ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Нужны ли в России «умные склады»

В основе любой сложной технологии всегда лежит более простая. В случае с системой «умный склад» это технология RFID (Radio Frequency IDentification) — радиочастотная автоматическая идентификация, при помощи которой считываются данные с транспондеров (RFID-отметок). 

Александр Кондратюк / РИА Новости

Как это было

В не таком уж далеком от нас 1973 г. американец итальянского происхождения Марио Кардульо получил патент на RFID-метку вместе с перезаписываемым блоком памяти. В этом же году изобретатель Чарльз Уолтон, тоже американец, зарегистрировал свое новое изобретение — пассивный транспондер, используемый для отпирания дверей без ключа. Принцип работы был довольно прост: внутрь карты-ключа помещалась метка, которая передавала сигнал считывающему устройству, расположенному в двери. Если идентификационный номер подходил, дверь открывалась. Таким образом, любой предмет, на котором находилась RFID-метка, мог пройти идентификацию без непосредственного контакта. Для этого было нужно только внешнее считывающее устройство.

В ходе технологического развития у RFID появились новые возможности. Теперь при помощи меток мы можем передать не только минимум необходимой информации, но и любой объем дополнительной. В случае с «умными складами» это может быть срок годности продукта, данные о производителе и производстве, цвет, масса, условия хранения и многое другое.

Помимо RFID, большая роль отводится технологиям WMS (Warehouse Management System) — специальной информационной системе, автоматизирующей процессы управления работы склада. К основным функциям WMS можно отнести управление трудовыми ресурсами и основными складскими операциями (прием, комплектация, отправка товара): складирование; управление заказами или группами заказов; пополнение склада; подбор вариантов упаковки товара в зависимости от размера и условий транспортировки; автоматизированное ведение документов; создание задач для персонала и управление человеческими ресурсами.

«WMS-системы уже делают из работника склада «андроида во плоти», который, действуя по четкой инструкции, избежит 98-99% ошибок. Полевой персонал, такой как грузчики, комплектовщики и водители, практически освобождается от необходимости «додумывать». Главное, быть внимательным и действовать, исходя из технологии», — так отзывается о WMS Георгий Иващенко, руководитель проектов VENTRA Industrial.

Мировые лидеры

В мире системы автоматизации складов довольно популярны. Но, как и в любой отрасли, есть страны, технологическое развитие которых позволило им сделать мощный рывок вперед. По мнению Дениса Мариненкова, директора дивизиона инженерных моделей ГК «НЕОЛАНТ», это США и Япония. По его словам, американские предприниматели раньше других поняли, что затраты на управление складскими помещениями сильно повлияют на конечную стоимость товара. Но причина кроется не только в этом.

«Именно в Америке были созданы курьерские компании UPS, DHL, FedEx, впоследствии превратившиеся в транснациональные корпорации. Только представьте, какой огромный поток товаров проходит через многоуровневые склады — локальные, зональные, региональные, национальные и пр. Затраты на хранение и оперативное перемещение объектов на складе составляют существенную часть стоимости доставки», — говорит Мариненков.

Что касается Японии, здесь, считает он, развитие было простимулировано методологией, которая эффективно решала проблемы организации распределенных цепочек поставок — Just In Time. Ее реализация была бы невозможна без применения новейших технологий управления складским хозяйством.

Некоторые специалисты отмечают также европейские развитые системы. Например, Владимир Ласовский, менеджер по развитию бизнеса представительства Orange Business Services в России и СНГ, приводит пример «умного склада» во Франции.

«Мы проектировали умный склад для производителя FMCG-товаров во Франции, который функционировал следующим образом: каждая палета и стеллаж оснащены RFID-метками, привязанными к определенному месту на складе. При поступлении заказа сотрудники прямо на планшете видят план склада и нужные палеты. В сенсоре палеты также есть датчик движения, сигнализирующий о перемещении, а значит, если палету по ошибке передвинут не туда, датчик активирует красный светодиод и передаст сигнал в информационную систему. В зоне погрузки также установлены RFID-гейты, учитывающие погрузку конкретной палеты в определенную фуру. В совокупности это решение сокращает время загрузки одной грузовой машины с 4 часов до 1».

Но, как и Денис Мариненков, Ласовский обращает внимание на восток, приводя в пример Сингапур, где была разработана похожая программа «умный порт».

«Порт — своего рода огромный склад, где необходимо вести учет тысяч объектов. Для этого используется видеонаблюдение, Интернет вещей, контроль самоуправляемой техники (ведется мониторинг местонахождения техники, скорости ее передвижения, затрат топлива и многое другое). В работе служб и сервисов порта задействованы технологии искусственного интеллекта, Big Data, IoT. Большинство движимых объектов оснащены радиометками или беспроводными модулями связи».

Россия отстает

Что касается России, здесь мнения специалистов по большей части сходятся: во многом наша страна и отечественные компании еще не готовы к установке наиболее совершенных систем по автоматизации работы складов. Денис Мариненков, например, утверждает, что, хотя уже появилось осознание реального значения и стоимости термина «логистика», а также понимание того, что время — деньги, в России нечасто можно встретить примеры реализации концепции «умного склада». По его мнению, пока лишь немногие компании могут позволить начать движение в сторону внедрения полноценных систем контроля складского хозяйства, интегрированных с IoT, — сенсоры в товарах, машинное зрение, робототехнические системы.

«В силу «молодости» «умный склад» для основной части отечественных складских комплексов находится лишь на уровне внедрения системы управления, — объясняет Денис Мариненко, — на уровне некоего комплексного решения, совмещающего ИТ-часть, которая представляет собой систему складского учета, и аппаратную часть в виде терминалов сбора данных с RFID-меток и штрих/QR-кодов».

Однако, говоря о перспективах, Мариненков настроен достаточно оптимистично:

«Перспективы однозначно есть. Мы в начале пути. У нас большие территории, высокие показатели товарооборота между регионами, при этом логистика как отрасль находится на начальной стадии автоматизации. Даже не рассматривая ритейл, можно смело утверждать, что «складские проблемы» в крупных производственных холдингах до сих пор не решены».

Георгий Иващенко рассмотрел вопрос о состоянии «умных складов» и их перспектив в России довольно глобально. Для начала он предложил ввести условную градацию по степени сложности:

  1. Автоматизированный складской учет и документооборот. Все остальные процедуры производятся вручную.
  2. Автоматизация учета и документооборота с помощью РЧТ и интеграций с учетными системами — на складе используются радиотерминалы, данные по приходам и заказам получаются напрямую из учетных систем клиента через интеграцию.
  3. Системы с прописываемыми бизнес-процессами — в сравнении со складом №2 имеют дополнительные возможности, такие как формирование «бизнес-правил», по которым оптимизируются бизнес-процессы приемки товара, постановки на хранение и, что самое главное, оптимизация маршрутов подбора товара. Все эти правила настраиваются вручную человеком единожды, а после уже применяются системой для оптимизации бизнес-процессов. Также обладают большим набором хранимых данных, что дает новые возможности для аналитики.
  4. «Умный склад» с «умными» бизнес-процессами — здесь речь идет об улучшении «внутренностей» складов: система сама может понимать, как «оптимальнее» настроить бизнес-процесс, и помогает пользователю, указывает на «узкие места». Кроме того, на выбор пользователю даются очень неплохие практики из разных отраслей.
  5. «Умный склад» с поддержкой новых технологий организации «бизнес-процессов» — сюда входят такие технологии, как pick-by-light, pick-to-light, pick-by-voice, pick-by-vision, биотелеметрия, «видеологист», дополненная/виртуальная реальность.
  6. Склад с «полной» автоматизацией процессов — сюда можно отнести склады Amazon, автоматизированные системы Knapp, использование при работе дронов и роботов. Человек заменятся бездушной машиной, которая, не зная усталости, выполняет все указания с максимальной точностью. Однако система часто будет предъявлять жесткие требования к процессу, и любое отклонение от запрограммированной нормы приведет к «непониманию» со стороны программы, которая импровизировать не умеет. Кроме того, данные склады — очень дорогостоящее мероприятие. Требуются долгосрочные инвестиции. Только компании, обладающие большими бюджетами и существующие в относительно стабильной реальности (экономическом климате), могут себе это позволить
  7. «Умный склад» с применением технологии нейросетей и машинного обучения — это ожидаемый вектор развития складских систем, но пока еще не сегодняшний день. Машинное обучение сейчас внедряется в некоторые модули современных WMS, но полноценного алгоритма, который заменит «того самого парня», программирующего бизнес-процессы, еще нет.

Если судить российский рынок по этой системе, можно увидеть следующую картину: в данное время уровень сознательности бизнеса в сфере оплаты низкоквалифицированного труда далек от идеала. Превалируют низкие зарплаты со схемами уклонения от налогов. Соответственно, час такого труда будет явно ниже по себестоимости, чем час работы склада №6 по «условной классификации». Кроме того, законодательство постоянно и быстро меняется, предъявляются новые требования к хранению, маркировке продукции и товарной документации, хранимым данным. Стандартизация бизнес-процессов в таком климате крайне затруднительна, что затрудняет развитие складов №6, считает Георгий Иващенко.

Довольно мрачную позицию относительно места «умных складов» на отечественном рынке в данный период времени занимает Дмитрий Караваев, генеральный директор «Рент-Инвест»:

«Для России системы невыгодны, во-первых, из-за слишком высокой цены, а во-вторых, из-за отсутствия технического персонала, который бы занимался ремонтом и обслуживанием техники. Таким образом, в случае поломки необходимо будет вызывать специалиста из-за рубежа, сутки же простоя активно работающего склада можно исчислять миллионными убытками. На мой взгляд, такие технологии будут востребованы у нас чуть позже, с появлением большего количества компаний, производящих и внедряющих роботизированные складские системы, а также с возвращением на рынок международных игроков».

Только для корпораций?

В связи с тем, что WMS-системы для предпринимателей удовольствие недешевое, наряду с профессиональными фирмами, производящими и поставляющими необходимое оборудование, постоянно растет процент «самописных» систем. По большей части их созданием занимаются сами работники автоматизированных складов, обладающие необходимыми навыками, инструментами и знаниями. Тем не менее, специалисты утверждают, что спрос на официальные системы растет с каждым днем, равно как и конкуренция между фирмами, создающими WMS-системы. Денис Мариненков отмечает, что более совершенные и новые технологии пока еще не нашли свою нишу на рынке.

«Существует устойчивый спрос на внедрение систем управления складским хозяйством (софт плюс периферия для идентификации объектов хранения). Следующий уровень — Интернет вещей и роботизация. На сегодняшний день данные технологии востребованы в ограниченном объеме. Чаще всего они используются в экспериментальных проектах на крупных производственных предприятиях».

Востребованность «умных складов» для корпораций и различных крупных организаций уже не вызывает вопросов. Однако степень полезности технологий для малого бизнеса и частных предпринимателей еще не определена окончательно. По мнению Дениса Мариненкова, эти технологии принесут пользу только крупным предприятиям и корпорациям, таким как «Роснефть», «Роскосмос», «Росатом», «Лукойл», «Башнефть», а небольшим организациям и частникам лучше пользоваться услугами внешних «умных складов».

В целом, сегодня мы можем наблюдать стремительное развитие робототехники. Металлические помощники уже способны существенно облегчить и упростить работу человека. Современные системы управления складом также развиваются с огромной скоростью, многие крупные игроки торгового рынка уже пытаются свести к минимуму использование человеческого труда, заменяя людей роботами. Генеральный директор фирмы «Техноматикс» Дмитрий Павлов считает, что на некоторых складах фактически полные процессы роботизации уже произошли.

«Сейчас многие системы практически не требуют участия человека. Различного вида роботы прекрасно справляются с задачами загрузки и выгрузки склада, интеллектуальные системы гораздо лучше человека справляются с управлением всем оборудованием склада. Во многие склады уже сейчас попадают только сервисные службы для проведения ремонта и обслуживания. Поэтому будущее по факту уже стало реальностью. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда из выключенного на выходные или праздники «умного склада» никто не в состоянии даже технически достать продукт. Невозможно определить, где что лежит. А если и удастся найти, то залезть в нужный этаж на нужную полку крайне сложно».

Автор: Куракина Елизавета

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья