ENG
Мнение, Прогнозы, Технологии

Автоматизация продаж малого бизнеса: перспективы-2020

Александр Жалнин

Александр Жалнин

Руководитель магазина приложений «Эвотор.Маркет»

Последние три года российский малый бизнес переживает технологическую трансформацию. В 2020 году индивидуальных предпринимателей ждет новый вызов ― переход на товарный учет. Что это даст экономике страны, клиентам и самим бизнесменам?

Автоматизация продаж малого бизнеса: перспетивы-2020

Собственный бизнес, по оценкам Cбербанка, ведут около 3% населения России. По расчетам Минэкономразвития, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП до конца 2024 года должен вырасти с 22,3% до 32,5%. Немалую роль в этом росте должно сыграть образование предпринимателей и цифровизация малого бизнеса. Внедрение технологий в этом секторе драйвят государство, производители и поставщики сервисов, крупные конкуренты и сами покупатели, которые привыкли к прозрачности и технологичности в сетевом ритейле и электронной коммерции.

Трансформация происходит очень быстро, предприниматели едва успевают адаптироваться к новым условиям. Если до кассовой реформы в 2016 году в стране было 1,2 млн касс, то сегодня уже больше 3,2 млн онлайн-касс. Почти все категории бизнеса перешли на онлайн-кассы. Данные более 200 млн чеков на общую сумму 125 млрд рублей ежедневно в режиме реального времени поступают на серверы ФНС. Обработка информации из чеков дает новые возможности и для налоговой, и для предпринимателей, и для конечных покупателей. Теперь мы можем точнее определять индексы инфляции по отдельным товарам, анализировать привычки покупателей не по данным опросов, а по реальным продажам.

Правда, во многих чеках до сих пор нет почти ничего, кроме итоговой суммы. Чеки «по свободной цене» ― кот в мешке не только для налоговой, но и для покупателя. По такому чеку, к примеру, невозможно узнать, по какой цене продан товар, если товаров в корзине много, или вести учет личных финансов. По данным смарт-терминалов «Эвотор», 36% позиций в чеках в ноябре 2019 года пробиты «по свободной цене». Часть предпринимателей, микробизнес ведет учет товаров в лучшем случае в Excel, а то и по старинке — в тетрадке. Но с 1 февраля 2021 года даже ИП на специальных налоговых режимах, для которых пока действует отсрочка, будут должны по закону перейти на товарный учет.

Вынуждает автоматизировать бизнес и маркировка, которая постепенно меняет весь ландшафт российской экономики. Маркировка сигарет уже привела к снижению уровня чеков «по свободной цене» в специализированных табачных павильонах с 8,5% в 2018 году до 4,5% в 2019 году.

Как и большой ритейл, малый бизнес внедряет ЕГАИС, «Меркурий», маркировку и другие законодательные новшества, требующие применения технологий и автоматизации. Еще несколько лет назад такое казалось невозможным. За три года реформы в России к интернету подключились буквально все торговые точки. В кассовой технике появилась категория смарт-терминалов на Android. Сегодня их доля в общем объеме российского рынка онлайн-касс превышает 20%.

На умные онлайн-кассы можно устанавливать приложения для автоматизации товарного учета, сервисы по аналитике продаж, управлению ассортиментом и лояльностью. Многие из них создаются независимыми разработчиками под конкретные запросы предпринимателей. Из последних решений ― сервис голосового ввода наименования товара, как раз для тех, кто пока не ведет товарный учет. Но уровень осознанности у предпринимателей очень разный. Одни хотят делать онлайн-закупки для магазина прямо с кассы, а другие ― разложить на кассе пасьянс.

Конечно, автоматизация продаж для предпринимателей ― процесс непростой и требует вложений на старте. Но такая же ситуация была с эквайрингом: подключение могло занимать несколько месяцев, высокие ставки банков пугали, а еще больше пугало сокращение в кассе наличных для зарплаты сотрудникам и закупок на рынках. Тем не менее за последние два года доля оплат по карте на смарт-терминалах «Эвотор» выросла с 30% до 49%. Две трети смарт-терминалов подключили эквайринг. Оплатить по карте теперь можно все: от газеты в киоске до квартиры в агентстве недвижимости. В итоге все в выигрыше — людям удобно оплачивать покупки картой, а у предпринимателей вырос средний чек и оборот торговых точек. И подключить эквайринг уже можно через онлайн-заявку, без визита в банк за несколько дней.

Что могут дать технологии и автоматизация малому бизнесу? В перспективе — повышение эффективности. Вместо оценки дохода по валу решений, принятых на глазок, продаж на районе — аналитика и управление бизнесом на основе данных о продажах, привлечение и удержание покупателей, выход на новую аудиторию через доступ к доставке и онлайн-продажам. Но сначала этими технологиями надо еще научиться пользоваться.

Кроме того, аналитические инструменты влияния на продажи в несетевой торговле получат и производители, которые работают с малым бизнесом. Данные используются для мониторинга рынка, управления ценообразованием, контроля наличия товара на полке, мерчендайзинга, трейд-маркетинговых акций. Рынок учится работать с big data и переходит от регулярных отчетов, которые строятся на «сырых данных», к решениям конкретных бизнес-задач.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья