ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Стартапы

Акселератор с французским акцентом

Акселераторы становятся все более популярной формой помощи развития и выхода на рынок для стартапов.

Как выразился Алексей Смирнов, CIO CROC Digital, 2017‑й и 2018‑й можно смело назвать «годами акселераторов» — в это время программы поддержки стартапов начали активно появляться в самых различных форматах. По статистике Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов, в России в 2018‑м действовало 103 акселерационных программы, большая часть которых была запущена в том же году. Однако, как отмечают многие эксперты, значительную часть занимают корпоративные акселераторы.

«В России акселераторы существуют преимущественно внутри крупных бизнесов – корпорации выбирают несколько стартапов с рынка и помогают им оформить свои идеи в виде конкретного стартового продукта, — отмечает генеральный директор ИТ‑компании Timebook Павел Конозаков.

По мнению эксперта, индустрия классических акселераторов  в России только зарождается.

Тем более ценна работа всякого некорпоративного акселератора — и особенно, если он имеет международный опыт. Один из примеров – Winno, который проводит отбор проектов на международную акселерационную программу. До 14 марта будут отобраны 6‑7 стартапов-победителей, которые получат финансирование, место в коворкинге и участие в 4‑месячной программе. Об этом «Инвест-Форсайту» рассказал партнер и директор по корпоративным сервисам акселератора Тимофей Головин.

Прямиком из Парижа

Winno  (от we innovate) – новое название международного акселератора, который с 2015 года действовал в Москве под брендом NUMA Moscow. У этого проекта французские корни. Первоначально NUMA появился в 2000 году в Париже и тогда назывался Silicon Sentier, и в 2015‑м стал открывать свои отделения за границами Франции — в Марокко, Мексике, Испании, США, Германии и Индии. Но первый зарубежный филиал французского акселератора был открыт в Москве.

Основателем NUMA Moscow тогда выступил Яник Траншье — французский серийный предприниматель, открывший в 2013 году «Дом французского предпринимательства в Москве» (Maison des Entrepreneurs Français à Moscou, MEF) — инкубатор для французских компаний, желающих открыть для себя российский рынок. Сегодня акселератор Winno размещается в одном офисе с MEF, при этом две структуры пользуются общим бэк-офисом.

С 2015 года NUMA провел в Москве три набора на акселерационную программу, через которую прошло 18 стартапов, 11 из них получили инвестиции. По условиям стартап получает 1,4 млн рублей в обмен на 10‑процентную долю в капитале. В качестве инвестора выступает фонд NUMA Invest, его генеральным директором также является Тимофей Головин. Для попадания в акселератор необходимо пройти конкурс: для отбора 6 победителей команда акселератора рассматривает более 300 заявок. При этом у акселератора нет индустриального фокуса — в акселератор могут приниматься любые b2b‑проекты, имеющие технологическую составляющую.

Не только деньги

Что же получает победитель, кроме финансирования?

Прежде всего офисное рабочее место в коворкинге MEF Moscow, услуги бухгалтера, услуги по созданию юрлица, консультации программистов и дизайнера, а кроме того, участие в индивидуализированной четырехмесячной программе – в этом году она состоится с конца марта по июнь. В рамках программы участники активно взаимодействуют с сотрудниками акселератора и привлеченными менторами, посещают мастер-классы и профильные мероприятия, благодаря этому, как утверждают в NUMA, достигается «докрутка» продуктов и налаживание контактов с корпорациями и инвесторами. NUMA имеет договоренности примерно с 80 менторами — в основном это бизнесмены и представители крупных корпораций, а также французские экспаты, живущие в Москве. Например, среди менторов Winno основатель и генеральный директор инвестиционной компании Marchmont Кендрик Уайт, технологический брокер и экс-директор по инновациям Faberliс Иван Дементьев, генеральный директор «Леруа Мерлен Россия» Венсан Жанти и многие другие. Команда акселератора организует для основателей стартапов 5‑дневную поездку в Париж, в рамках которой они могут познакомиться с потенциальными клиентами и партнерами и, кроме прочего, могут посмотреть, как во Франции презентуют стартапы: по мнению Тимофея Головина, в России очень много светлых инженерных голов, но с точки зрения продажи и упаковки проектов наши команды серьезно уступают западным.

Не только стартапы

Впрочем, акселератор для стартапов — не единственная форма работы Winno. Большое место в работе организации играет взаимодействие с крупными корпорациями. Главная задача, включающая в себя различные формы взаимодействия — инновационные дни, скаутинг проектов, программы по внутреннему предпринимательству, хакатоны и корпоративные акселераторы, — побудить корпорации быть более восприимчивыми к инновациям и «мобилизовать» их внутренние ресурсы на поиск инновационных решений. Например, практикуется «тех‑туры», в рамках которых представители компаний встречаются с инноваторами, стартаперами, учеными, исследователями. Такой тех‑тур по России был, в частности, устроен Reno Nissan alliance. Еще одна форма работы — Bootcamp, четырёх‑пятидневный тренинг, в ходе которого работники компании под руководством опытных маркетологов стараются «упаковать» свои проекты в формате внутренних стартапов.

В ходе занятий Winno предоставляет сотрудникам корпорации услуги своей дизайн-студии, благодаря чему они могут быстро разработать прототип продукта или сервиса по своему проекту.

На пороге новой индустрии

Всего за время существования Winno (NUMA) акселератором было проведено 25 корпоративных программ и около 150 мероприятий. Вся эта работа была проведена силами небольшой команды, бэк‑офиса MEF Moscow, более десятка людей, которые были привлечены в качестве модераторов отдельных мероприятий и более 80 менторов.

Тимофей Головин отмечает, что на данный момент стартапы, в которые проинвестировал Winno, демонстрируют стопроцентную выживаемость, что, видимо, можно объяснить строгим отбором и небольшим количеством стартапов в наборе. Как сообщает Алексей Смирнов из CROC Digital, доля «жизнеспособных» и успешных стартапов в российских и международных акселераторах сопоставима и находится в пределах 10-20%.

«На текущий момент стартап-акселераторов в России немного, так как мы только формируем новую предпринимательскую культуру, в которой бизнес «самовоспроизводится», то есть помогает встать на ноги другому, зарождающемуся бизнесу, — отмечает Сергей Капустин, сооснователь акселератора онлайн-школ ACCEL. — Акселерационная программа в классическом её понимании подразумевает, что ты ходишь к менторам заниматься, а они, в свою очередь, помогают довести твой бизнес до высоких показателей. Такие программы в России уже существуют, но пока что находятся в зачаточном состоянии».

Тем не менее, по мнению Сергея Капустина, в последние годы в России отмечается всплеск активности инвесторов, которые готовы вкладывать средства в перспективные бизнес-идеи, и владельцев стартапов, которые желают пройти через акселераторы и получить помощь в развитии своего бизнеса. Это позволяет говорить о том, что в сегменте акселераторов на российском рынке ожидается рост и повышение разнообразия.

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья