ENG
Menu
Инвестиции, Интервью, Стартапы

Александр Горный: В тренде – деиндивидуализация

Стартап должен не избавлять пользователя от боли, а приносить ему новое счастье, считает директор по стратегии Mail.Ru Group, автор блога «Стартап дня» Александр Горный. В интервью «Инвест-Форсайту» он рассказал, как технологическая компания отбирает проекты для поглощения, почему время блокчейна прошло и какие сферы сегодня наиболее интересны IT-инвесторам.

– Александр, каковы итоги 2018 года на рынке стартапов? Какие тенденции можно считать основными?

– Тенденции не исчезают и не меняются в течение года – 2018-й во многом продолжил то, что началось в предыдущие два-три года. Я бы выделил два основных тренда – машинное обучение плюс все, что с ним связано, и деиндивидуализация услуг. Мы видим, как вместо разнообразных маленьких компаний всё больше появляются стандартные агрегаторы. Они предоставляют сервис, в котором конечный исполнитель – водитель или курьер – не влияет на качество. Эти платформы будут появляться везде. Например, в образовании. Вряд ли совсем скоро появится замена классической школы, но сервисы вроде GeekBrains растут, и дополнительное образование уходит на эти платформы.

– Однако именно в 2018 году стало очевидно: время блокчейна прошло… На ваш взгляд, дальнейшего развития у этой технологии нет?

– Но блокчейн и не был трендом: он был хайпом – закончился, и хорошо! Это очень узкий инструмент для очень ограниченного числа кейсов. В десятке проектов он будет очень эффективен, но это не технология, которая меняет мир. Никто же не думает, что какой-то инновационный способ деревообработки, который позволяет отлично делать определенный тип мебели, и в других отраслях совершит революцию.

– Сегодня уже понятно, где блокчейн придется впору?

– Блокчейн решает проблему доверия к центральному органу. Все современные информационные сервисы устроены так, что данные хранятся централизованно, и пользователи этому центру должны доверять. Ядро доверия – государство, которое, например, накажет банк, если он спишет или потеряет мои деньги. Обычно это всех устраивает, но бывают случаи, когда система работает плохо. Блокчейн может быть эффективен в каких-то азартных играх, чтобы каждый участник мог видеть: казино по-честному разыгрывает джек-пот. Технология окажется хороша в ситуациях, когда надо договориться о равноправном сотрудничестве; в ситуации, где нет центрального сервиса и все друг друга не любят. Например, в СРО.

– Отличается ли российский рынок стартапов от глобального?

– Глобального рынка как такового не существует, есть национальные. Да, американский рынок заметно больше российского – это позволяет запускать в Штатах такие мелочи, которые в России не окупятся. Если в нашей стране 10 тысяч любителей черного мороженого способны платить по 100 рублей – это рынок на миллион рублей, на нем не построить новый проект. Если в США потенциальных клиентов 50 тысяч и они готовы платить $100 – это уже $5 млн, с этим можно что-то делать, поэтому разнообразие новых проектов в США больше, чем в России. Второй момент – там больше денег, поэтому даже одинаковые сервисы у нас и в США растут с разной скоростью. С этими двумя поправками все одинаково. Если сравнивать с Францией, то ее национальный рынок стартапов проигрывает России по тем же параметрам, что мы США. Если составлять рейтинг, сейчас Россия точно не входит в топ-2: есть США и Китай, дальше игроки идут плотно; однако в десятке мы точно есть.

– Зачастую на конференциях, где есть стартапы, говорят, что проектам не найти денег. А инвесторы жалуются на нехватку хороших идей. Как им найти друг друга?

– Нормального мужа или нормальную жену тоже не найти, хотя всем известно, что мужчин и женщин примерно 50 на 50. Понятно, что каждый стартапер хочет больше, чем он реально стоит, хотя бы потому что ему мама говорила, что он самый лучший. А любой инвестор хочет найти «единорога». Если чуть сбавить требования с обеих сторон, они могут встретить друг друга: «успешные браки» существуют. При этом важно понимать, что инвестор может дать проекту – знания, связи… Если это только деньги, получается, что аукцион выигрывает самый безрассудный и рискованный –  глупо с ним соперничать.

Mail.Ru Group как инвестор подходит к проектам по тому же принципу – ищет синергию со стартапом. Самое простое и понятное – наши возможности по аудитории. У нас огромные социальные сети, почта, где люди проводят огромное количество времени, и пока они находятся на наших ресурсах, им можно что-то предложить. Наши почтовые сервисы – это 100 миллионов активных аккаунтов, свыше 97 миллионов пользователей «ВКонтакте» ежемесячно, 71 миллион в месяц посетителей «Одноклассников». Мы постоянно ищем, что предложить всем.

– Какие направления вы ставите в приоритет на 2019 год и ближайшее время?

– Мы готовы предлагать не решение боли, а новое счастье. Когда у человека болит зуб, он вбивает в поисковик «стоматология дешево круглосуточно» и геолокацию. Он получает выдачу и, скорее всего, быстро решает проблему: поисковики работают хорошо. А вот что-то новое, о чем он раньше не знал, мы можем предложить ему, пока он общается в «Одноклассниках» – например инновационную вставную челюсть, которая раз и навсегда решает проблемы с зубами. Пользователь не знал о таком продукте, у него не было потребности – мы ее сформировали. Безусловно, мы очень внимательно следим за фудтехом – в компании выделена даже специальная структура для работы по этому направлению. Медицинский рынок, в том числе по части профилактики и диагностики, растёт, однако пока мы не видим интересных проектов, которые можно было бы аккумулировать.

– Расскажите о ваших «успешных браках» прошлого года.

– В 2018 году была важная сделка с «Ситимобил». Mail.Ru Group, «МегаФон» и другие инвесторы вложили до $35 млн. Мы инвестировали до $12 млн, получив миноритарную долю в компании около 26%. Также провели несколько игровых сделок, в том числе приобрели 51% акций разработчика мобильных игр BIT.GAMES. Наконец, в 2018 году было объявлено о совместном предприятии Alibaba Group, «Мегафона», Mail.Ru Group и Российского фонда прямых инвестиций, хотя сама сделка пройдет уже в 2019 году.

– Как подбираете проекты, которые попадают в сферу ваших интересов?

– Для нас есть три источника проектов. Во-первых, самотек стартапов: проекты или приходят сами, или их присылает инвестфонд, желающий выйти из проекта. Во-вторых, у нас есть список примерно из 30 интересных нам направлений, мы периодически мониторим, что нового появилось в этих сферах в России за прошедшее время. Самый простой способ – вбить в поисковик «название услуги, Москва, купить» и посмотреть первые три ссылки. Если мы не знаем этих игроков, появляется повод написать основателю и узнать о его планах. Естественно, мы читаем СМИ, а за конференциями следим меньше. В-третьих, просматриваем все крупные сделки, которые происходят за пределами нашей страны, и когда видим, что эта бизнес-модель интересна и нам, смотрим, есть ли что-то похожее в России и знакомимся с теми, кто это делает.

Конечно, рынок для стартапа должен быть достаточно большим. Наша планка – 1 млрд рублей ежегодной выручки в перспективе 3-5 лет.

– У многих технологических компаний есть собственная инфраструктура по выращиванию стартапов внутри. Как у Mail.Ru Group?

– У нас нет инкубатора или акселератора, но мы умеем запускать продукт сами. Когда мы понимаем: на рынке есть место и можно построить сервис самим, мы это делаем. Например, сервис онлайн-объявлений «Юла», запуск которого был реализован в самые короткие сроки и состоялся осенью 2015 года, и маркетплейс Pandao, который мы начали тестировать осенью 2017-го.

– Ваш прогноз развития технологического рынка в России?

– Продолжится планомерный рост – будет запускаться примерно столько же новых проектов, большая часть известных нам проектов будет наращивать капитализацию, у кого-то из них получится продать себя Mail.Ru Group или «Яндекс».

– Пул игроков, которые могут агрегировать стартапы, не меняется?

– Все активнее проявляет себя на этом рынке Сбербанк, постепенно появляется Северсталь, выходит «Тинькофф», хотя покупает пока довольно мало. Много денег сейчас инвестируют в Ozon – он тоже может начать превращаться в центр притяжения для стартапов. МТС в этом году купил два проекта. Так что возможностей у технологических предпринимателей появляется всё больше.

Беседовала Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...