ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью, Стартапы

Анатолий Валетов: Пандемия не остановила инновации

Кризис, вызванный инфекцией COVID-19, стал серьезным испытанием в том числе для инноваторов. Но, как известно, кризис — это и время возможностей. О том, как стартапы в области туризма (и не только) адаптировались к пандемии и что является залогом устойчивости бизнеса в любых условиях, мы поговорили с руководителем фонда «Московский инновационный кластер» Анатолием Валетовым.

— Как себя ощущают российские молодые технологические компании на рынке туризма, особенно в условиях пандемии, когда, кажется, кризис серьезно ударил по покупательской способности россиян? 

— Безусловно, коронавирус оказал большое влияние на туристическую отрасль, но не смог остановить инновационный процесс. Введенные ограничения стали драйвером появления новых разработок. Например, появились VR-решения (технологии виртуальной реальности. — Ред.), которые позволили удаленно посещать музеи или даже гулять по городу.

Многие компании начали активно развивать туристические онлайн-платформы, оцифровывать контент и расширять карту маршрутов в сторону регионов, как это сделал, например, агрегатор RUSSPASS. За счет этого многие цифровые проекты в период пандемии смогли увеличить выручку в 5–8, а некоторые — и в 18 раз.

Несмотря на сложности, отрасль увидела широкие перспективы развития. Это подтверждает большое количество и корпоративных заказчиков, и проектов, для которых такие конкурсы — способ выйти на потребителя.

— Проект RUSSPASS сейчас на слуху. Могли бы вы подробнее рассказать о нем? В чем заключается сотрудничество «Московского инновационного кластера» и RUSSPASS?     

— RUSSPASS — это портал, который собирает в одном месте все туристические сервисы. На нем можно купить билеты, забронировать гостиницу и построить маршрут. «Московский инновационный кластер» со своей стороны ищет новые инновационные решения в Москве и регионах, чтобы предоставить пользователям еще больше возможностей. Например, сейчас некоторые проекты занимаются оцифровкой меню лучших ресторанов национальных кухонь, чтобы облегчить туристам поиск мест для питания. Мы предоставляем бизнесу широкий простор для идей и расширяем список партнеров в регионах среди госорганов и бизнеса: туроператоров, аэропортов и гостиниц.

— Вы сказали, что помогаете с поиском инновационных решений. Удалось ли на сегодняшний день найти интересные проекты для туриндустрии? 

— Интересных решений много. Во-первых, я уже упоминал технологии виртуальной реальности. Так, на платформе 360stories.com можно найти более 360 виртуальных туров, где гид в реальном времени проводит экскурсию через смартфон — это стало очень актуальным на пике пандемии. Во-вторых, развитие получили сервисы на базе искусственного интеллекта. Например, выстраивание туристических маршрутов на основе интересов и предпочтений с помощью алгоритмов ИИ.

Интересно, что локомотивом изменений стали именно стартапы, а не крупные компании. Причем проблемы, которые они решают, появились не в пандемию, а назревали уже давно. COVID же стал катализатором, который сделал проблемы более явными. Например, в пандемию возник проект global4all.net, который разрабатывает маршруты для маломобильных граждан.

— Если в целом говорить об инновациях, есть ли сферы, которые выглядят наиболее перспективными для молодых предпринимателей? Какие направления находятся в приоритете у «Московского инновационного кластера»?       

— Я бы выделил образование, HR (управление человеческими ресурсами. — Ред.) и цифровизацию промышленности. Особый интерес по понятным причинам представляет медицина. Большие перспективы у foodtech-сферы. Колоссальными темпами растет рынок органических, культивируемых продуктов, в числе которых, например, искусственное мясо. Ведутся активные разработки заменителей традиционных продуктов.

Вообще, запрос на инновации прослеживается практически во всех сферах. Любому бизнесу важно постоянно оптимизировать и автоматизировать процессы, чтобы сохранить и нарастить свою долю на рынке. Мы помогаем нашим корпоративным заказчикам в разных направлениях подбирать инновации. В целом спрос огромен — и предложение не отстает. Например, только в прошлом году заявки на участие в конкурсах оставили более 1100 стартапов, 100 из которых прошли отбор и смогли привлечь более 50 миллионов рублей инвестиций.

— Помимо поиска финансирования, с какими еще проблемами сталкиваются молодые предприниматели? Есть ли пути решения этих трудностей — и какие?   

— Многие стартапы испытывают сложности с успешным тестированием бизнес-гипотез. Уже скоро мы запустим сервис для таких тестов, который позволит узнать мнение потенциальных потребителей об актуальности продукта и его недочетах. Пока что проверять свои решения можно на базе ста пилотных площадок кластера.

Еще одна проблема стартапов — выход на корпорации. Команды инновационных стартапов, как правило, не имеют ни связей, ни опыта сотрудничества с крупными предприятиями. Мы в такой ситуации выступаем связующим звеном.

— Что такое «инновационная среда»? Кто является ее ключевыми обитателями?      

— Формирование инновационной среды — ключевой принцип технологического прогресса сегодня. Такая модель позволяет привлекать и удерживать клиентов, собирать и анализировать большие объемы данных, эффективнее противостоять конкуренции и увеличивать прибыль.

Сегодня 7 из 12 крупнейших по рыночной капитализации компаний мира разрабатывают цифровые экосистемы, 80% глобальных коммерческих игроков либо сами создают экосистемы, либо присоединяются к уже существующим.

При этом для успеха экосистемы важна связка стартапов, образовательных площадок (вузов), потребителей (госорганов, корпораций и обычных пользователей) и инфраструктурных игроков (патентные центры, консалтинг, инжиниринг, институты развития и инвесторы). В России такая система в полной мере выстроена только в Москве.

— Что вы можете сказать о таких понятиях, как инновационная культура и грамотность?       

— Очень важно развивать культуру инноваций. Сейчас старшее поколение боится нового и хочет жить как раньше, но прогресс неизбежен. Поэтому важно их обучать и объяснять, как пользоваться сервисами, чтобы они не становились жертвами мошенничества и смогли жить комфортнее. Если говорить о молодом поколении, у них безграничные возможности для овладения цифровыми навыками. Они с детства тянутся к технологиям, а сейчас могут развивать свой потенциал с помощью образовательных программ.

— Москва активно цифровизируется. Расскажите, пожалуйста, о проектах, над которыми будут работать в ближайшее время. 

— Москва действительно является передовым городом с точки зрения цифровизации. Пандемия и вынужденная изоляция, с которой мы столкнулись в прошлом году, показали, что столица в состоянии адаптироваться к нормальной жизни в условиях любых вызовов, которые, правда, невозможно было бы решить без внедрения digital-технологий.

Для города приоритетом остаются образование и медицина. Отдельно стоит сказать о цифровых услугах населению. В этом направлении Москва занимает лидирующие позиции в мире. Также появляются новые проекты в сфере туризма, на развитии которого город делает большой акцент. Не могу не сказать о так называемом greentech — зеленых технологиях. Город заинтересован в экологических решениях: уже летом мы запускаем соответствующую программу. Наконец, столичный транспорт сегодня переживает инновационный расцвет и не думает останавливаться.

— Как проходит цифровизация в регионах? Какие социальные сферы испытывают наибольшее влияние? Какие цифровые решения принимаются для поддержки инклюзивности, здравоохранения и безопасности?

— Сейчас цифровизация — одно из приоритетных направлений для всех регионов. Система устроена так, что успешно показавшие себя столичные сервисы масштабируются на всю страну. У нас уже действует программа для передачи в регионы лучших инновационных решений в образовании, медицине, транспорте и безопасности.

— Опишите, пожалуйста, портрет современного предпринимателя. К какой возрастной категории относится типичный основатель стартапа?

— В первую очередь это молодые люди, которые быстрее улавливают новые тенденции и острее ощущают потребность в нестандартных решениях. Тематическая направленность бизнес-проектов также связана с возрастной категорией. Если мы говорим об IT-инновациях, в них лучше разбирается молодежь, которая с детства тянется к цифровым сервисам и программированию. Но без опытных сотрудников с фундаментальным образованием такие проекты редко достигают успеха, так что люди старших возрастов тоже востребованы в стартапах.

В целом современный предприниматель — это человек, который двигается вперед и не боится рисковать. Такие характеристики личности никак не связаны с возрастом.

Беседовал Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья