ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы

Что происходит с ценами на нефть?

Максим Канищев

Максим Канищев

Генеральный директор компании «2050.АТ»

Сделка ОПЕК о сокращении добычи нефти сорвалась, как и прогнозировали эксперты. Принципиальным вопросом на переговорах ОПЕК+ стала позиция России, которая отказывалась углублять ограничения по добыче нефти. Такой сценарий предполагался, но масштабы обрушения цен, вплоть до отрицательных значений около 37$ за баррель, не мог предсказать никто. Это смутило многих профессионалов отрасли. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Пандемия коронавируса, однако, не оказала на индустрию значительного влияния. Видимо, «чёрное золото» сильнее «чёрных лебедей»: провал апреля-мая был компенсирован в июне — стоимость нефти установилась от $40 за баррель.

Рынок стабилизировался, так как нефтяники научились решать проблемы с ограничениями добычи и трудностями хранения. Отрасль адаптировалась к новым реалиям. Примером может послужить усиление цифровизации. Инвестиционные программы закладывают дополнительный бюджет на цифровые мероприятия, а отечественные ВИНК и вовсе начали задумываться о сокращении карбонового следа. Отрасль развивается стабильно, но пока без значительного сокращения выбросов СО2. Тем не менее если «нефтянка» пойдет дальше и будет следовать новым ориентирам уходящего года, то глобальный поворот к «цифре» и значимое снижение эмиссии углекислого газа — вопрос пары лет.

2021 год будет демонстрировать более высокую динамику процессов, что подтолкнет нефтепереработку к ускоренному росту, но конкретные драйверы выйдут на первый план не сразу. Билеты на все виды транспорта — драйвер.

Zara, H&M и другой шопинг — еще один драйвер: 80% одежды в таких магазинах сделаны из продуктов нефтепереработки. Опустевшие нефтяные склады придётся срочно наполнять, а работу производства настроить на 110% от возможных мощностей. Потребление вернётся на «допандемийный» уровень, и инвесторы смогут восполнить потери.

Ещё один поворот в деле о росте цен — карбоновые санкции. Новые издержки переработки предполагают повышение цен. Такая политика вольет в экономику Европы колоссальные средства. Кроме того, победа Джозефа Байдена ведёт к новому экономическому курсу США — и на это потребуются деньги и нефть.

Не избежит смелых решений и Россия: отечественные ВИНК примут «карбоновую» реальность и приложат все силы и средства, чтобы стать её частью. Сейчас индустрии не хватает органа по сертификации программ снижения выбросов, что будет исправлено в 2021 году. Драйвером станут системные научные методы для оптимизации и повышения энергоэффективности уже существующих процессов на предприятиях. В новом году будет формироваться карбоновый баланс РФ. Наша задача — ждать правильных решений от правительства и ВИНК по цифровой трансформации, экологической повестке и движению инвестпрограмм в сторону сокращения потребления ресурсов.

Что касается снижения углеродного следа, то здесь хороший суммарный показатель. Успехом для индустрии в грядущем году будет уменьшение хотя бы на 1% (175 тыс. тонн) от определённого нами потенциала в 17,5 млн тонн.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья