от программы ЕС Horizon 2020 с целью оснащения такими технологиями двух судов. Отдельно компания Kongsberg заявляла о сотрудничестве с компанией Bastø Fosen, занимающейся паромными перевозками. После интеграции автономной технологии с оборудованием судов они смогут перевозить как пассажиров, так и транспортные средства, а также с более высокой точностью выполнять все функции швартовки. Преимуществами проекта будут оптимизированный расход топлива, экономия эксплуатационных ресурсов, улучшенный хронометраж и повышение удовлетворенности клиентов. В настоящее время проводится шестимесячный испытательный период с целью минимизирования рисков столкновения судов. Ожидается, что испытанию успешно будут завершены к концу 2020 года.

Проекты автономного управления

Кто еще тестирует технологию автономного управления в этом году?

  • 27-метровый портовый буксир французской компании PSA Marine. Первые успешные испытания завершились в марте 2020 года в Сингапуре. Было подтверждено, что технология автоматизации способна самостоятельно идентифицировать и избегать препятствия — как реальные, так и виртуальные.
  • Японский консорциум, состоящий из Marubeni Corporation, Tryangle, Mitsui E&S Shipbuilding и администрации города Йокосука, запускает пилотный проект по автономной работе малогабаритных пассажирских судов с участием экипажа на начальной стадии испытаний. Тестовые испытания будут проходить на рейсовом маршруте между портами города Микаса и острова Сарусима. Испытания будут завершены к концу 2021 года, а эксплуатация разработки начнется в конце марта 2022 года.
  • Abu Dhabi Ports начала сотрудничество с военно-морскими архитекторами компании Robert Allan. Проект подразумевает автоматизацию портовых судов и морских буксиров. Дистанционное управление позволит таким судам работать в неблагоприятных погодных условиях.
  • Консорциум, состоящий из C-Job Naval Architects, LISA, Seazip Offshore Service, Sea Machines, MARIN и el-Tec elektrotechnologie, выпустил концептуальный проект автономного сторожевого судна (AGV). В случае нарушения границ AGT может связаться с вторгшимся судном, послать информацию о том, как безопасней перемещаться в этом районе, а также уведомить о локальных происшествиях. Плюсом данной разработки является еще и то, что AGV без экипажа становится намного легче и маневренней, что позволяет ему питаться от батареи.
  • Южная Корея объявила о запуске проекта по разработке судов с третьим уровнем автоматизации (дистанционное управление без экипажа на борту). Министерство торговли, промышленности и энергетики Кореи и Министерство океанов и рыболовства создали специальную рабочую группу и выделили на разработку $132 млн. К 2023 году они планируют получить 50% доли всего мирового рынка автономных судов.
  • Индийская компания Cochin Shipyard Ltd (CSL) подписала контракты на строительство и поставку двух автономных электрических грузовых паромов для норвежской компании ASKO Maritime AS. Паромы длиной 67 метров будут работать только за счёт электричества, используя батареи емкостью 1846 кВт/ч. На разработку было выделено $12,8 млн в рамках проекта по обеспечению перевозки грузов через Осло-фьорд.

Также на недавнем нидерландском форуме по морским интеллектуальным технологиям компания Kotug International, Rotortug и технический стартап Captain AI продемонстрировали новое программное обеспечение для диспетчерского планирования. Новый инструмент позволяет в режиме реального времени распланировать маршрут для судов, оснащенных автономной технологией. Программное обеспечение Captain AI Route Planner действует как Google Maps for waterways. Предполагается, что с помощью этого инструмента автономные суда, следуя по определенному маршруту, смогут экономить топливо и сокращать выбросы CO2.

В настоящее время все виды транспорта претерпевают ускоренное развитие в направлении автоматизации. Процессы, затронувшие железнодорожный транспорт, аэрокосмическую и автомобильную промышленности, сейчас активно развиваются и в судоходной отрасли. Спектр вопросов, которые необходимо будет решить, очень обширен: технические и организационные аспекты внедрения новых технологий, разработка внутренних и международных правовых норм для использования судов без экипажа, внесение изменений в морские конвенции и кодексы.

При этом социальные и практические последствия автономного судоходства и цифровизации для моряков также будут весьма значительными. Основной вопрос для судовладельцев и руководителей экипажей заключается в том, уменьшится ли потребность в квалифицированных кадрах. Уже сейчас важно понимать, какие именно квалификации будут необходимы. Рынок труда выглядит очень перспективным, но обучение при этом будет иметь решающее значение.

В это время в России

Эксперимент по эксплуатации автономных судов внутри страны стартовал 1 октября 2020 года и будет продолжаться до 31 декабря 2025 года. Регионы, которые попадают в программу, включают Санкт-Петербург, Ленинградскую, Астраханскую, Магаданскую, Сахалинскую, Калининградскую, Мурманскую и Ростовскую области, а также Краснодарский, Хабаровский и Приморские края. Цель проекта — дать возможность любым судоходным компаниям России внедрить технологию автономного управления и использовать ее при осуществлении коммерческой деятельности. Прямых инвестиций в разработки российских ученых пока не было. По мнению экспертов Moore ST, данная тенденция позволит оптимизировать не только затраты на крюинг, но также и расходы, связанные с маршрутами движения.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья