ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Технологии

Авиапутешествия никогда не будут прежними

Дмитрий Краснов

Дмитрий Краснов

Вице-президент компании SITA в России и странах СНГ

2020 год стал самым тяжелым для авиакомпаний за всю историю существования отрасли. Прежде всего это вызвано спадом потребительского спроса и ограничениями, обусловленными пандемией COVID-19. Согласно данным SITA, глобальный пассажиропоток в конце ноября 2020 года снизился до 48% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. А в нижней точке, зафиксированной в апреле, масштабы мировых авиаперевозок и вовсе не превышали 5% от прошлогоднего уровня.

Оценка здоровья пассажиров перед путешествием
Автоматизация и биометрия
Контроль за плотностью пассажиропотока
Развитие цифровой идентификации
Интернет вещей, искусственный интеллект и машинное обучение
Блокчейн для экономии средств в авиационной отрасли

Согласно прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, потери авиаперевозчиков в 2020 году превысят $84,3 млрд, что эквивалентно 2,2 млрд пассажиров. Причем негативные тенденции коснутся не только клиентов, но и работников авиационной отрасли: по текущим оценкам, порядка 46 млн рабочих мест будут ликвидированы. О прибыли в 2021 году говорить также не стоит. Программа-максимум на этот период — сокращение уровня потерь, а не выход в плюс. Авиация едва ли достигнет докризисного уровня раньше 2024 года.

При этом любой кризис — это новые возможности. Авиакомпании осознали, что для стабилизации спроса уже недостаточно снятия эпидемиологических ограничений: клиенты ждут нового уровня безопасности, который полностью изменит протекающие в индустрии процессы. Поэтому 2020 год также стал периодом ускоренного внедрения технологий, необходимых для постепенного восстановления авиационной отрасли в 2021 году. Технологии, второстепенные в предыдущем десятилетии, стали ключевыми в обновленной реальности, помогая бороться с важнейшими проблемами, вызванными пандемией.

Рассмотрим основные тенденции, которые лягут в основу постпандемической эры авиаперелетов.

Оценка здоровья пассажиров перед путешествием 

Для снижения риска заражения во время полета пассажиры должны предварительно предоставить информацию о состоянии своего здоровья, в том числе результаты анализа крови, указывающие на наличие антител к COVID-19. Получить эту информацию сотрудники авиакомпаний и аэропортов могут с помощью технологии HealthETAs (Electronic Travel Authority), а система заблаговременной обработки данных Advance Passenger Processing ограничит перелеты пассажирам с неудовлетворительными результатами медицинского обследования.

Автоматизация и биометрия 

В ближайшие несколько лет автоматизация и биометрия станут нормой, а не исключением. SITA уже внедрила биометрические и мобильные технологии самообслуживания SmartPath в нескольких аэропортах. Пассажиры через мобильные устройства заранее фиксируют свои биометрические данные и детали поездки, после чего система способна распознать их в любой точке аэропорта, обеспечивая быструю и бесконтактную верификацию личности. Достоверность биометрической идентификации с применением передовых технологий сравнима с достоверностью традиционных механизмов. Это позволит пассажирам беспрепятственно добраться от такси до самолета, в качестве посадочного талона используя свое лицо. Отдельное преимущество — устранение необходимости прикасаться к оборудованию аэропорта и, как следствие, значительное снижение риска заражения. Кроме того, наличие единой базы биометрических данных позволит усилить контроль над безопасностью государственных границ и повысить эффективность борьбы против терроризма.

Контроль за плотностью пассажиропотока 

Новые реалии требуют большего контроля за плотностью пассажиропотока. Мониторинг в режиме реального времени может стать ответом на этот вызов. Современные технологии позволяют сотрудникам следить за соблюдением безопасной дистанции, отправляя пассажирам персонализированные мобильные сообщения с рекомендованной траекторией передвижения по аэропорту («Вы можете пройти к выходу 5», «Ваш ряд посадки у выхода 5» и пр.), чтобы избежать столпотворения. Оптимизация пассажиропотока означает меньшее время в очереди, большую социальную дистанцию и улучшение показателей пропускной способности аэропортов.

Развитие цифровой идентификации 

Развитие цифровой идентификации в ближайшее время заменит традиционный бумажный паспорт. Один из вариантов — цифровые дорожные удостоверения Digital Travel Credential (DTC), позволяющие владельцу раскрывать только те данные, которые необходимы для конкретной транзакции. К преимуществам подобных инструментов можно отнести снижение транзакционных издержек, защиту персональных данных, ограничение возможностей для киберпреступности и упрощение проблем идентификации не только при авиаперелетах, но и в здравоохранении, банковском деле и даже при организации выборов.

Интернет вещей, искусственный интеллект и машинное обучение

Интернет вещей представляет собой сеть устройств и технологий (робототехника и автономные транспортные средства, компьютерное зрение, язык, виртуальные агенты, машинное обучение и т.д. ), взаимодействие которых повышает эффективность функционирования аэропорта. Обнаруживая закономерности, искусственный интеллект способен делать прогнозы и давать рекомендации. Так, уже сегодня мы можем использовать эти данные для анализа меняющихся погодных условий и турбулентности в реальном времени, выстраивая более безопасные и экономичные планы полетов.

Блокчейн для экономии средств в авиационной отрасли

Во время пандемии важность обмена данными между десятками структур, вовлеченных в организацию пассажирского рейса, особенно очевидна. Блокчейн позволяет оптимизировать процесс, превращаясь в единый достоверный источник информации и ликвидируя риски потери контроля над ней. В авиаиндустрии, где все процессы взаимосвязаны, наличие общей базы данных у всех вовлеченных сторон имеет основополагающее значение для повышения эффективности и качества пассажирских авиаперевозок. По оценкам PwC, использование блокчейна может увеличить доходы аэрокосмической отрасли на 4%, или $40 млрд. Экономия будет получена за счет безопасного хранения документов, обеспечения конфиденциальности данных и автоматизации рабочих процессов.

Можно с уверенностью утверждать, что путешествия больше никогда не будут прежними. 2020 год стал поворотным для воздушного транспорта и привел к внедрению технологий, ранее казавшихся фантастическими. Мы становимся свидетелями перехода от традиционной поездки с большими очередями, длительным ожиданием и постоянным контактом с многочисленными сотрудниками аэропорта и другими пассажирами к цифровой поездке с автоматизированными технологиями, которые сведут все риски и неудобства к минимуму.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья