Menu
В мире, Технологии

Адская кухня: кто научил роботов готовить?

В ближайшие 20 лет, согласно Оксфордскому исследованию, 47% сотрудников всех предприятий США заменят роботы. Они постепенно приходят в разные сферы бизнеса. «Инвест-Форсайт» нашел самых перспективных кухонных роботов, которые уже сегодня могут приготовить разные блюда: от простого гамбургера до сложного крабового супа.

Очумелые ручки

В 2014 году Марк Олейник оставил должность проректора по экономике и развитию в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. Академика И.П. Павлова ради создания робота-повара. Он переехал в Лондон и на запуск своего проекта Moley, по данным Crunchbase, привлек £917,4 тыс. Для разработки продукта Олейник связался с местной компанией Shadow Robot Company, которая активно сотрудничает с НАСА. Меньше чем через год был готов первый прототип Moley — роботизированные руки в комплекте с плитой и духовкой.

Чтобы робот смог приготовить ресторанные блюда в домашних условиях, в его операционную систему записали каждое движение шеф-повара BBC Тима Андерсона. В специальных перчатках, оснащенных датчиками, он приготовил основную часть рецептов для библиотеки Moley. Совершенный «захват» робота — он может открывать бутылки и с первого раза разбивать яйца — обеспечили 20 двигателей и 129 датчиков. За процесс готовки отвечает искусственный интеллект. Пользователю достаточно выбрать на экране понравившийся рецепт из 100 (есть даже такое сложное блюдо, как крабовый суп), заранее помыть продукты и нажать на «старт».

В этом году Олейник планирует расширить библиотеку рецептов до 2000 и запустить потребительскую версию Moley в продажу. В ней, по его словам, будут представлены «четыре ключевых интегрированных кухонных предмета» — роботизированные руки, духовка, плита и сенсорный экран. Предварительная стоимость робота-повара составляет £10 000. Она серьезно увеличится, когда к рабочему пространству добавится адаптированные под Moley посудомоечная машина и холодильник. Тогда робот не только приготовит ужин, а уберет после себя грязную посуду и отмоет плиту.

Видео

Пицца за 20 минут

Расположившись недалеко от Google, основатели Zume Inc. — экс-руководитель студии Zynga Studio Алекс Гарден (Alex Garden) и бывший вице-президент Harlem Jazz Enterprises Джулия Коллинз (Julia Collins) — намерены совершить переворот в индустрии фастфуда. Больше роботов, меньше людей на производстве! В Zume Inc все идет по плану — с 2015 года стартап собрал $48 млн инвестиций. Сегодня роботы вместе с людьми делают пиццу в грузовиках FedEx (по цене от $10 до $20) и доставляют ее по Маунтин-Вью и Пало-Альто за 20 мин. Каждый автомобиль Zume оснащен 56 дистанционно управляемыми печами. Роботы взяли на себя большую часть работы: Doughbot прессует тесто в 5 раз быстрее, чем любой навороченный пресс для пиццы. Marta добавляет соус, а Bruno отправляет пиццу в духовку.

Люди по-прежнему отвечают за начинку, но в будущем эта обязанность перейдет машинам. Роботы, по мнению Коллинз, не отбирают у сотрудников работу, напротив — повышают их эффективность. Они дают возможность сфокусироваться на творческих задачах вроде разработки нового меню.

«Мы попытались определить места на производстве, где люди физически перенапряжены: им скучно, или работа, которую они делали, небезопасна, — добавляет она. – Например когда они ставят противни в разогретые до шестисот градусов печи по шесть часов в день».

Два года назад Коллинз пообещала каждому сотруднику в компании, что роботы никого не заменят. В этом году основатели Zume планируют расширение штата — с 150 сотрудников до 1050.

Видео

«Креативные» бургеры

В юности Алекс Вардакостас (Alex Vardakostas) вручную делал бургеры — его родители держали небольшую уличную точку фастфуда.

«Моя работа заключалась в том, чтобы каждый день изготавливать несколько сотен одинаковых гамбургеров, — вспоминает он. — У меня отсутствовали необходимые инструменты, и поэтому работа была тяжелой».

После окончания физического факультета в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре он придумал роботизированный ресторан фастфуда. В 2009 году в своем гараже Алекс сделал первые чертежи устройства, назвав его Momentum Machines. Чуть позже он встретил будущего партнера по бизнесу Стива Фрейна. Этот союз дал толчок к развитию проекта — прототип робота был закончен в знаменитом Silicon Valley TechShop, а конечный вариант готов к 2014 году. За последние восемь лет проект успел сменить название на Creator, сформировать команду из бывших сотрудников Apple, NASA и Tesla и получить поддержку инвесторов. В компанию вложились GV (инвестиционное подразделение Alphabet, ранее известное как Google Ventures), Root Ventures и Khosla Ventures. В общей сумме стартап, по данным SEC, поднял $24,3 млн. Этой осенью Creator открыл первый роботизированный ресторан бургеров в Сан-Франциско.

Производство еды полностью автоматизировано и происходит на глазах у посетителей. В машину заранее загружаются нужные ингредиенты. Робот сам жарит и переворачивает котлеты, кладет соус, сыр с зеленью и отдельно — салат. В час он способен приготовить до 100 бургеров. Машина устроена сложно — в нее встроено 350 (!) датчиков, а приготовление контролируют 20 компьютеров.

Разные виды бургеров продаются в Creator по фиксированной цене — $6. По качеству и составу продукт, по словам Вардакостаса, не уступает гамбургеру за $18 из дорогого ресторана.

Основатели проекта не собираются продавать робота в сторонние организации.

«Я не хочу, чтобы кто-то использовал в нем замороженную говядину или брал большую цену за гамбургер», — поясняет свою позицию Вардакостас.

В его планах — создание сети Creator в аэропортах или на автобусных станциях.

«Наша бизнес-модель довольно проста, — добавляет Стив Фрейн. — Мы делаем действительно хороший гамбургер, который нравится людям, и продаем его за половину цены».

Видео

Рука помощи

Creator — не единственные, кто пытается изменить сеть быстрого питания. С 2016 года стартап Miso Robotics в Пасадене внедряет в рестораны кухонного помощника Flippy. На его создание компания привлекла $13,1 млн. Проект проинвестировали Acacia Research Corporation, технический директор OpenTable Джозеф Эссас и Cali Group, владелец сети CaliBurger.

Эта роботизированная рука, управляемая искусственным интеллектом, создана, чтобы снять с сотрудников фастфуд индустрии самую неприятную часть работы — необходимость стоять у горячей плиты и по многу часов жарить котлеты. Flippy обжаривает 12 котлет одновременно (до 300 штук в час). С помощью лазеров, камер и тепловых сканеров он определяет готовность мяса и лопаткой переворачивает его для обжарки с другой стороны. Помимо этого, робот запрограммирован на уборку своего рабочего места. Он также умеет перемалывает мясо в фарш и знает, сколько приправы нужно в него добавить.

Цена за Flippy кусается — $60 тыс., не считая ежегодного обслуживания на сумму $20 тыс. Этой весной Miso Robotics отправила первенца в CaliBurger (Пасадена). Но через два дня робот оказался в принудительном отпуске — при наплыве посетителей сотрудники сети не сумели синхронизировать с ним свои действия. Небольшое замешательство со стороны человека — и котлета отправлялась к клиенту без булочки. Однако сеть CaliBurger не собирается отказываться от Flippy. Для начала в ней намерены обучить сотрудников работе с ним.

Видео

Кофе X

Идею робота, разливающего кофе, второкурсник Babson College Генри Ху (Henry Hu) придумал, когда стоял в очереди за кофе в аэропорту.

«Баристы напоминали фабричных рабочих, — вспоминает он. — Они механически двигали чашками. Их монотонные действия натолкнули меня на мысль о создании продукта, который более эффективно автоматизирует эти скучные задачи».

На разработку роботизированного кофе-бара Café X студент собрал около $150 тыс. частных инвестиций. Грант в размере $100 тыс. выделил Фонд Питера Тиля. Вместе с двумя друзьями он сделал прототип в своем гараже в Сан-Матео (Калифорния, США). Показав его Khosla Ventures, Social Capital, Launch и Felicis Ventures, Генри Ху собрал $7 млн на производство первых устройств. Сегодня Café X представляет собой киоск с кофемашинами и роботизированной рукой, которая может выполнять от 300 до 400 заказов в день. Чтобы купить кофе, достаточно выбрать нужный вид напитка на сенсорном экране киоска или через приложение Café X. Через минуту робот подаст чашку.

Участие человека в работе бара минимизировано: от него требуется один раз в день заправить машины кофейными зернами и молоком. Низкие расходы влияют на ценообразование: в Café X чашка кофе стоит $3.

В прошлом году роботизированные бары заработали на AMC Metreon и 578 Market Street в Сан-Франциско. Этой зимой в One Bush Plaza появилась модель второго поколения (стоимость устройства не разглашается. — ред.). Несмотря на интерес партнеров по франшизе, общество еще не готово заменить бариста роботом. Поэтому до конца года в проекте планируют произвести 15 устройств.

«Я не считаю революцию роботов проблемой, — спокоен Генри Ху. — У нас нет цели напугать вас. Мы просто хотим, чтобы вы получили свой вкусный кофе как можно быстрее».

Видео

Время салата

Однажды Дипак Секар (Deepak Sekar) высчитал, что 85% его времени после работы уходит на приготовление ужина. Такой расклад не устроил будущего основателя Chowbotics Inc, и в 2014 году он построил первый прототип Sally. Этот кухонный робот напоминал 3D-принтер и готовил простые блюда индийской кухни — вроде пряной жареной цветной капусты. Машину увидел владелец более десятка McDonald's в районе Сан-Хосе Косме Фагундо. Он был настолько впечатлен ее возможностями, что предложил Секару партнерство. К началу 2017 года в Chowbotics многое изменилось — стартап привлек $6,3 млн от Techstars и Foundry и переориентировал робота на приготовление салатов. Sally, робот размером с холодильник, использует 21 различный ингредиент для создания более тысячи видов салата. Время готовки — 60 сек. Клиент может наблюдать за процессом через стекло.

«Sally — следующее поколение салатного ресторана», — описывает преимущества робота Дипак Секар.

Во-первых, устройство делает салат быстрее, чем человек. Во-вторых, Sally перед выбором того или иного салата озвучивает его калорийность. В эпоху фитнес-лихорадки подсчет калорий — популярная опция. В-третьих, в отличие от нескольких человек, работающих на конвейере, робот делает салат в более гигиеничных условиях.

Механизм измельчения продуктов в Sally, по словам Секара, сейчас слишком сложный для понимания. В будущем его можно будет сравнить с принципом работы принтера. Сегодня цена салат-бара составляет $30 тыс. (или можно арендовать его за $500 в мес.). Несмотря на высокую цену, рестораны заинтересовались Sally. В этом году первые роботы были доставлены ресторану «Мама Миа» в Калифорнии и корпоративному кафетерию в H-E-B Grocery Co. в Техасе. У Секара далекоидущие планы — произвести потребительскую версию салат-бара.

«Помните, в 60-е годы первые компьютеры были размером с комнату, — говорит он. — Не обещаю, что сделаю доступного домашнего робота в следующем году, но его создание не займет десятилетия».

Видео

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья