В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» ежегодно проходит свыше 100 выставок с участием более 30 тысяч экспонентов. С апреля по сентябрь минувшего года, на пике пандемии коронавируса, выставки не проводились. Однако уже осенью площадка на Красной Пресне вернулась к привычному ритму работы: ежемесячно здесь по-прежнему проходят ведущие отраслевые мероприятия. О том, какие выставки пройдут в комплексе в этом году, изменится ли в будущем их формат и может ли выставочная активность стать еще одним способом привлечения инвестиций для экспонентов, «Инвест-Форсайту» рассказал Алексей Вялкин, генеральный директор АО «Экспоцентр». Ранее Алексей Григорьевич занимал пост вице-президента ТПП РФ и директора департамента проектной и инвестиционной деятельности торгово-промышленных палат ТПП РФ. Наше издание стало первым, с которым он побеседовал в новом качестве.
— Алексей Григорьевич, расскажите, пожалуйста: вернулся ли «Экспоцентр» к прежнему рабочему ритму? Пандемия на выставочной активности продолжает сказываться?
— В выставочном плане все отрасли наконец-то снова вздохнули относительно свободно. В «Экспоцентре» работа возобновилась уже осенью прошлого года, первой после перерыва стала выставка тканей и текстильных материалов «Интерткань-2020». С этого года все крупнейшие отраслевые выставки рынка, в том числе такие, как «Продэкспо» в апреле, «Нефтегаз» и «Металлообработка» в мае, прошли в запланированные сроки; естественно, с соблюдением всех необходимых антиковидных мер. Календарь будущих выставок также уже сформирован: все выставки, которые были намечены на 2021 год, подтвердились.
— Если посмотреть на график выставок «Экспоцентра», активность очень велика. Как можно оценить интерес к ним посетителей, участников?
— Интерес к выставкам действительно огромный как со стороны посетителей, так и со стороны участников. Сколько бы ни говорили о роли виртуальных технологий в выставочной работе, живого общения ничто не сможет заменить. Так что опасения, что к выставкам будет настороженное отношение, не оправдались. Это видно хотя бы на примере только что завершившейся выставки «Металлообработка-2021». Внимание к ней оказалось очень большое, люди соскучились по живому общению. За 5 дней ее посетили более 33 тысяч гостей. А ее участники расположились на 32 тысячах кв. м, новейшее оборудование и технологии демонстрировали почти 800 компаний из 30 стран мира, в том числе Бразилии, Италии, Китая, Германии и Швейцарии.
— Ждет ли выставочную активность в «Экспоцентре» трансформация? Возможно, получится поделиться планами изменений?
— «Экспоцентр», напомню, это ведущий выставочный комплекс России, площадью 160 тысяч кв. м, оператор крупнейших отраслевых выставок, при этом еще и с более чем 60-летней историей (первое здание располагалось в Сокольниках). В работе нас традиционно поддерживают органы государственной власти: Государственная Дума, Совет Федерации, ключевые отраслевые ведомства, в том числе Минпромторг, Минэкономразвития, а также различные отраслевые союзы. И, конечно же, выставки проходят под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ. Сейчас стоит задача сохранить центр в качестве лидирующей выставочно-конгрессной площадки страны.
Вместе с тем стратегическая задача — превратить «Экспоцентр» в активную бизнес-площадку. Предстоит интегрировать в работу все существующие на сегодняшний день привлекательные для бизнеса сегменты. Речь идет о развитии инвестиционного, образовательного, финансового направления — то есть о развитии околовыставочных активностей, о создании в перспективе площадки-интегратора, которая будет притягивать не только москвичей, но и гостей столицы.
«Экспоцентр» — дорога с двусторонним движением
— В Торгово-промышленной палате вы руководили департаментом проектной и инвестиционной деятельности. В «Экспоцентре» планируете развивать инвестиционное направление?
— Одной из ключевых проблем для компаний, в том числе это касается многих участников наших выставок, остается доступ к финансовым ресурсам, доступ к технологиям. Мое твердое убеждение, что такие площадки, как «Экспоцентр», — это дорога с двусторонним движением, как ни банально звучит. В рамках выставочной активности здесь компании могут не только представлять свою продукцию, искать партнеров и заказчиков. Также они могут рассчитывать на различные варианты совершенствования производственного цикла, в том числе за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов или потенциальных инвесторов. Именно в этом направлении стоило бы искать возможности для усиления презентационных возможностей, деловой программы.
Определенные шаги в данном направлении уже делаются. Так, на выставке «Металлообработка-2021» мы постарались представить инвестиционные проекты компаний, а также технологии инновационного характера. То есть постарались сделать так, чтобы предпочтение отдавалось не только технологиям, которые уже зарекомендовали себя на рынке, но и таким, которые могут заинтересовать потенциальных инвесторов, партнеров, клиентов в перспективе.
— Какие видите форматы, направления развития?
— Исторически ЦВК «Экспоцентр» остается площадкой для проведения именно отраслевых выставок, однако в рамках деловой программы инвестиционное направление вполне можно развивать. Например, посвящать презентациям инвестиционных проектов в конкретной отрасли отдельные сессии. Подобные мероприятия мы как раз проводили в Торгово-промышленной палате еще с 2013 года, они пользовались большим успехом. Ведь есть группы потенциальных инвесторов, которых интересует с точки зрения вложений либо конкретная отрасль, либо территория, куда они бы хотели «зайти».
Другое дело, что в ТПП РФ мы занимались весьма широким кругом вопросов, от отбора проектов для поиска инвестиций и заканчивая их продвижением, вплоть до финансирования региональных инвестиционных проектов членских организаций региональных ТПП. Сейчас важность этой работы приобретает другой ракурс. Например, как с помощью таких инструментов, как инвестиционный проект, можно помочь компаниям продвинуться еще дальше. В том числе продвинуть свою продукцию и к источникам финансирования, и к поддержке со стороны институтов развития, и для участия в госпрограммах. На мой взгляд, такой подход может разнообразить экспозицию, не говоря уже о том, что это поможет усилить деловую и презентационную часть выставок для компаний, которые у нас выставляются.
— Чаще всего инвестиции ищут начинающие компании. Нет ли планов на выставку стартапов?
— Среди участников выставок у нас уже есть стартапы. В выставке «Металлообработка», например, принимали участие резиденты фонда «Сколково», у них был отдельный стенд. Для молодых изобретателей, предпринимателей это неплохой способ продвинуть свои идеи, прототипы. В будущем, возможно, стоит подумать над специальными активностями в рамках деловой программы.
— «Экспоцентр» традиционно принимает на своих площадях компании реального сектора экономики. У инвесторов интерес к таким проектам есть?
— Возможно, я скажу парадоксальную вещь, но еще с 2015 года у нас растет количество региональных инвестиционных проектов с участием иностранного бизнеса. Причем не офшорного, а именно немецкого, французского, китайского, американского… Эту статистику мы регулярно отслеживали еще в Торгово-промышленной палате. Например, в 2017 году зарубежные инвесторы вложили средства в рекордное количество проектов — 238. Главным образом это проекты в агропереработке и промышленном производстве. То есть, несмотря на санкции, бизнес остается бизнесом. Это прекрасный пример того, что в стране есть во что вкладываться. А также сигнал российским инвесторам: здесь можно работать, в том числе в производственном секторе.
— Нередко ведь слышишь, что инвестировать некуда…
— Да, действительно, можно встретить такие оценки. На самом деле, проблема ведь состоит и в том, что сами объекты вложений — предприятия — не всегда готовы представить инвестиционный проект. Они, может, и рады это сделать, но у них нет возможностей, специалистов. Именно поэтому в структуре Торгово-промышленной палаты еще десять лет назад появился специальный департамент по содействию инвестициям. Мы все эти годы как раз занимались тем, что брали проекты, дорабатывали их, формировали бизнес-планы, презентации… Ведь иногда хорошей презентации достаточно, чтобы заинтересовать инвестора, чтобы он увидел в проекте изюминку. Задача Торгово-промышленной палаты, а теперь и «Экспоцентра» — как раз обратить внимание на такие предприятия, компании, проекты, которые потенциально могут быть интересны инвесторам.
— Какую роль в этом может играть «Экспоцентр»?
— Начать можно с презентационных сессий. А в будущем — продумать целую линейку механизмов, которые станут помогать нашим экспонентам. В том числе это могут быть даже вещи, связанные с обучением. Конечно же, на это требуется время — выставка ведь делается не менее полугода: от договора до монтажа. Это объемная кропотливая работа. Сейчас как раз самое время интегрировать в работу «Экспоцентра» новые направления.
Беседовала Ольга Блинова