ENG
Добавить в избранное
Интервью, Технологии

Анна Седых: «На рынке аналитики продаж товаров грядут большие изменения»

Количество отраслей, которые подлежат обязательной маркировке, постепенно увеличивается. «Инвест-форсайт» поговорил с Анна Седых, директором по развитию Ритейл Дата-Центр, о том, как производитель может использовать данные маркировки для анализа и решения бизнес-задач, как сэкономить на маркетинговом бюджете и как big data становится доступнее для неспециалистов. 

Один из тезисов, который транслировался бизнес-сообществу: внедрение системы маркировки несет затраты для производителя, но это компенсируются преимуществами, которые они получают. Возможности по аналитике — одно из таких преимуществ. Для начала: какие именно данные доступны в системе и как их можно использовать?

— Данные из системы «Честный Знак» позволяют понять производителю путь движения товара по всей цепочке, вплоть до конечного потребителя; среднюю цену продажи и динамику цен в регионах. На самом деле колоссальный объем информации.

Таких данных на рынке раньше не было. Были похожие инструменты, но с той глубиной и точностью, которую дает система «Честный Знак», — нет. В данных нет никакой экстраполяции, только конкретные цифры, основанные на бизнес-обороте.

Есть различные решения на рынке от операторов фискальных данных, которые предлагают аналитику по чекам. Но они все ограничены географическим покрытием — нет одного ОФД, которое покрывает весь рынок. А здесь же самый полный объем информации по всей стране. Плюс маркировка позволяет точно определить товар, который указан в чеке. Это исключает пересортицу и делает анализ ассортимента мегаточным.

По вашему опыту, какой информации о конечных продажах чаще всего не хватает производителям? Для решения каких бизнес-задач она может быть полезна? Может быть, на каком-то практическом примере абстрактного производителя молочной продукции или одежды…

— Помимо тех данных, о которых говорила выше, можно назвать еще скорость товарооборота — важная история, особенно для скоропортящихся товаров. Можно узнать, на каком из этапов оптово-розничной цепочки происходят задержки и на основании чего.

Допустим, у производителя какого-то молочного продукта срок годности составляет 30 дней. А из-за того, что долгая логистика, товар попадает на прилавок только через 20 дней, и на продажу остается всего 10. Благодаря данным он сможет оптимизировать и регулярно отслеживать процесс, чтобы срок возможной реализации увеличивался.

В чем сложность использования этих данных и интеграции в свою систему?

— Сами данные «Честного Знака» бесплатны для производителя. Естественно, они предоставляются в определенном формате, который не подстраивается под каждого конкретного клиента. И зачастую производителю приходится агрегировать эти данные под свои текущие бизнес-процессы. Это может касаться адресов. Например, оператор маркировки ЦРПТ отдает список адресов, по которым они видят продажи. А в системе производителя адреса по-другому сгруппированы. Грубо говоря, не по регионам Российской Федерации, а по зонам ответственности торгового представителя. И чтобы провести анализ, необходимо данные «Честного Знака» перевести в привычный формат. А это могут быть миллионы строк еженедельно.

Мы занимаемся подобной интеграцией и помогаем бизнесу эффективно применять данные из системы «Честный Знак».

К примеру, у нас был кейс, когда производитель шин обратился с запросом на сложную разбивку своих товаров внутри системы. Каждому пользователю требовалась делить ассортимент на свои сегменты. Поэтому мы предусмотрели в системе варианты настраиваемых пользовательских справочников, которые экономят часы и сокращают этап подготовки данных для анализа. Также часто просят разбивку на зимние-летние шины, а, допустим, производители мороженого разбивку по форм-фактору: стаканчик, конус, большая пачка и т.д. 

В ноябре вы запустили систему аналитики «РИДА». В чем идея проекта?

— Данные о продажах востребованы разными специалистами внутри компании: маркетологи, логисты, финансовый отдел и, конечно, сам отдел продаж. Но некоторых, действительно, пугает сложность интеграции, и вместе с тем нужен прямой и оперативный доступ к данным «Честного Знака».

В этом случае мы предлагаем получить доступ к этим данным через специальный веб-сервис — систему аналитики «РИДА». Данные в нем автоматически по расписанию выгружаются из системы «Честный Знак». Соответственно, это решение не требует привлечения IT-специалистов, а данные можно выгрузить в любой момент в удобном виде — таблица, график для презентации или выступления на совещании.

Исходя из опыта интеграций и работы с данными для ритейла, наши аналитики разработали большое число готовых отчетов. Они учитывают все возможные сценарии по работе с данными. К примеру, маркетологи применяют систему «РИДА», чтобы оценить спрос оптовых и розничных участников на разные позиции ассортимента.

Можно отдельно оценить и исследовать контрагентов, составить рейтинг текущих и потенциальных клиентов по обороту. Можно отстроить цепочки за разные периоды времени, как за неделю, так за месяц и другие произвольные периоды.

Можно сформировать отчет «цена на товар по регионам». Пользователь выбирает конкретный товар либо группу товаров и видит регион, количество адресов, объем продаж, средневзвешенную цену и динамику цены по конкретному ассортименту. Помимо таблицы, рабочим инструментом данного отчета является карта — ее также можно скачать напрямую их системы и использовать на планерках или в отчетности.

С помощью полученных данных можно оперативно формировать и проверять гипотезы, например зависимость объема продаж от цены на товар по регионам.

И это только малая часть задач и сценариев, которые уже проработаны в системе «РИДА».

Если данные нужны разным отделам, то как выстраивается совместная работа в системе?

— У одного аккаунта можно быть до 50 пользователей с различным доступом. Есть возможность выделить только тот функционал, который необходимо именно этому сотруднику.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться будущее рынка аналитики в ритейле?

— На рынке аналитики продаж товаров, которые уже в маркировке, грядут большие изменения. По моему мнению, будут отмирать платные источники данных по движению товаров. У тех производителей, которым доступны данные по движению своих товаров, через пару лет отпадет необходимость использовать альтернативные источники. Мы видим тенденцию, что постепенно идет замещение источников, рынок становится прозрачнее.

Вырастут компетенции сотрудников, которые работают над развитием продаж. Они научатся опираться на точные и быстрые цифры по движению товара, по всей цепочки от «А» до «Я». У маркетинга и коммерции появятся возможность замерять результаты своих действий и принимать решения в моменте.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья