ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью

Вячеслав Трактовенко: «Бизнесу нужны понятные правила игры и гарантии»

Благоприятные условия для ведения бизнеса являются одним из факторов экономического развития государства. Doing Business — рейтинг стран по этому показателю — составляет группа Всемирного банка. В последнем докладе Россия находится на 31 месте, опережая Францию, Нидерланды, Швейцарию и Японию. Если учесть, что стартовала Россия со 124 места, прогресс очевиден. Какая заслуга в этом самих предпринимателей и что делает бизнес, чтобы власть его услышала, «Инвест-Форсайту» рассказал координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Вячеслав Трактовенко.

Вячеслав Трактовенко: «Бизнесу нужны понятные правила игры и гарантии»Чтобы улучшить экономический климат, требуются общие усилия

— Петербургский «Клуб лидеров» появился около 6 лет назад. Почему потребовалось новое объединение, ведь в городе уже существовали разные бизнес-сообщества?

— Тогда, 6 лет назад, одной из важнейших проблем для петербургского бизнеса было отсутствие прозрачности при взаимодействии с органами власти. В первый раз я с этим столкнулся при открытии сети кафетериев, когда возникла необходимость получения различных разрешений. Случай не был единичным: в дальнейшем, когда я погрузился в девелоперский бизнес, все, что касалось изменения назначения земли, получения разрешений на строительство и так далее, вызывало серьезные сложности именно из-за этой проблемы.

Не было понятных и одинаковых для всех — с предсказуемыми сроками и требованиями — путей взаимодействия с городом для получения разрешительных документов, согласования, запуска бизнеса.

Поэтому у меня возникла мысль объединить предпринимателей, которые сталкиваются с аналогичными проблемами и сложностями и готовы что-то делать для изменения ситуации. Причем для системных улучшений — в целом для бизнеса, а не только ради себя и индивидуальных привилегий. Только так можно создать комфортную бизнес-среду.

В то же время на федеральном уровне ряд предпринимателей выступил с инициативой создания «Клуба лидеров» — как раз с целью улучшения условий ведения бизнеса. А в фокусе внимания правительства оказался проводимый «Всемирным банком» рейтинг Doing Business, который оценивает уровень качества ведения бизнеса. Видя такой интерес к проблеме со всех сторон, мы окончательно убедились в том, что курс выбран верно — так появился «Клуб лидеров» в Петербурге.

— Повлияла ли деятельность Клуба на деловой климат в регионе?

— Когда «Клуб лидеров» только начинал работать, в Петербурге еще не было ни одного инструмента для системного снижения административных барьеров. То есть не существовало Штаба при губернаторе по улучшению условий ведения бизнеса, не работала экспертная группа АСИ. Кроме того, тогда рейтинг Doing Business оценивал условия для ведения бизнеса только в Москве. Поэтому большая часть вопросов, которые поднимались на федеральном уровне в рамках Национальной предпринимательской инициативы и в решении которых участвовали члены петербургского Клуба посредством контрольных закупок, в самом Петербурге не реализовывались.

За прошедшее время — совместно с администрацией города и при активном участии Клуба в Петербурге — удалось создать инфраструктуру, необходимую для улучшения инвестиционного климата и создания конструктивного диалога бизнеса и власти. Здесь заработал Штаб по улучшению условий ведения бизнеса при губернаторе, в котором состоит достаточно большое количество рабочих групп. Эффективность работы разная, но ситуация совершенно точно стала лучше, чем когда такого формата не было в принципе.

В 2013 году была собрана экспертная группа АСИ, которая сначала закончила работу по инвестиционному стандарту АСИ, успешно реализовав все пункты стандарта в Петербурге. Группа сейчас занимается оценкой мониторинга внедрения целевых моделей по улучшению инвестиционного климата, большинство из которых в городе на данный момент тоже реализованы. Во всех этих направлениях и механизмах принимали участие члены Клуба — своей экспертизой, компетенциями, конкретными кейсами и опытом работы по профильным направлениям в собственном бизнесе.

— Позитивные изменения заметны только в Москве и Петербурге или других регионов это тоже коснулось?

— Все регионы очень сильно прибавили в части работы с инвесторами. То, что раньше отсутствовало, — единая структура по взаимодействию с инвесторами, наличие «единого окна», цифровизация сервисов, различные налоговые льготы и так далее — теперь есть практически во всех регионах.

Существенную роль сыграл национальный рейтинг инвестпривлекательности, проводимый АСИ. Регионы действительно соревнуются друг с другом, перенимают успешные меры поддержки. Правда, есть обратная сторона: во многих регионах опытные чиновники научились выстраивать правильное взаимодействие с теми, кто осуществляет оценку, не сильно заботясь о действительной инвестпривлекательности региона. В результате изменения оцениваются достаточно формально, а не с точки зрения реального эффекта и применения.

Есть еще один важный момент. С одной стороны, делается большое количество усилий, направленных на улучшение, с другой — идет увеличение налоговой базы, происходит пенсионная реформа, отсутствуют реформы в силовых структурах. Все это не способствует серьезным улучшениям на местах. И, конечно, федеральные изменения и риторика зачастую сильно расходятся с тем, что на самом деле происходит в регионах. К тому же сами изменения доходят до регионов с существенной задержкой.

— Вы проверяете реализацию в регионах законодательных новелл, направленных на улучшение инвестиционного и делового климата в стране. Процесс идет успешно, или же на местах есть какие-то недоработки и даже явное противодействие?

— Клубом в Петербурге было запущено и реализовано более 70 различных инициатив. Большинство оказались эффективными и привели к понятным измеримым улучшениям. К примеру, удалось сократить срок получения ордера ГАТИ на производство работ по технологическому присоединению к сетям до 12 рабочих дней. Ранее процедура занимала от 6 до 12 месяцев. При поддержке членов Клуба была разработана единая система строительного комплекса (ЕССК), что позволило создать «единое окно» доступа к процедурам в сфере строительства и фактически ускорило их прохождение. Так, получение разрешения на строительство теперь занимает 90 дней вместо 237.

Примеров результативных инициатив много, благодаря чему существенно изменился деловой климат в городе. Это отразилось на позиции Северной столицы в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, где в последние годы Петербург стабильно занимает высокие места (3 и 4 позиции). Значим и тот факт, что 3 года назад место России в рейтинге Doing Business стали измерять не только по Москве, но и по Санкт-Петербургу. Рост в рейтинге со 124 места до 30 за три года демонстрирует достаточно сильное улучшение инвестиционного климата. Изменения в городе на Неве играют в процессе важную роль.

Безусловно, не все задачи еще решены, это в принципе невозможно. Тем не менее мы видим позитивную динамику. Форматы, которые Клуб развивает сам и при поддержке АСИ, работают и позволяют предпринимателям находиться в активном диалоге с властью.

Не останавливаться на достигнутом

— Не секрет, что отток капитала из РФ бьет все рекорды. Почему уходят инвесторы, особенно иностранные? Можно ли как-то решить проблему? 

— Конечно, макроэкономические и геополитические изменения в стране сильно повлияли на готовность иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию. Но комфортность ведения бизнеса и большая маржинальность — не единственный критерий для принятия решения. Есть и другие факторы, которые могут помочь переломить тренд и сделать так, чтобы инвестиции оставались в стране. Бизнес всегда смотрит на понимание стабильности. Инвестиционные проекты имеют достаточно длинный цикл — от 3 до 10 лет в зависимости от сферы. И если при инвестиции в развитие бизнеса горизонт можно сократить и до полугода-года, то при создании новых предприятий такое малореализуемо. Бизнесу нужны понятные правила игры и гарантии, что они не будут меняться хотя бы в горизонте 3–5 лет, — это даст возможность планировать. Здесь высока роль государства: оно не должно принимать новых законов и создавать ограничения, которые меняли бы правила игры.

Не менее важны и такие факторы, как уровень медицинских и образовательных услуг, возможность выбора места для жизни семьи, комфортные условия для сотрудников. Это касается улучшения качества жизни и городской среды, в том числе в социальной сфере.

Еще один аспект — различные финансовые и нефинансовые меры поддержки, включая налоговые, над которыми государство старается работать сейчас. Клуб также инициирует появление таких инструментов. К примеру, сейчас активно обсуждается предоставление в Петербурге инвестиционного налогового вычета — в ближайшее время соответствующий законопроект будет принят. Также внимание надо уделять упрощению и повышению прозрачности всех процедур при взаимодействии бизнеса и власти за счет цифровизации. Здесь важно не просто перенести существующий процесс в цифру, а изменить сам поход. Если получится так сделать, это будет одним из преимуществ, которое поможет привлечь и удержать инвесторов.

— Какие вопросы к регулятору сейчас вам кажутся наиболее значимыми, требующими незамедлительных решений?

— Один из вопросов — интеграция бизнеса в национальные проекты. Государство сейчас вкладывает беспрецедентные суммы, поэтому важно, чтобы они, во-первых, расходовались эффективно, а во-вторых, притягивали и частный капитал. Сейчас такие механизмы не предусмотрены. Также мы указываем на необходимость не спускать на тормозах все процессы, которые способствовали поднятию России в рейтинге Doing Business и были начаты в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). Сейчас НПИ преобразована в проект «Трансформации делового климата» на площадке Минэкономразвития. Несмотря на то, что глава Минэкономразвития Максим Орешкин проявляет пристальное внимание к проекту, могут возникнуть определенные сложности с реализацией. Когда усилия прилагаются одним из министерств внутри правительства, то с точки зрения системных изменений это значительно сложнее, чем когда этим занималась относительно независимая организация.

Третий вопрос касается необходимости очень тесной интеграции правительства на местах с бизнесом — в части реализации проектов цифровой экономики и технологического уклада. Потому что все системные изменения в этой сфере (в том числе по трансформации сервисов, по появлению экономики данных, по улучшению качества жизни горожан) не могут происходить без участия бизнеса, и это очень важно.

— Какие задачи стоят перед Клубом сейчас? 

— Работа по снижению административных барьеров остается для нас актуальной. При этом у нее появляются акценты. Те инициативы и инфраструктура, о которых я говорил ранее, сформировали некий обязательный минимум параметров. Такой минимум должен быть в любом городе — без него в принципе принятие решения об инвестициях невозможно. Поэтому сейчас стоит делать упор на конкретные практики в отдельных направлениях, таких как строительство, энергетика, высокие технологии.

Кроме того, мы видим, что важную роль во всех отраслях начинают играть крупные компании. У крупного бизнеса гораздо больше ресурсов, что позволяет ему достаточно успешно выстраивать собственные отношения с властью и использовать механизмы, о которых я говорил ранее. В результате его доля практически на всех рынках в Петербурге растет, а малый и средний бизнес остаются без эффективного инструмента для развития и права голоса. Что в свою очередь приводит к падению конкуренции и росту цены. Поэтому мы видим свою задачу — в том числе — в выстраивании эффективных способов взаимодействия с властью для малого и среднего бизнеса, а также в создании возможностей для его участия в национальных проектах.

Еще одно направление, которое мы сейчас активно развиваем, — разработка платформы для системного запуска инновационных проектов в Петербурге. Мы создали первый «Городской цифровой акселератор», который помогает проектам запустить пилот в городе либо корпорации и при необходимости снять административные барьеры. Мы планируем, что ежегодно акселерационную программу будут проходить около 100 проектов — это достаточно много.

Одна из потенциальных инициатив, которые сейчас обсуждает Клуб, — предложение механизма интеграции частного бизнеса в национальные проекты. И создание инструментов для его участия как подрядчика и оператора бюджетных средств — с возможностью инвестировать частный капитал и получать нефинансовые меры поддержки с наделением статуса участника нацпроектов.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья