ENG
Стартапы

Аэротакси: пролетая над московскими пробками

Резидент «Сколково» Bartini предлагает пересадить всех к 2020 году на летающие электротакси; их коллеги из Hoversurf уверены, что полеты по воздушным «шоссе» столицы могут открыться уже через год. В проектах аэротакси, презентованных на МАКСе-2017, нашли отражение все самые горячие темы: беспилотные летающие аппараты, мощные электродвигатели и, конечно, блокчейн. 

Фото: blockchain.aero

Именем итальянского коммуниста

19 июля на Московском авиасалоне был представлен концепт аэротакси Bartini.  Разработчики рассчитывают удивить и привлечь российских пассажиров не только оригинальным инженерным решением (аппарат с электродвигателем сможет вертикально взлетать и садиться и перевозить до четырех пассажиров в беспилотном режиме), но и применением блокчейна в расчетах стоимости поездки. Стартап назван именем «красного» итальянца, авиаконструктора Роберта Бартини, иммигрировавшего в СССР во времена фашизма. Проект был запущен в 2015 году командой из восьми человек, которые стали сооснователями, вложив в компанию собственные средства. Сегодня, по словам директора по развитию Ильи Ханыкова, инвестиции в стартап достигли $200 000, и в августе-сентябре Bartini надеется поднять первый раунд от внешних инвесторов в $500 000. Средства пойдут в том числе на выстраивание партнерских отношений с компаниями авиакосмической отрасли. Bartini — первый член консорциума городской авиации Blockchain.Aero. Новорожденное сообщество объединит авиаконструкторов, IT-разработчиков и эксплуатирующие организации для развития единой блокчейн-платформы массовой городской авиации. Представленный стартапом аппарат вертикального взлета с четырьмя винтовыми поворотными двигателями может везти 2 или 4 пассажиров.

По замыслу основателей стартапа, «полеты на токенах — как поездки на бензине в обычном автомобиле. Пользователь совершает транзакцию в токенах со своего кошелька на кошелек машины, а та в свою очередь совершает транзакцию электрозаправке. Стоимость полета определяется по открытому алгоритму, учитывающему спрос и предложение, а также расход эксплуатационных материалов».

По словам Ильи Ханыкова, революционная идея Bartini состоит в том, что можно владеть не средством оплаты полета, а самим полетом, и в будущем людям не нужны будут деньги для того, чтобы владеть вещами, ведь с помощью токенов они смогут непосредственно иметь саму ценность — функцию, которую вещи для них представляют.

Аэротакси будет работать по Uber-модели: для вызова летающего аппарата пользователь обращается к мобильному приложению, производит посадку на ближайшей специальной парковке и следует до аналогичной рядом с местом назначения. Интересно, что техникой можно будет воспользоваться в трех режимах: для быстрого перемещения из точки А в точку Б, для обзорного или развлекательного полетов. Расчетная стоимость аппарата — $100-120 тысяч. Разработчики утверждают, что такси сможет развивать скорость до 300 км/ч, передвигаться в среднем на расстояние в 150 км на высоте до 900 метров. Техника способна проводить в полете 30 минут. Основными преимуществами проекта в компании считают экологичность, экономность и решение проблем с пробками.

«Проект Bartini — теоретически очень интересный, российские разработчики заявляют сочетание параметров и цены, равного которому на мировом рынке на сегодня не наблюдается, — уверен редактор RoboTrends.ru, эксперт Алексей Бойко. — Интересен и подход, по задумке корпус будет аэродинамическим, что позволит использовать его как своего рода несущее крыло. Это должно обеспечить гигантскую по меркам аналогов дальность полета — до 1000 км. Есть и другие отличия в положительную сторону от конкурентов. Минус российской разработки — в небо она пока не поднималась. Существенный недостаток, если сравнивать с конкурентами, которые уже начали поставки, например, на рынок США. Остается надеяться только на то, что если этому проекту все же суждено дойти до стадии коммерческого производства, заявленные параметры оставят для него возможность занять на рынке достойное место».

Без законных оснований не полетит

На МАКСе можно было познакомиться с концептом аэротакси, даже «полетать» на нем — но только надев VR-очки. Виртуальная презентация пользовалась большим успехом. Увидеть образцы крылатого такси воочию можно будет не раньше осени 2018 года, а старт массовому производству, как обещают в компании, будет дан в 2020 году. Сегодня у Bartini есть небольшой, высотой полметра, прототип, который создан для демонстрации как поворотные двигатели в условиях горизонтального полета позволяют экономить энергию. За три же года можно будет решить вопрос создания инфраструктуры и, что гораздо важнее, — законодательного регулирования.

«В настоящее время вопрос законодательной регламентации беспилотных транспортных средств стоит крайне остро, и если квадрокоптеры как одно из направлений летающих беспилотников у нас хоть как-то подпадают под действующее законодательство, то, например, автоботы с возможностью перевозки пассажиров в России в принципе никак в законе не отражены, — утверждает исполнительный директор HEADS Consulting, учредитель АНО «ПравоРоботов», член Экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при комитете Госдумы Никита Куликов. — То есть насущные проблемы с беспилотниками-автоботами, которые представляют из себя модифицированные образцы автомобилей, еще не решены. А на рынке уже ведутся разговоры о внедрении аэротакси с вертикальным взлетом. При этом, если для автоботов существующая инфраструктура вполне подходит, для аэротакси придется все переделывать: в частности, речь идет о зонах взлета/посадки и обеспечения безопасности пешеходов. Таким образом, в обозримом будущем широкое использование аэротакси в Москве маловероятно как минимум из-за вопросов инфраструктуры; но если его все-таки внедрят, то, скорее всего, такое предприятие ждет участь печально известного московского монорельса, который был проектом имиджевым, но бесполезным и совершенно не рентабельным. Так что в сфере беспилотников основное внимание сейчас надо уделять автоботам».

По оценке АНО «ПравоРоботов», если до первого квартала 2018 года в России не будет на законодательном уровне закреплена возможность использовать и тестировать автоботы на дорогах общего пользования, наша страна в данном направлении будет в роли догоняющих. А учитывая, что это только формирующийся и крайне перспективный рынок, добровольно отдать гандикап на старте по крайней мере недальновидно.

От летающего мотоцикла к крылатому такси

Эксперты полагают, успех разработок в сфере летающих такси невозможен без госучастия. Власти Москвы интересуются подобным проектом. Недавно глава столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин заявил, что к серийному производству готова приступить одна из инновационных компаний в Сколково. Команда стартапа Hoversurf уже разработала грузовой беспилотник, прототип летающего мотоцикла Scorpion, и пробует свои силы на рынке летающих такси. Прописка и производственная база у стартапа в Сколково (есть «дочка» в США). Международная команда под руководством успешного предпринимателя Александра Атаманова намерена поднять в небо над столицей 4-винтовые дроны со складными крыльями и местом для одного пассажира в центре. У летательного аппарата есть экологичный вариант — для небольших поездок в рамках столицы, для которых хватит заряда электрических батарей. И «дачный» — для полетов дальностью до 300 км — с использованием гибридной модели: после взлета электрический двигатель сменит бензиновый (разработчики хотят дать возможность пополнять запас топлива на обычных заправках). Сейчас техника проходит испытания в технопарке.

«Нам приятно сознавать, что мы идём в авангарде развивающегося направления. Дроны вскоре повсюду начнут использоваться для грузо- и пассажироперевозок. Но до нас на электрическом квадрокоптере никто не летал», — отмечает руководитель стартапа.

По словам Александра Атаманова, стоимость такого аппарата составит около $150 000 (аэромотоцикл стоит $50 000), но полет будет не дороже, чем поездка на обыкновенном такси. По самым оптимистичным прогнозам, как отмечает гендиректор Hoversurf, на внедрение аэротакси в систему городского транспорта уйдет год.

Кто догонит Дубаи?

Рынок летающих такси привлекает разработчиков всего мира. В апреле Uber заявил о старте проекта летающих такси с беспилотным функционалом Uber Elevate. Правда, IT-корпорация не будет разрабатывать сами летательные аппараты, а создаст интернет-платформу для их использования — по аналогии с автомобильным рынком. Демонстрация полетов должна пройти в Дубаи в 2020 году. О готовности сотрудничать с Uber заявили крупные авиастроители: например, Aurora Flight Sciences, Embraer, Bell Helicopter.

Toyota пообещала зажечь олимпийский огонь на Играх в Токио в 2020 году с помощью летающего автомобиля. В июле в арабской пустыне начались тесты беспилотного одноместного аэротакси Ehang 184. Произведенный в Китае летательный аппарат проходит испытания на полигоне Управления гражданской авиации ОАЭ, по завершении которых его выпустят на городские маршруты. Произойдет это, по планам разработчиков, до конца 2017 года. Ehang 184 — это пассажирская версия грузового октокоптера. Транспортное средство с 8 электродвигателями может поднять до 100 кг, пролететь до 23 минут со средней скоростью 100 км/ч. Пассажир при этом (несмотря на то, что будет единственным на борту человеком) останется пассажиром: управлять взлетом, полетом и посадкой станет интеллектуальная система самого транспортного средства.

Китайское аэротакси на рынке ОАЭ соперничает с немецким проектом Volocopter, который представил серийный 2-местный дрон весной и уже приступил к испытаниям.

«Мы намерены провести необходимые технологические испытания воздушного такси в климатических условиях Дубая. Данный шаг также полностью соответствует принятой в Дубае стратегии Smart Autonomous Mobility, согласно которой к 2030 году на автономный транспорт должно приходиться до четверти маршрутов. Еще одной целью, которую мы хотим достичь, является повышение удобства общественного транспорта. Наша задача — предоставить людям возможность комфортного, быстрого и инновационного передвижения», — говорится в сообщении главы Управления дорожного движения и транспорта Дубаи.

Дубаи претендует на лидерство в сфере внедрения беспилотных летающих такси. Сможет ли Россия догнать лидеров?

Как рассказал «Инвест-Форсайту» старший инвестиционный аналитик IP Fund Кирилл Славцов, недавнее июньское исследование компании CB Insight определило более 70 компаний, занимающихся разработкой в области дронов, в том числе и проинвестированная IP Fund компания по беспроводной зарядке дронов — GET. В этом исследовании было определено 12 направлений, в которых развиваются компании в области дронов. Несмотря на высокую плотность компаний в каждом из направлений, отказываться от разработок в области дронов неправильно.

«Обладая большим инженерным наследием внутри страны и используя трансфер иностранных технологий, можно добиться успеха даже в этой высококонкуретной области, — уверен Кирилл Славцов. — Безусловно, успешная коммерческая эксплуатация дронов требует создания соответствующей инфраструктуры. Предпринимателям не стоит ждать милости со стороны государства в этом вопросе, что толкает их в те регионы, где в области создания инфраструктуры для эксплуатации дронов уже сделаны конкретные шаги и приняты соответствующие решения. Это, конечно же, приводит к наличию большого количества конкурентов, но проект, предложивший лучшее решение, имеет шанс стать «единорогом»».

Автор: Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья