ENG

Перейти в Дзен
Прогнозы, Технологии

Возможна ли автоматизация психологического консультирования

Экономический прогресс и выгодные возможности для инвестирования тесно связаны с автоматизацией различных видов человеческой деятельности. Поскольку я с 1989 года довольно плотно изучаю психологию и имею опыт консультирования сотен клиентов с 2004 года, я постоянно думаю о том, чтобы автоматизировать решение проблем.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Методики есть, но ими не пользуются

Уже предпринимаются попытки создать мобильные приложения, которые оказывают психологическую помощь того или иного рода. К сожалению, исследования показывают, что эффективность таких приложений для пользователей невысокая.

Хорошая новость в том, что уже существуют высокоэффективные техники, позволяющие гармонизировать негативные эмоции и другие психологические проблемы самостоятельно, без участия психолога или тренера: EFT, ПЭАТ, Хоопонопоно, BSFF и другие. Их успешно используют сотни тысяч людей по всему миру. В том числе и автор этой статьи создал метод (на основе других), позволяющий гармонизировать негативные эмоции со скоростью порядка 5 секунд на эмоцию. Это позволяет прорабатывать в среднем 20 эмоций в час (основное время уходит на то, чтобы понять, что прорабатывать) и проработать основной объем сильных и частых негативных эмоций за 1–4 месяца при работе по часу в день, что повышает уровень душевного комфорта за это время в несколько раз или на порядок.

Также есть техники для решения внутренних конфликтов в рамках гештальт-терапии. По опыту автора, когнитивно-поведенческая терапия также дает возможность по многим частым проблемам создать готовые текстовые или видеошаблоны, которые позволяют решить или существенно облегчить проблему простым прочтением текста или просмотром видео у значительной части людей, у кого есть схожая проблема (до 60%).

Сейчас с многими техниками можно ознакомиться в текстовом виде (в т.ч. доступны бесплатно в вебе) либо в видеоформате (бесплатные видео на YouTube). Однако опыт автора показал следующие проблемы с выдачей подобных техник для самостоятельного использования.

  1. У многих людей не хватает мотивации их использовать регулярно самостоятельно — лень.
  2. Возникает сопротивление, отторжение к использованию подобных техник: психика сопротивляется изменениям, поэтому не хочется применять техники.
  3. Слишком сильные эмоции — сложно работать самостоятельно, погружаться в них (т.к. начинается истерика, сонливость, боль и т.д. ), нужна поддержка тренера или психолога.
  4. Сложности с анализом, какие негативные эмоции прорабатывать: многие люди не могут отличить одни эмоции от других, не замечают их появления, т.к. подавляют, вытесняют, поэтому не могут их прорабатывать самостоятельно, т.к. не знают даже, как их назвать или что они вообще у них есть.
  5. Далеко не все люди могут выделить в проблемной ситуации негативные эмоции, т.к. нет опыта и понимания, как объективные жизненные проблемы и проблемы с отношениями вызываются негативными эмоциями и страхами, а также ошибочными убеждениями.
  6. Многим людям сложно самостоятельно отслеживать динамику изменения интенсивности негативных эмоций после проработки, в результате сложно принимать решения о дальнейшей проработке и успехах в ней.
  7. В части случаев описание техники не учитывает индивидуальные особенности клиентов и применения ими техники, поэтому техника не дает эффекта: клиент не знает, что делать, и делает вывод, что «не помогло».
  8. Если описать все или большую часть подробностей в методике, это огромное количество материала, обычный пользователь не может столько запомнить и учесть, поэтому воспользоваться решением затруднения, даже если оно есть, — не удается: либо нужна помощь консультанта, либо эффекта нет.

Все эти причины приводят к тому, что довольно существенная часть клиентов, получив платно или бесплатно подобные методы, либо с ними даже не знакомится (реже), либо знакомится и не применяет совсем (чаще), либо применяет, но всего несколько раз и бросает (очень часто). В результате регулярной работы не получается, душевный комфорт не достигается.

Автоматизация поможет пациенту

Если удастся автоматизировать решение этих 8 проблем и заложить в программу наиболее эффективные методы гармонизации негативных эмоций и решения прочих проблем, можно сделать высокоэффективное приложение, которое будет давать значительный эффект большей части пользователей. Вот как можно решить эти проблемы автоматизированно.

  1. Программа первым делом анализирует ситуацию клиента, сводит ее к набору стандартных проблем эмоционального, когнитивного или поведенческого характера. В итоге пользователь получает набор стандартных блоков, которые он может проработать, в результате чего его уникальная ситуация, скорее всего, успешно решится.
  2. Должна вестись общая база ситуаций и негативных эмоций для всех пользователей. Пользователи будут ее пополнять, модератор редактировать, ситуации и эмоции будут предъявляться новым пользователям с предложением оценить силу эмоции, если вспомнить или представить аналогичную ситуацию.
  3. Искусственный интеллект или другой статистический механизм может анализировать профили занятий и эмоций пользователей и предсказывать, какие ситуации и эмоции могут наиболее вероятно быть для данного пользователя актуальны — их и предлагать оценить в первую очередь.
  4. Если ситуация актуальна пользователю и вызывает негативную эмоцию, она прорабатывается сразу или добавляется в план на проработку.
  5. Программа ведет статистику использования разных методов для работы с разными ситуациями и эмоциями у разных пользователей, автоматически ищет закономерности, применение каких методов дает наилучший эффект в долгосрочном плане быстрее всего, а также какие методы каким пользователям нравятся. Программа предлагает для проработки каждой ситуации и эмоции каждому пользователю тот метод, который а) будет наиболее вероятно с комфортом применяться данным пользователем; б) приведет к наилучшим долгосрочным результатам наиболее быстро.
  6. Сделать пошаговую программу, которая ведет пользователя «за руку» и в процессе анализа ситуации и эмоций, и при их проработке. Опыт подобный есть в автоматизации одного из методов — очень положительные отзывы пользователей. На каждом шаге пользователь получает простые инструкции с помощью текста или видео либо прочитывает текст или видео в качестве непосредственного инструмента воздействия. После чего выбирает один из исходов — жмет кнопку, что получилось. В зависимости от этого переходит к тому или иному следующему шагу. Это позволяет индивидуализировать прохождение по алгоритму, сделать путь наиболее коротким, а занятия комфортными, т.к. пользователю не требуется думать, что делать в процессе, а достаточно заниматься самим процессом.
  7. Если на каком-то шаге пользователь обнаружил затруднение, которое не обозначено в исходах шага, он может обратиться к эксперту, который поможет решить затруднение и внесет новый исход в данный шаг либо модифицирует шаг так, чтобы подобное затруднение не возникало, что будет приводить к регулярному улучшению качества и автоматизации программы. Если это по каким-то причинам не целесообразно (например, достигнут и так уже очень хороший уровень эффективности и автоматизации), программа может предусмотреть способ продолжения занятий без решения этого затруднения — скажем, заменить метод на альтернативный.
  8. Помимо прописывания стандартных пошаговых алгоритмов для решения разных часто встречающихся проблем, в программе можно предусмотреть участие разных авторов, которые создают разные алгоритмы с применением разных комбинаций разных методов, и излагать их по-разному. Это позволит объективно автоматически оценивать эффективность разных алгоритмов (скорость прохождения, результативность, уровень понятности, приятности, оцениваемый пользователями) и предлагать каждому пользователю тот вариант, который наилучшим образом подходит именно ему.
  9. Выявление и обработка сопротивлений к занятиям может быть плотно и неотъемлемо встроена в автоматизированный пошаговый процесс: прежде чем приступить к занятию, программа может попросить пользователя охарактеризовать и оценить состав и интенсивность его чувств и уровня желания/нежелания заниматься. Если обнаружатся сопротивления, сначала проработать их. По ходу занятий программой также может регулярно контролироваться отношение к занятиям и текущее состояние пользователя и приниматься решение о дальнейших шагах с учетом этого.
  10. Геймифицировать занятия. «Борьба» с негативными эмоциями (а на самом деле — их гармонизация) и другими проблемами может быть представлена как борьба с монстрами, кормление тамагочи, завоевание мира, завоевание аудитории и т.д. — вещи, эмоционально мотивирующие, плюс развитая система достигалок: рейтинги, конкурсы, игровые деньги, статусы, уровни, очки и т.д. Это даст основу для регулярной работы вплоть до душевного комфорта значительной части аудитории. Причем игровые надстройки над процессом могут быть разными для удовлетворения разных частей аудитории, с разными доминирующими потребностями, либо можно совместить в одной игре элементы разных игровых жанров.
  11. В программу встроить систему напоминаний о занятиях, которые могут быть выполнены как игровые уведомления: «тамагочи хочет кушать, проработайте еще какую-то фигуру», «ваш друг вас обогнал в рейтинге, вам нужно завоевать еще 4 квадрата» и т.д. 

Действительно ли все ситуации в психотерапии уникальны?

Многие профессиональные психологи и психотерапевты полагают, что автоматизировать психотерапию или психологическое консультирование невозможно в силу уникальности каждого клиента и его ситуации. К счастью, они ошибаются. Хотя есть уникальные случаи, степень похожести большинства запросов клиентов и механизмов образования проблем высока, что позволяет стандартным и автоматизированным образом анализировать ситуацию и решать большинство проблем у большинства людей набором стандартных методов.

Создание такого мобильного и десктоп-приложения для автоматизированного психологического и психотерапевтического консультирования может стоить десятки тысяч или миллионы долларов (для варианта качественной геймификации).

Однако это открывает возможность предоставить услуги высокоэффективной психотерапии массовой аудитории с проверенным и все улучшаемым качеством, поставить на поток оказание таких услуг, использовать наиболее эффективные методы в каждом случае, вовлечь и мотивировать массовую аудиторию к повышению уровня своей вменяемости и адекватности, и в итоге значительно повысить качество населения Земли, эффективно снижать объем социальных предрассудков и шовинизма, снижать уровень социальной напряженности и преступности, повышать уровень экономической активности населения (не секрет, что причина низкого уровня активности населения — в высокой степени невротизации психики), улучшать уровень здоровья населения, снижая расходы на обслуживание медицинского страхования и страхования жизни, повышать субъективное качество жизни людей, снижать объем плохого обращения с детьми и животными.

Монетизация такого приложения может быть в том, что это уникальный инструмент сбора глубокой личной информации о пользователях. Ведь для каждого пользователя создается личная карта эмоций и проблем, и она ведется в динамике. Подобная информация — ценный инструмент и для маркетологов/рекламодателей, и политологов, и для спецслужб. Помимо этого, через приложение можно продавать услуги психологов и психотерапевтов там, где стандартными методами справиться не удается (около 10–20% случаев), и платных инструментов (тренингов, методик с проверенной эффективностью) для решения узких задач платежеспособной части аудитории.

Чтобы решить проблему конфиденциальности, пользователю можно дать возможность по своему усмотрению продавать доступ к своей информации выбранным им субъектам, заинтересованным в этой информации. А обобщенные данные могут использоваться просто путем получения согласия пользователя в соглашении.

Автор: Михаил Корсанов

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья