ENG

Перейти в Дзен
В мире, Финансы

Apple, Google и платформенная экономика Южной Кореи

К началу осени 2021 года в Южной Корее вступил в силу закон, запрещающий разработчикам приложений использовать только свои платежные системы. Корейский рынок стал первым в мире, где на государственном уровне применены ограничения для технологических гигантов в рамках борьбы за биллинг на рынке приложений. Попытки Кореи обуздать доминирование Apple и Google привлекают внимание во всём мире. Спустя несколько месяцев вступления новых правил в силу «Инвест-Форсайт» пишет о том, как перестраивается отрасль.

Власти Южной Кореи заявляют, что новые нормативы, известные как «Закон против Google», или «Закон о справедливости онлайн-платформ», — важный шаг на пути к более честной экосистеме на рынке приложений. За подобное регулирование давно выступали контент-компании и разработчики приложений, которые были недовольны высокими комиссионными, взимаемыми операторами магазинов. Комиссия в App Store и Google Play, на долю которых приходится львиная доля рынка, доходит до 30%. С подобными претензиями на корейском рынке также сталкиваются и местные IT-гиганты: Kakao, Naver, Coupang.

В настоящий момент корейское правительство проводит специальные расследования и следит за соблюдением нового закона: операторы магазинов приложений не должны навязывать разработчикам свои системы оплаты. Вдобавок владельцам магазинов приложений запрещено без объяснения причин удалять приложения из магазина или откладывать их одобрение. Отсутствие выбора карается штрафом до 3% от их выручки в стране.

Представители Google и Apple считают, что поправки в закон негативно скажутся на бизнесе компаний и на потребителе. В свете случившегося Google сообщил, что «думает над тем, как исполнять этот закон и при этом сохранить высокий стандарт качества магазина».

В Apple в свою очередь обращали внимание, что использование сторонних платежных систем — это риск для пользователя: люди столкнутся с риском мошенничества, снижением уровня конфиденциальности и удобства сервиса. Такие функции, как «Попросить купить» и «Родительский контроль», станут менее эффективными, заявлял Apple прессе.  В целом на действия корейских властей спокойнее отреагировал Google, тогда как Apple пошел на конфликт.

В начале ноября 2021 года Ким Кён Хун, региональный директор местного подразделения Google, заявил СМИ, что компания прошла неоднократные допросы законодателями, комитетом по науке и информационным технологиям и другими регулирующими органами, а также провела встречи с разработчиками приложений. Корпорация Google будет следовать новому закону Южной Корее и изменит свою бизнес-модель. Альтернативные платежные системы в магазине приложений Google Play Store появятся в ближайшее время.

«Хотя есть пункты, о которых можно сожалеть, мы уважаем закон», сказал Ким.

После внесения поправок в корейский «Закон о телекоммуникационном бизнесе» Apple заявила правительству Южной Кореи, что соблюдает определенные правила и «не нуждается в изменении своей политики в отношении магазинов приложений».

В настоящий момент регулирующий орган — Корейская комиссия по связи (KCC) — запросила у южнокорейского подразделения Apple новую политику компании, дающую большую автономию в способах оплаты. Если Apple не выполнит условия, регуляторы начнут расследования и установления фактов нарушения законодательства, чтобы применять санкции. Аналитики считают, что Apple может потерять больше, чем Google, от нового корейского законодательства. Свои комментарии по этому поводу Reuters дал юрист, специалист по антимонопольным вопросам Юнг Чон.

«Различия между Apple и Google в готовности уступить место связаны с тем, что Apple контролирует всё: оборудование, операционные системы, рынок приложений и платежи», сказал он.

Он также объяснил, что Apple может потерять больше, если ее доминирование сломается на каком-либо фронте.

«Это может привести к призывам к открытости и в других направлениях», пояснил юрист.

Следующей может принять «Закон против Google» Великобритания или США. В настоящее время управление по конкуренции и рынкам Великобритании проводит расследование, призванное определить, занимает ли Apple доминирующее положение в распространении приложений на устройствах Apple. И навязывает ли App Store несправедливые или антиконкурентные условия разработчикам приложений, что в конечном итоге приводит к более высоким ценам за приложения для конечного пользователя. Британским регуляторам Apple ответила, что с нетерпением ждет возможности поработать с расследованием:

«Чтобы объяснить, как наша работа по конфиденциальности, безопасности и контенту сделала App Store надежным как для потребителей, так и для разработчиков».

Критике за злоупотребление по отношению к тем, кто находится в более слабом положении, подвергаются и корейские IT-гиганты Kakao, Naver и Coupang. Так, Kakao произвольно расширила бизнес до такси, доставки цветов и даже забрала часть рынков у салонов красоты, создав конкуренцию малому бизнесу.

Kakao и Naver (главные конкуренты гигантов Apple и Google в Южной Корее) имеют собственные финансовые подразделения — Kakao Pay и Naver Financial. Чрезмерные комиссии и одностороннее изменение условий ведения бизнеса — это далеко не все факты недобросовестной торговли с участием платформ.

Например, используя свои платформы, корейские технологические гиганты рекламировали продукты других финансовых учреждений, сравнивая и рекомендуя их инвестиционные продукты. Они получали за свои комиссионные, но называли это рекламой. Финансовые регуляторы считают такую деятельность посредничеством — по закону, для подобных услуг предприятия должны получить посредническую лицензию. То есть продажа финансовых продуктов на платформах незарегистрированными посредниками нарушает закон. После введения жёсткого регулирования в данном вопросе акции Kakao и Naver упали.

Агрессивная экспансия онлайн-гигантов в самые разные сферы — от банковского дела до услуг образования — заставляет правительство и рынок искать гибкие меры, направленные на развитие инноваций и одновременно удерживающее крупные технологические компании от чрезмерного доминирования.

Южнокорейская интернет-империя Kakao (46,6 млн пользователей) недавно создала фонд в $256 миллионов для малого бизнеса и обещала отказаться от некоторых из своих услуг, которые конкурируют с семейными магазинами и мелкими торговцами (много споров вызвали, например, услуги доставки цветов, еды и вызов такси).

Платформенная экономика — это глобальная тенденция. Платформы предоставили людям больший выбор, но одновременно проявился и вред для потребителей. Слишком большие ограничения и нормативные акты могут навредить творческим инновациям, делающими жизнь более удобной, а в долгосрочной перспективе — даже погубить крупные технологические компании.

«Необходимо это учитывать, не забывая об интересах клиентов. Например, ресторан готовит вкусную еду, и потребителю это нравится. Следовательно, ресторан и потребитель должны быть основными участниками сделки. Но по факту они оба подчиняются приложению или платформе. Такую практику нужно пересмотреть», обозначили свою точку зрения корейские регуляторы.

Автор: Екатерина Воробьева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья