Президент обещал предоставить малому и среднему бизнесу максимальную свободу, расширить доступ к финансированию. Обсуждаются беспрецедентные меры поддержки частной предпринимательской инициативы — налоговые послабления, льготное финансирование, госзакупки, протекционизм в рамках нацпроектов и многое другое.
По мнению главы государства, именно частный бизнес должен играть основную роль в преодолении текущих проблем экономики.
Рассчитывать только на внешнюю помощь предприниматели не могут. Многие просто не дождутся помощи государства. Достаточно активно адаптироваться к новой экономической ситуации получается у селлеров.
Рост вопреки
Селлеры — предприниматели, реализующие продукцию через маркетплейсы, — заявили о себе не так давно. По разным оценкам, объем кредитования этого рынка в настоящее время составляет примерно 10–15 млрд руб., но растет очень быстрыми темпами.
Маркетплейсы являются самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж. Для более чем половины селлеров (55%), использующих маркетплейсы для продажи товаров, это основной или единственный канал продаж. 9 из 10 продавцов в 2020 году увеличили свой объем продаж на маркетплейсах, а 58% продавцов удалось увеличить его значительно. Такие данные приводило аналитическое агентство Data Insight.
В течение года какая-то часть поставщиков, конечно, уйдет с маркетплейсов. Ситуация, которая сейчас складывается в экономике из-за санкций, является беспрецедентной. Тем не менее многие поставщики смогут научиться работать с меньшим количеством заемных средств, сократят свои затраты, изменят бизнес-модель и ассортимент.
Что делать в кризис
Сейчас поставщики маркетплейсов пытаются разобраться, как управлять ценой в условиях роста курса валют, рассчитать лимит финансирования, где взять кредит, каким должен быть следующий шаг.
Мы составили антикризисный гайд для селлеров, который поможет собственникам принять важные решения и пережить наступивший кризис.
- Цены нужно поднимать. Иначе вы уже сейчас работаете себе в убыток с учетом роста инфляции. К тому же следующую закупку вы будете делать по новым ценам из-за разницы курса валют. Подумайте, сможете ли вы купить столько же товара, не изменив уже сейчас свои розничные цены?
- Управляйте ценой аккуратно. Отслеживайте влияние изменения цены на спрос. Резкое увеличение цены может способствовать снижению спроса и падению вашей карточки на маркетплейсе (ранжированию на маркетплейсе).
- Принимая решение о закупке новой партии товара по более высокой цене, соизмерьте разницу в цене со стоимостью «реанимирования» карточки из-за отсутствия товара.
- Стабильность поставок — важный критерий сохранения ранжирования карточки товара в категории. Обратите внимание, если в составе вашего товара есть комплектующая, которая попала под санкции, могут возникнуть перебои с поставками именно из-за неё. С уходом западных брендов в некоторых нишах снизится уровень конкуренции, появятся новые ниши. Для некоторых поставщиков это станет хорошим стимулом рассмотреть возможность работы с отечественными производителями или даже основать собственное производство.
- Пересмотрите пул поставщиков по параметрам сроков логистики, стоимости закупки. Возможно, на рынке есть другие направления, откуда товар вы сможете получать быстрее.
- Мы все переживаем уже не первый кризис. В условиях падения доходов традиционно растет тренд на разумное потребление. Люди переориентируются на недорогие, но качественные продукты. Пересмотрите свою ассортиментную матрицу в этой парадигме.
- Ведите ежедневный, ежечасный анализ ситуации на рынке. Ситуация настолько динамична, что изменение спроса, ассортимента необходимо отслеживать несколько раз в день.
- Не все селлеры смогут обеспечить себе товарный остаток, состав участников рынка сильно изменится. Отслеживайте остатки товара у конкурентов. Ранжирование позиции вашей карточки зависит не только от ваших действий, но и от действий, стратегий ваших конкурентов. Изменение цены у конкурента имеет для вас значение, если он обладает достаточным запасом товаров.
- Пересмотрите маркетинговые инструменты, проанализируйте их эффективность, откажитесь от малоэффективных инструментов. Пересмотрите еще раз SЕО, наполнение ваших карточек товаров. Это позволит вам получить дополнительный бесплатный трафик.
- Проведите АВС-анализ, классифицируя свои ресурсы по степени их влияния на прибыль. Основные деньги направьте в ликвидный товар, держать их в категории В и С — не лучшее решение в текущей ситуации. Сейчас изменится не только цена закупки, но стоимость и сроки доставки. Пересмотрите статьи расходов, наверняка от некоторых можно отказаться в кризис без ущерба для качества товара.
Во времена сильной турбулентности возрастает ценность комьюнити. Объединяйтесь, договаривайтесь, обменивайтесь опытом. Люди, практические знания, качественное сотрудничество и взаимопомощь становятся в кризис одним из самых ценных активов.