ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Технологии

Вечная жизнь в цифровом клоне?

Роман Романов

Роман Романов

Руководитель центра программных разработок компании «САТЕЛ»

Стремление найти способ обрести бессмертие побуждает человечество вкладывать колоссальные средства в развитие науки и медицины. В последнее время запущено множество масштабных антивозрастных кампаний, ученые в области антиэйджинговых исследований и геронтологи научились увеличивать продолжительность жизни. Так, по сравнению с 20-ми годами прошлого столетия средний срок жизни жителей развитых городов вырос с 50–60 лет до 78–82 лет. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Несмотря на многочисленные исследования, ключ к вечной жизни нашли не ученые, занимающиеся изучением физиологии организма человека, а программисты. В 2020 году корпорация Microsoft запатентовала технологию цифровой реинкарнации. Но речь идет не о типичных кадрах из фильмов, в которых человек в буквальном смысле оживает. В планах компании, оформившей патент, создавать цифровые копии людей в виде интеллектуального цифрового собеседника (чат-бота).

Чат-бот будет создан на основе информации о реальном человеке и его биологических данных. Для хранения необходимых сведений создадут специальный удаленный веб-портал. Чтобы загрузить личную информацию, можно использовать любое устройство с доступом в интернет: телефон, планшет, ноутбук или компьютер. Самое главное — возможности сервиса позволят создать не только текстового чат-бота, но двухмерную или трехмерную графическую текстурированную и анимированную модель человека, а также персонализированный синтезатор голоса.

Только представьте, если каждый желающий сможет создать электронную версию любого человека, с которым он общался или был знаком. То есть копия может быть создана без согласия родственников или самого человека, а это нарушение личностных границ. Кроме того, совершение каких-либо действий от лица человека против его воли может расцениваться как преступление.

Вместе с этим создание цифровых копий людей повлечёт за собой внедрение новых программ хранения персональных данных. Компаниям необходимо разработать максимально эффективную систему защиты базы данных, в противном случае вероятность утечки информации повысится в несколько раз. Если мошенникам удастся взломать операционную систему, конфиденциальные данные попадут в руки злоумышленников, что увеличит число преступлений в сети.

На сегодняшний момент остается непонятным, станет ли возможным создать электронного собеседника, используя информацию о живом человеке. С одной стороны, у людей появится шанс поговорить с человеком, с которым по каким-то причинам невозможно встретиться лично. Но, с другой стороны, создание цифровых копий живых людей — прямое посягательство на частную жизнь человека, а кроме того, это может привести к увеличению числа киберпреступлений.

На мой взгляд, внедрение цифровых клонов вызовет множество вопросов, в особенности с этической точки зрения. Существует опасность размытия границ между человеческим и искусственным интеллектом. Полагаю, что на сегодняшний момент основная задача разработчиков — оценить реальную необходимость создания подобных систем, а также ответить на вопрос: «Удастся ли таким образом достичь благих целей или чат-боты станут способом полного перемещения живого в цифровое?»

Образ электронного чат-бота будет сконструирован на основе целого комплекса информации о человеке. Так, при формировании цифрового клона планируется использовать всевозможные изображения и фотографии, анализировать записи и сообщения в социальных сетях, электронные письма. Кроме того, для создания слепков голоса предполагается извлекать звук с видеозаписей с участием человека и из голосовых сообщений в мессенджерах.

Таким образом, при создании чат-бота разработчики будут применять любую доступную информацию о человеке. Основой действия алгоритма станут нейросети. Интересно, что цифровой клон будет не просто писать сообщения от его имени, а отвечать на вопросы собеседника.

Для того чтобы добиться такого эффекта, в чат-бот будут внедрены специальные компьютерные алгоритмы. После этого система должна будет пройти тест Тьюринга. Это эмпирическое исследование позволит выявить способность цифрового клона мыслить. Суть теста Тьюринга заключается в следующем: человек в течение нескольких минут общается с собеседником вслепую, то есть не видя оппонента. Исходя из ответа собеседника, человек должен определить, кто с ним общается: другой человек или машина. Чат-бот успешно пройдет тест в том случае, если сможет ввести собеседника в заблуждение.

Кажется, что описанный функционал системы цифровой реинкарнации человека — это что-то из области фантастики. Но замечу: практически каждый из нас уже знаком с чат-ботом. Подобные разработки внедряются на различных платформах, например в социальных сетях, мессенджерах или используются как онлайн-консультанты на веб-сайтах. При этом чат-бот коммуницирует от лица бренда. Например, человек заходит на сайт юридической помощи, где ему помогает сориентироваться электронный помощник, который способен ответить на самые популярные запросы.

В Китае уже создан виртуальный собеседник — «Майкрософт Сяоайс», который является профессионалом сразу в нескольких областях. Чат-бот может быть певцом, чтецом детских книг, дизайнером, телеведущим или радиоведущим, журналистом и генератором биржевых сводок.

Самым популярным голосовым помощником в России является виртуальный ассистент «Алиса», созданный компанией «Яндекс» в 2016 году. «Алиса» способна распознавать живую речь, поддерживать диалог, а также отвечать на вопросы пользователей. Голосовой помощник работает на смартфонах, компьютерах, в автомобилях и в док-станциях. Популярность сервиса растет с каждым годом: согласно последним оценкам, ежедневно «Алисой» пользуются приблизительно 8 млн человек, а ежемесячная аудитория сервиса составляет 30 млн.

Голосовые помощники и чат-боты — одна из ключевых частей современного бизнеса. Крупные компании активно внедряют электронных помощников, чтобы упростить общение с клиентами и оперативно выявить потребности целевой аудитории. Телекоммуникационная компания «Мегафон» использует голосового помощника «Елена», чтобы уменьшить нагрузку на колл-центры. Сервис помогает пользователям решить простые задачи по управлению счетами, получить выписку по расходам, узнать информацию о доступных услугах. Подобная программа применяется и в компании «Тинькофф»: несложно догадаться, что имя виртуального помощника в банке — «Олег».

Несмотря на то, что темпы развития российских электронных помощников отстают от разработок китайских или американских аналогов, отечественные разработчики имеют большой потенциал. Однако широкое применение искусственного интеллекта неизбежно приведет к проблемам на рынке труда. Это связано с постепенным искоренением профессии оператора технической поддержки и телефонных консультантов.

Очевидно, что со временем голосовые помощники будут модернизироваться. Вполне возможно, в ближайшее время патент корпорации Microsoft станет реальностью, а мы сможем собственными глазами увидеть электронных двойников.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья