ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии, Это интересно

Самая опасная и дорогая ядерная бомба США

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

B61 является самой старой термоядерной гравитационной бомбой в Соединенных Штатах. Она была разработана в 1963-м и поставлена на вооружение в 1968-м. Ее модификации с целью повышения безопасности и надежности ядерного заряда проводились несколько раз с 1979 до 1991 г. Критические компоненты этих бомб приближаются к концу срока эксплуатации. Для поддержания безопасности и эффективности бомб B61 Национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) и Министерство обороны США разработали программу модернизации, которая должна привести к созданию новой модификации этой бомбы — B61-12.

Модернизация B61-12 имеет несколько целей: консолидация модификаций ядерной бомбы, повышение точности и решение возрастных проблем.

Консолидация

B61-12 заменит четыре из пяти предыдущих модификаций B61: 3, 4, 7, 10, кроме модификации B61-11, которая останется в эксплуатации еще на десятилетие. B61-12 также может заменить ядерную бомбу B83. Всего планируется заменить 480 бомб из 800 единиц B61.

Повышение точности

B61-12 будет оборудована хвостовым комплексом управления со встроенным GPS и инерциальной навигационной системой наведения. Это повысит ее точность попадания до радиуса в 30 метров. Новейшая на настоящий момент модификация бомбы B61-11 имеет точность до 110-170 метров. Более высокая точность должна улучшить военные возможности бомбы и сделать ее пригодной для поражения гораздо более широкого набора целей. Кроме повышения точности, хвостовой комплекс управления даст B61-12 ограниченную возможность выполнения задания без захода в зону ПВО противника.

Решение возрастных проблем

Модернизация бомбы должна увеличить срок службы B61 по крайней мере на 20 лет, сделать техническое обслуживание оружия проще для техников ВВС и обеспечить современные условия безопасности. B61-12 спроектирована с возможностью выбора четырех взрывных мощностей: 0,3 кт, 1,5 кт, 10 кт и 50 кт. Для сравнения: одна из самых крупных бомб США B83 имеет мощность в 1200 кт. Длина B61-12 — 3,65 метра. Вес — 374 кг.

Первоначально планировалось, что модернизация B61 обойдется в $4 млрд и будет закончена к 2017 году. В феврале 2016 года Сенатский комитет по ВС установил, что расчетная стоимость и график работ по B61-12 существенно изменились. В частности, сметная стоимость программы увеличилась с первоначальной оценки в $4 млрд до $8,9 млрд. Сенатский комитет оценивал, что программа производства начнется в 2020-м, а завершится в 2025-м, но независимые исследователи предположили, что стоимость увеличится до $10 млрд, а производство завершится в 2027-м. Однако эта цифра не включает средства, необходимые для разработки хвостового комплекса управления, — это еще $1,3 млрд. Таким образом, одна бомба обойдется в $20,8 млн, что — по словам американских экспертов — на треть больше, чем если бы она была полностью сделана из 24-каратного «чистого» золота.

Первые летные испытания бомбы B61-12 без заряда прошли в июле 2015 года, а третьи и заключительные на этом этапе разработки — в октябре того же года. Бомба была сброшена с истребителя-бомбардировщика F-15E на полигоне Тонопа (штат Невада). На видео Национальной лаборатории Сандиа — разработчика бомбы — было показано, что B61-12 полностью уходит под землю. Это говорит о том, что разработано ядерное оружие, детонирующее после проникновения в грунт. Это дает возможность более эффективно передавать взрывную энергию бомбы в землю, что означает большую эффективность для уничтожения хорошо защищенных подземных целей, чем у предыдущих модификаций, где детонация происходила над землей. Особенностью B61-12 стало то, что требуемая мощность ядерного заряда для уничтожения твердой и глубоко защищенной в грунте цели снизилась в 15-25 раз за счет усиления энергии взрыва от воздействия с землей. Таким образом, сила ударной волны B61-12 даже при самой низкой взрывной мощности в 0,3 кт, взрывающейся в нескольких метрах под землей, была бы эквивалентна традиционной ядерной бомбе с мощностью от 4,5 до 7,5 кт. Все это создает новый военный потенциал и делает новую бомбу намного более подходящей для тактического использования с гораздо меньшим потенциалом неизбирательных убийств мирных жителей и меньшим количеством радиоактивных осадков.

Что касается средств доставки, в то время как предыдущая модификация бомбы B61-11 могла быть доставлена только стратегическим бомбардировщиком B-2, B61-12 будет интегрирована практически на все самолеты-носители ядерного оружия США и НАТО: B-2, B-21, F-35A, F-16, F-15E и PA-200 Tornado. Самолеты доставки, которые понесут B61-12, будут модифицированы или созданы для доставки бомбы в двух разных режимах. В одном режиме самолет будет иметь аналоговый интерфейс для управления B61-12, хвостовой комплекс будет оставаться в фиксированном положении. Во втором режиме самолет будет иметь цифровой интерфейс для управления B61-12. Самолет получит возможность управляемой доставки бомбы за счет хвостового комплекса наведения.

В январе 2016 года программа модернизации В61-12 успешно завершила базовую проектную экспертизу, которая позволила NNSA в июне 2016 года утвердить производство бомбы. В конце 2018 года стало известно, что хвостовой комплекс управления прошел 27-месячную программу испытаний менее чем за 11 месяцев, достигнув 100% успешности всех 31 испытаний бомбы. В октябре 2018 года Центр ядерного оружия ВВС США получил официальное одобрение на производство хвостового комплекса управления B61-12.

Несмотря на инженерный прогресс, программа модернизации B61-12 сталкивается с некоторыми проблемами. Во-первых, необходимость интеграции с несколькими самолетами-носителями и большее количество электронных компонентов. В частности, до начала производства бомбе B61-12 необходимо выполнить более 60 различных летных испытаний за трехлетний период. Однако для двух самолетов-носителей, предполагающих использование второго варианта доставки бомбы, — F-35 и B-2 — пока не завершена разработка и закупка программного обеспечения для управления полетом бомбы. Испытания со вторым режимом доставки проводит пока только многоцелевой ударный истребитель F-15E. Кроме того, для испытаний доступен только один бомбардировщик B-2, но он широко востребован для испытаний других вооружений ВВС.

Другие риски включают: нехватку людей, участвующих в проектировании и производстве; поздние изменения в конструкции (последние внесены в 2018 г.), внесенные проектными агентствами, что может повлиять на сроки производства бомбы. Также существуют риски в поставках комплектующих. Так как NNSA для модернизации бомбы закупает некоторые компоненты небольшими партиями, оказывается сложно найти поставщиков — те предпочитают подписывать контракты на поставку больших объемов продукции.

Таким образом, ввод в вооружение самой дорогой умной бомбы может растянутся во времени из-за нехватки самолетов-носителей и возможного роста стоимости программы модернизации в связи с возникающими проблемами.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья