Интервью, Технологии

Нужен ли государству единый интернет-дизайн

Сегодня для успешной работы каждая компания должна быть представлена в интернете — иметь свою страницу или сайт. Касается это не только коммерческих компаний, но и государственных структур. В чем особенность создания сайта для государственных заказчиков и нужно ли делать их унифицированными, рассказал основатель и коммерческий директор системного IT-интегратора «Артвелл» Николай Апурин.

Нужен ли государству единый интернет-дизайн

Единообразие и удобство для пользователей

— Как красиво звучит: «дизайн-системы для государства…» Но ведь государство ничего не продает, насколько я помню. Так что же всё-таки первично, красивая обертка или вкусная конфета?

— Дизайн-системы для государства — очень распиаренный термин, за которым может скрываться обычный «распил». Гражданину не так важно, какого цвета иконка или размер кнопки «личный кабинет», «отправить обращение гражданина». Ему важно, чтобы запрос ушел, был зарегистрирован, был назначен ответственный и предоставлен развернутый ответ в регламентные сроки. Была защита от перехвата переписки злоумышленником и блокчейн для защиты изменения истории переписки администратором. Поэтому наша задача: чтобы информационные системы были удобные, понятные, исправные и работоспособные. Делать 100500 анимированных картинок, 200 баннеров, 30 вылетающих окошек — это, может быть, красиво в дизайне, но неудобно пользователю. Дизайн-система для государства в первую очередь должна быть направлена на обработку большого количества информации и большого количества данных. Также стоит отметить множественные НПА (нормативно-правовых актов — ред.), которые регламентируют поддержку старых браузеров для закрытых госпредприятий или граждан со старыми компьютерами. Поэтому сам подход неверен. Надо подходить с точки зрения платформы и гибких шаблонов (хоть 10 000 шаблонов).

— Вы считаете, что все сайты государственных органов должны быть выполнены по единому, как раньше говорили, «типовому» дизайну? У нас ведь уже был опыт «хрущевок», даже гениальный фильм этому посвятили, очень ироничный.

— Прежде всего создание интернет-ресурсов для Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) достаточно строго формализовано. Сайт должен отвечать ряду требований: отсутствие рекламы, безвозмездный доступ к информации, содержит определенный контент и т.п. Также дизайн и наполнение сайта должны соответствовать специфике конкретного ведомства. Чтобы убедиться, что все предписания соблюдают, порталы ФОИВ подвергаются регулярному мониторингу. Поэтому говорить о разнообразии в том же смысле, как для веб-ресурсов коммерческих структур, здесь не приходится — разработчики ограничены довольно жесткими рамками.

Что касается «типичности», на эту тему мы уже спорили с одним дизайнером. Мы сделали сайты для 18 ФОИВ: это, грубо говоря, 20% рынка. Тиражировать наше решение на остальные ФОИВы будет стоить небольшую сумму денег. При этом каждое решение будет иметь уникальный шаблон, соответствующий всему НПА, применимый к каждому ФОИВу. Абсолютно идентичный дизайн для всех применить будет нельзя, так как разные НПА. Будет один конструктор (у нас эта разработка есть и запатентована, внедрена в 18 ФОИВах из 89) и 89 настраиваемых шаблонов. Отметим, что лучший сайт ФОИВа (Минстрой РФ, по количеству наград) — наша разработка.

— Насколько под жесткий дизайн сайта должны быть установлены ограничения на изменения? Завтра у губернатора, например, потоп с пожаром одновременно, и он требует установить большой красный баннер «Бегите, глупцы!» прямо поверх всего сайта. И вдруг вы ему говорите: «Нет, уважаемый, там вот есть почти незаметная полосочка, это место для всяких экстренных объявлений, иначе ваша красная тряпка затмит новость о праздновании дня водолаза»?

— Вот потому и не получится поставить единый дизайн. Дизайнеры могут продвигать эту идею, но без понимания, что у каждого органа власти есть свой НПА, этот проект утопический.

— Почему бы тогда вообще не убрать все сайты государственных органов и не сконцентрировать всё на едином портале «Государство»? Тем более что законодательная база для межведомственного взаимодействия уже имеется, и гражданину незачем знать, как устроена внутренняя кухня?

— Потому что это будет дико неудобно гражданам. Каждый сайт ФОИВа отвечает около 250 НПА и более 1000 критериям оценок. Разводящая страница gov.ru имеется. «Артвелл» предложил обновить ее бесплатно, наше предложение открыто — на gov.ru будет единый реестр всех органов власти во внятном дизайне. Представьте только, как усложняется выбор обращения гражданина. Сначала выбрать ФОИВ из 89 (не зная название) потом выбрать округ, территориальный орган. Пользователь будет страдать. Подходить надо со стороны программной платформы и настройки уникальных шаблонов. У нас это решение есть и апробировано на более чем 25 000 сайтах органов власти. Мы разработали конструктор информационных систем для органов государственной власти и можем это решение успешно тиражировать с минимальными вложениями.

— Хорошо, завтра вы причешете всю Россию под одну гребенку и внешне, и внутренне. Что послезавтра? Заставите ходить строем весь мир?

— Я повторю — считаю этот проект утопическим, если подходить с точки зрения единого дизайна. Проект будет работать, если внедрять единую платформу, натягивая на нее существующие дизайны, стандартизируя их, приводя их к единому стилю с учетом существующего НПА. Иначе мы не «завтра причешем Россию», а «прокуратура возбудила уголовное дело по поводу хищения бюджетных средств, выделенных на проект единой дизайн-системы. Несколько миллиардов рублей были выделены на построение единой дизайн-платформы для всей страны, но проект так и не был введен в промышленную эксплуатацию из-за разных требований к создаваемым ресурсам. Генеральный подрядчик и дизайнеры уехали за границу и объявлены в федеральный розыск. Ведется следствие». Обычно в криминальной хронике как-то так пишут.

Работа на государство — большая ответственность и честь

— Вы считаете государство брендом? Любое государство или только Россию?

— Швейцария — это бренд. США — это бренд. Япония — это бренд. Россия — это бренд. В России группа дизайнеров в этом году презентовала новый герб — и в целом, судя по комментариям, оценка была негативной. Думаю, надо сначала разобраться с гербом, философией бренда. Чтобы не было такого, что версии друг от друга как-то отличаются, и это отличие вызывает негатив. Приведу пример, почему начинка важнее дизайна. В аэропортах стоят милые обменные пункты. У них хороший дизайн. Стиль. Но они обманывают инвесторов, гостей столицы, так как покупают доллар, простите, за 40-50 рублей. Практически на 30% дешевле. И да, хороший дизайн. Но только это создает негатив: инвестор сразу будет относиться к России, нашему бренду, как к обманщику и мошеннику.

— Работа с государством и на государство — это престиж или ответственность?

— Работать надо на государство. Даже смерть не является уважительной причиной, чтобы не выполнить задачу, поставленную государством.

— Так что же все-таки первично при работе над сайтом целого государства: само государство в лице органов власти или же пользователи в лице населения?

— Первично, конечно, население. Потом идет НПА, которое определяет требование к каждой группе сайтов органов власти. Именно НПА определяет государство.

— Как вы думаете, сколько ещё десятков лет уйдёт на мегасайт «Государство Российское»? Или всё-таки однажды вы скажете: «Хватит, он и так прекрасен»? 

— Пока не начнут внедрять единую программную платформу с гибким конструктором шаблонов — уйдет бесконечное количество лет. Пока идет обсуждение этого проекта — мы внедрили уже в 25 000 сайтах органов власти наше решение. На многих используются технологии блокчейн. Думаю, рано или поздно выберут нашу платформу как рабочий инструмент. К ней мы готовы подключить любое количество дизайн-проектов. А спрос за потраченные сотни миллионов/миллиарды за дизайн уже не от меня. Я 5 лет выступаю с этим кейсом, и пока люди обсуждают не дизайн-систему — мы уже 25 000 сайтов привели к единому знаменателю с использованием российских технологий, а в некоторых случаях — используя стек технологий блокчейн.

Беседовала Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья