Не все будущие предприниматели спонтанно загораются идеей будущего бизнеса или лелеют свою мечту с детства. Многие сначала решают, что хотят создать свое дело, а лишь потом выбирают, какое именно. Где же искать нужное направление?
Не уходите из сферы, в которой работали по найму
Вместо этого, используя свои навыки, опыт и знания, создайте бизнес на изученном поле. Проанализируйте рынок отрасли и работу в конкретных компаниях, где вы трудились. Что можно было бы улучшить? Чего не хватает?
Например, повар видит, что самое популярное блюдо в меню кафе — пельмени и вареники, потому что они получаются вкусными и интересными из-за необычных начинок. Решив открыть свое кафе, он сделает упор именно на формат пельменной — и это будет пользоваться спросом.
В свое время коммерческий директор сайта, посвященного технике Apple, создала другой сайт, где начали продаваться подержанные айфоны. Это принесло ей колоссальную прибыль, ведь раньше их можно было найти только на интернет-площадках с частными объявлениями.
Присмотритесь к франшизам
Отличное решение — использовать уже известный бренд, делая отчисления и соблюдая правила. Да, стоящие франшизы достаются не за копейки, но это вложение, которое с большой вероятностью окупится в будущем.
Промониторьте рынок и площадки, на которых хотели бы обосноваться. Например, если в вашем городе точки известной кофейни с недорогим кофе — на каждом углу, стоит поискать что-то более интересное. Возможно, жителям не хватает магазинов с полезной едой и экотоварами. Или, наоборот, они ждут появления точки известного фастфуда.
Искать предложения по франшизам можно в специальном каталоге Сбербанка, а также изучая рейтинги в деловых СМИ.
Перенимайте и улучшайте существующие идеи
В этом нет ничего постыдного! Идеи летают в воздухе; использовать их наравне с другими игроками рынка — нормально. Главное — подходить с умом.
Даже Уолт Дисней придумал свой «Диснейленд», путешествуя с детьми по различным паркам развлечений в 1930–1940-х годах. А гигант Google увидел формат работы с языковыми запросами от пользователей у AltaVista.
Многие идеи заимствуются на зарубежных рынках. Это касается и IT-продуктов, и форматов магазинов, и обслуживания клиентов. Однако перед тем, как приступить к воплощению понравившейся идеи, стоит посмотреть: готова ли к этому ваша целевая аудитория, будет ли это пользоваться спросом? Проведите исследование. Если результаты порадуют, подумайте, как можно улучшить идею, перестроить ее под себя, и приступайте к воплощению.
Создавайте сопутствующие товары и услуги
Здесь речь идёт о следующем этапе: вместо того чтобы перенять идею, вы можете ее расширить и масштабировать. Изучите, какие продукты на рынке наиболее востребованы, и подумайте, что в дополнение можно предложить потребителям.
Так, в свое время начали появляться и пользоваться спросом точки ремонта айфонов. Ещё один удачный пример услуг — развитие SMM, платное продвижение в соцсетях, реклама. Все это стало развиваться с появлением новых платформ и ресурсов.
Превратите хобби в бизнес
Мечта многих — заниматься любимым делом, с радостью идти на работу и гореть идеей. Именно так может выйти, если человек превращает в бизнес свое увлечение или хобби. Конечно, не все из них можно монетизировать: как правило, это касается сферы товаров и услуг, где предложение избыточно. Например, на рынке очень много предложений домашних тортов или парикмахерских услуг. Но если найти свою нишу и сделать предложение оригинальным, хобби вполне может стать полноценным бизнесом.
К примеру, вместо тортов (которые сейчас пекут все кому не лень) можно делать интересные десерты разных стран мира: моти, пряники, пахлаву. Это точно выделит вас среди медовиков и наполеонов.
Если вы считаете, что достаточно хорошо владеете иностранным языком или игрой на музыкальном инструменте, стоит подумать о своей школе, в том числе с дистанционным обучением.
Прислушайтесь к проблемам других людей
О чем говорят жители вашего района? Возможно, жалуются, что им не хватает хорошего детского садика или магазина здорового питания? Прислушиваться к запросам локального рынка — верный шаг для создания бизнеса, который будет востребован.
Старайтесь изучать актуальные новости и участвовать в обсуждениях. Для этого стоит зарегистрироваться в тематических группах в соцсетях.
Но можно мыслить и шире, прислушиваясь к разговорам людей вокруг, читая форумы. Например, кто-то может пожаловаться, что ищет качественные телемедицинские услуги или учителя по вокалу, который будет делать упор не на теории, а на практических навыках, чтобы ученик получал от занятий исключительно удовольствие. Все это можно взять за основу своего дела.
Сфокусируйтесь на том, как можно улучшить свою жизнь
Многие идеи возникли у будущих успешных предпринимателей, когда те пытались найти на рынке продукт, который их удовлетворит. Но не находили! И тогда просто решали создать его сами.
Так было, например, с Джой Мангано, которая изобрела самоотжимающуюся чудо-швабру. А сервис, который помогает пассажирам получать компенсации с авиакомпаний за задержку рейсов, придумал человек, который когда-то сам из-за этого опоздал на важную встречу.
Таким образом бизнесмен может понять, что приносит неудобства не только ему, и, вдохновившись решением проблемы для себя, улучшить и жизни других людей.
В заключение отмечу, что искать идеи можно вокруг себя: они повсюду. Главное — не заниматься слепым копированием, а адаптировать форматы под целевую аудиторию (возможно, локальную), учитывать геолокацию и не бояться пробовать новое. Также перед тем, как отправиться в большой путь под названием «открытие бизнеса», важно ответить на вопрос: хотели бы вы быть клиентом у самого себя? Если да, вас может ждать большой успех.