ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии

Андрей Кузьмичев: «Регистрация доменов — не легкие деньги»

Весной 2021 года Координационный центр доменов провел среди российских предпринимателей исследование, которое выявило, что домену .RU отдали предпочтение 77% предприятий крупного бизнеса и 68% — малого. Это естественное следствие необходимости продвигать продукт на национальном рынке, ведь, по словам маркетологов, при этом охват целевой аудитории происходит в разы эффективнее. Интересно, что регистрация сайта с доменом .RU и .RF говорит также о том, что компания занимается честным бизнесом и не боится проблем с законом. Андрей Кузьмичев, генеральный директор RU-CENTER, рассказал об особенностях доменной системы в России и связанном с ней мошенничестве.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Сколько стоят домены и как на них заработать

Андрей Кузьмичев, генеральный директор RU-CENTER
Андрей Кузьмичев, генеральный директор RU-CENTER

— Расскажите, пожалуйста, чем занимается RU-CENTER? Какие у компании основные направления деятельности?

— Наша компания — один из крупнейших регистраторов доменов в России. Также оказываем сопутствующие услуги — от хостинга и продажи SSL-сертификатов до аренды серверов. Значительная часть нашей сферы деятельности — бизнес-проекты. История RU-CENTER началась на заре Рунета, поэтому многие ключевые проекты Сети являются с тех пор нашими клиентами.

— В 2021 году посчитали стоимость доменного имени на постсоветском пространстве. Оказалось, в России дешевле всего — стоимость регистрации составляет всего $2,7. Почему так дешево и чем вызвана высокая цена в других странах?

— В России себестоимость доменного имени последний раз изменялась в 2017 году и с тех пор составляет 144 рубля. Это делает национальный российский домен одним из самых дешевых в мире. Основная часть суммы идет администратору доменной зоны, который несет расходы на поддержание инфраструктуры.

К стоимости тарифа прибавляется и доля регистратора, который также несет расходы. Не только технического плана, но и, к примеру, юридического. Домен уже давно стал настоящим бизнес-активом, вокруг него много споров хозяйствующих субъектов.

Во многих национальных доменных зонах ежегодная стоимость в среднем составляет $10–20, что не является существенной суммой для работающего бизнеса. Встречаются и совсем «заградительные» тарифы в сотни долларов — как правило, в небольших островных государствах или некоторых африканских странах.

Выше я рассказывал о доменах общего назначения. А есть тематические доменные зоны, например .shop, .top или .dev, администратором которых является Google. Это изначально коммерческие проекты, существенная часть расходов в них лежит в области маркетинга для продвижения, потому и цены выше.

— Несколько лет назад были популярны истории о заработке на доменных именах, например: купил dacha.ru за 100 рублей, а продал за 1 миллион. Возможен ли сейчас такой способ заработка и если да, то какую прибыль можно получить?

— Возможен. Более того, мне кажется, сейчас стало больше возможностей. Это мы видим и на практике — только за последний год было совершено несколько сделок по продаже доменов рекордной стоимостью в несколько десятков миллионов рублей. Растет и средняя стоимость продажи домена, которая, конечно, меньше, но составляет десятки тысяч рублей.

Крупный бизнес в период пандемии по-новому начал оценивать стоимость онлайн-активов. Исходя из этого запроса, поменялась и инфраструктура вторичного рынка — она стала более безопасной и прозрачной, нет риска обмана или юридически некорректной переуступки домена.

Но подобный заработок — это не легкие деньги, как кажется на первый взгляд. Прежде всего необходимы существенные инвестиции. Как правило, у домейнеров есть портфолио в тысячи и десятки тысяч доменов, из которых за год продается незначительное число. Поэтому такой деятельностью на профессиональном уровне занимается несколько сотен человек в России.

Как защитить домен от мошенников

— Можно ли украсть купленный домен и продать его снова? Каким образом можно защитить доменное имя от таких махинаций?

— Сведения о владельце домена прописываются в специальном реестре. Поэтому даже если украли домен или вы потеряли логин/пароль к системе управления им, за восстановлением доступа нужно сразу обратиться к регистратору. Смена администратора в реестре — процесс, который подразумевает проверку заявителя. Нужно написать заявление, предоставить подтверждение именно с той почты, которая фигурирует в реестре, и т.д. В целях безопасности можно запретить любые удаленные действия с доменным именем — такие опции есть у некоторых регистраторов. Все изменения будут проводиться только путем личного присутствия в офисе регистратора.

— Допустим, существует сайт с именем dog.ru. Мы создаем новый ресурс и называем его d0g.ru, после чего воруем весь контент. Есть ли у первого сайта возможность защититься от подобного нарушения интеллектуальной собственности? Если да, каким образом это можно сделать?

— В описанном варианте потенциально можно найти две категории нарушений. Во-первых, нарушение при регистрации доменного имени, если бы dog.ru являлся зарегистрированной торговой маркой. Соответственно, без разрешения правообладателя запрещена регистрация доменных имен как совпадающих с товарной маркой, так и близких до степени смешения. Эту степень определяет суд; судебная практика на этот счет разнообразна. Но в указанном выше примере, полагаю, лингвистическая экспертиза и суд встали бы на сторону истца.

Если домен не зарегистрирован как торговая марка, такие действия также можно оспорить, но с точки зрения суда аргументация будет слабее. Тем более если мы говорим об использовании общеупотребительного слова — dog.

Во-вторых, в примере есть нарушение в части копирования контента. Вы можете обратиться к хостинг-провайдеру, на котором находится сайт, по поводу нарушения права интеллектуальной собственности. Информацию о том, кто является хостингом сайта, можно проверить на сайте любого регистратора с помощью whois. Хостинг-провайдер уже сам должен обратиться к правонарушителю с требованием удалить данный контент. Если эта мера не сработает, необходимо обращаться в суд, нотариально зафиксировав нарушение.

Судя по практике, в случае разовых нарушений (например, копирование фотографий ассортимента интернет-магазина) зачастую удается все решить на досудебной стадии.

Мошенничество на сайтах и как от него защититься

— В 2018 году у россиян через лжесайты украли 250 млн рублей. Каким образом вообще происходит воровство, если почти все банковские транзакции шифруются?

— При всем многообразии мошеннических схем их можно разделить на две категории. Первая связана со взломом информационной инфраструктуры финансовых учреждений, а вторая опирается на обман клиентов и социальную инженерию. В последние годы, особенно с началом пандемии, произошел перевес в сторону второго вида мошенничества. Наличие шифрования — не преграда для мошенников: перевод им средств осуществляется потерпевшей стороной добровольно. А вот мошеннические ресурсы живут не очень долго — до момента первых жалоб или пока не будут обнаружены мониторинговыми системами.

— Несмотря на то, что интернет-фишинг существует уже несколько лет, количество жертв растет каждый год. Есть ли способы защититься от такого мошенничества?

— Полное искоренение интернет-фишинга нереально. Вопрос в том, как максимально снизить ущерб от явления и его распространение. На мой взгляд, есть два направления защиты. С одной стороны — повышение компьютерной грамотности пользователя, с другой — повышение скорости выявления мошеннических действий.

Это касается и лжесайтов, о которых мы говорили, и различных объявлений в соцсетях или специализированных досках. Сейчас есть инструменты для оперативного поиска и реагирования на такого рода мошенничество.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья