В мире, Стартапы, Технологии

Как AI заменяет журналистов, маркетологов и актеров

Известные медиа — The New York Times, Associated Press, Reuters, Washington Post, Yahoo! Sports уже давно используют искусственный интеллект (AI) для создания контента. С его помощью каждое из этих изданий выпускает свыше 30 тыс. новостей и отчетов в месяц. Но за последние годы возможности AI стали гораздо шире — от шаблонных новостей «машины» перешли к таким сложным жанрам, как поэзия и роман. «Инвест-Форсайт» отобрал четыре проекта на рынке NLG (естественно-языковая генерация), которые сделают журналистику и маркетинг намного интереснее, чем мы себе думаем. 

Как AI заменяет журналистов, маркетологов и актеров

«Живые» истории

«Создавать такую компанию, как Narrative Science, в 2010 году было довольно абсурдной затеей. Я не знаю, что вы делали в 2009-м, но точно не говорили об искусственном интеллекте и тем более о генерации текстов на естественном языке», — смеется один из пионеров рынка NLG Стюарт Франкель (Stuart Frankel).

Он начинал свою карьеру со старшего аудитора чикагского отделения PwC в 1987 году. Восемь лет Стюарт проработал президентом в Performics, столько же отдал проекту DoubleClick.

Как AI заменяет журналистов, маркетологов и актеров

Narrative Science появился на свет в стенах Северо-Западного университета, с которым сотрудничал Франкель. Там он познакомился с профессорами информатики Кристианом Хаммондом (Kristian Hammond) и Ларри Бирнбаумом (Larry Birnbaum). Оба занимались «научной фантастикой» для того времени — брали данные о бейсболе и превращали их в простые, будто написанные репортером Associated Press, новости. В 2010 году они создали искусственный интеллект Quill.

«Мы решили, что либо научим мир использовать еще один инструмент анализа данных, либо научим машины общаться на нашем языке, чтобы сделать данные доступными и полезными для людей», — добавляет Франкель.

Как работает Quill? Искусственный интеллект анализирует информацию, определяет, что пользователю может быть интересно, а затем автоматически преобразовывает эти идеи в «живое» повествование. Сначала Narrative Science писал спортивные и финансовые отчеты и новости. Однако за короткий промежуток времени стартап превратил Quill в полноценное решение для бизнес-аналитики и журналистики. Сейчас Narrative Science работает с разными организациями, включая Credit Suisse, Deloitte, MasterCard, USAA и Forbes. Проект получил не только звание компании-пионера на рынке NLG, но также поставил рекорд по сбору инвестиций — с момента основания Narrative Science, по данным Crunchbase, собрал $43,4 млн.

Естественный язык 

«“Севилья” выиграла у “Атлетик” в Нервионе. Это ее 8 победа за сезон. Гамейро забил первый мяч и закончил игру пенальти после того, как Кочовяк был удален с поля. “Атлетик” не повезло: несмотря на постоянное владение мячом, команда не смогла воспользоваться ни одним из многочисленных шансов, которые у нее были», — пишет Габриеле (Gabriele).

Он — не спортивный обозреватель, как может показаться с первой строчки. Это искусственный интеллект, разработанный испанской компанией Narrativa. В 2015 году он начинал с мелких заказов для спортивных агентств новостей. Сейчас Габриеле пишет заметки для более чем 25 международных СМИ. Среди клиентов Narrativa числятся Sport, El Periódico, El Confidencial, El Español, Heraldo, El Independiente, La Información и др. Искусственный интеллект все активнее забирает у журналистов скучную и монотонную работу (спасибо!).

«Narrativa не пытается заменить вас, — поясняет основатель проекта Давид Льоренте (David Llorente). — Напротив, работа журналистов станет более интересной. Особенно для тех, кто не очень любит писать сухие и скучные анонсы и новости».

Как AI заменяет журналистов, маркетологов и актеровЛьоренте родился и вырос в Испании. После окончания университета им. Рея Хуана Карлоса он долго искал себя — сначала работал менеджером службы поддержки в посольстве Италии, потом техническим директором в американском подразделении Fagor. В 2008 году судьба занесла его в Таллин. Он устроился менеджером программного обеспечения в Symantec, чуть позже перешел в Pokerlistings, а главой отдела маркетинга в IGT проработал меньше двух лет. В 2012 году Льоренте понял, чем хочет заниматься дальше: стартапами в сфере интернет-маркетинга и образования.

«Я создал пять проектов, два из которых сработали довольно хорошо», — добавляет серийный предприниматель.

Идея Narrativa пришла ему в 2015 году, когда он не смог найти в интернете информацию на испанском языке о любимой, но малоизвестной зарубежной футбольной команде. Соучредителями Narrativa стали сокурсники Льоренте — Эухенио Фернандес (Eugenio Fernandez) и Антонио Моратилла (Antonio Moratilla). С момента основания испанский проект, по данным Crunchbase, привлек инвестиции в размере $1,8 млн. Габриеле, как уверяют в компании, способен писать «миллионы повествований в день». За основу текста искусственный интеллект берет таблицы данных, например спортивную статистику, результаты лотереи, метеосводки, экономические балансы и т.п. 

«Идея состоит в том, чтобы преобразовать, например, лист Excel с указанными столбцами и данными в новости», — добавляет Давид Льоренте.

AI озвучивает книги 

Прежде чем запустить в 2017 году стартап DeepZen, Тайлан Камис (Taylan Kamis) 8 лет проработал в Microsoft. Он начал карьеру со старшего финансового менеджера и дорос до директора отдела стратегии, финансов и аналитики. Последние три года Камис выполнял обязанности финансового директора в PE and VC backed Tech Portfolio. Здесь он познакомился с Керемом Созугесером (Kerem Sozugecer). У него техническое образование и большой опыт работы в разработке, например 5 лет в Oracle. Вместе они придумали, как заработать на озвучке электронных книг. Лондонский стартап DeepZen создал искусственный интеллект, который преобразует текст в речь.

«Наша система действительно революционная, — говорит Камис. — Она работает, используя глубокое обучение и нейронные сети, чтобы понять, как человек говорит и читает. Это необходимо для того, чтобы она могла распознавать, где применять правильные эмоции и интонацию при чтении текста. В результате мы получаем речь, очень похожую на человеческую».

DeepZen, по его словам, способен сократить время и стоимость производства аудиокниг до 90%.

«Поиски рассказчика, аренда студии и сама запись — это довольно длительный процесс, — подчеркивает соучредитель стартапа. — Обычно он занимает от трех недель до месяцев, а производство одной аудиокниги может стоить до $5000».

Сейчас DeepZen будет полезен маленьким издательствам и независимым авторам. На будущее лондонский стартап строит большие планы — озвучивать фильмы и компьютерные игры. С момента основания в 2017 году проект, по данным Crunchbase, получил финансирование в размере £925 тыс. До конца года DeepZen планирует вывести продукт на рынок — для этого компания создает собственный сайт аудиокниг Audiowhale.com.

ДНК маркетинга

Как AI заменяет журналистов, маркетологов и актеровКак AI заменяет журналистов, маркетологов и актеровЧего хочет клиент? Ответ знают основатели американского стартапа Persado Алекс Врацкидес (Alex Vratskides) и Ассаф Бачиу (Assaf Baciu). Они научили свой искусственный интеллект писать рекламные тексты и определять, чего хотят покупатели задолго до того, как те сложили товары в корзину. С 2012 года стартап активно растет — штат компании достиг 300 человек, а объем инвестиций — свыше $66 млн от стратегических и венчурных инвесторов, включая American Express, Bain Capital и Goldman Sachs. История успеха Persado началась в европейской компании мобильного маркетинга и коммерции Upstream. Алекс Врацкидес был одним из ее основателей, Ассаф Бачиу — вице-президентом по продукту. Оба несколько лет пытались понять, как создать «идеальное маркетинговое сообщение».

«Мы начали экспериментировать с искусственным интеллектом, различными алгоритмами машинного обучения и компьютерной лингвистикой. В конечном итоге создали продукт, который может генерировать маркетинговые сообщения и систематически стимулировать более активное вовлечение и конверсию», — рассказывает Ассаф Бачиу.

За последние годы стартап Persado расширил свою базу клиентов до 200 компаний. Созданный им искусственный интеллект пишет рекламные тексты для Air Canada, Microsoft, American Express, Dell, Vodafone и др. Недавно банк Chase заключил с Persado пятилетний контракт. Пробный период показал, что реклама, созданная AI, работала лучше, чем тексты, написанные людьми. Например, слоган Access cash from the equity in your home, написанный людьми, не выдержал конкуренции с версией Persado: It’s true — You can unlock cash from the equity in your home. Пользователи банка кликали на сообщения, созданные искусственным интеллектом, в два раза чаще.

«Наш сервис — естественная эволюция технологии, как, например, появление калькуляторов в 1950-х годах, — говорит Алекс Врацкидес. — Если вы пойдете к любому маркетинговому креативщику и спросите: “Почему вы использовали это слово, а не то”, он, скорее всего, не сможет ответить. А Persado дает математический ответ».

В общей сложности проект, по его словам, помог своим клиентам заработать на маркетинговых кампаниях свыше $1 млрд.

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья