ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Как регистрировать авторские права в фоновом режиме

Основатель компании iReg Галина Добрякова, доктор юридических наук, 15 лет назад столкнулась с проблемой: в России было невозможно получить точные доказательства авторства для продуктов, которые невыгодно защищать как патент или товарный знак. 

Основатель компании iReg Галина Добрякова
Основатель компании iReg Галина Добрякова

Например, если человек сделал фото или написал песню — приходилось выдумывать способы доказательств его авторства, которые в суде легко опровергались. Крупный бизнес и частные авторы теряли деньги, а в стране формировалось мнение, что авторские права защитить невозможно.

Рынок начал меняться. Появилась потребность регистрации своих прав в моменте. Даже продукты, которые возможно защитить патентом, не могут в полной мере воспользоваться защитой: это долго и сложно. Галина Добрякова решила эту проблему и создала сервис для регистрации авторских прав бизнеса — iReg.

Как появилась идея открыть сервис для регистрации авторских прав

После окончания юрфака МГУ Галина стала заниматься защитой интеллектуальной собственности. Это было почти 15 лет назад. Один из первых процессов был громким и провальным. Юрист проиграла суд, потому что элементарно не смогла предоставить необходимые доказательства. Это стало точкой невозврата.

Не смогла отстоять права журналиста и решила, что так быть не должно

Дмитрий Чеканов, журналист портала THG, опубликовал 3200 статей. Только для 14 имелись доказательства авторского права. Портал скопировал все статьи и заменил его имя на редакцию THG. В суд привезли больше десяти коробок бумаги: распечатали каждую статью, выгрузили кэш-страницы из Wayback Machine, где было указано авторство Чеканова. Этого оказалось недостаточно, суд назначил компенсацию только за 14 статей, потому что не было оснований доверять распечаткам из сервиса в интернете.

После этого Галина решила, что должна обязательно что-то сделать, чтобы ни один юрист больше не попадал в такую ситуацию. Чтобы каждый автор мог создать доказательства и предъявить их в случае пиратства или покушения на его права. У других юристов этот вопрос тоже стоял максимально остро: хоть в законе и написано, что авторское право не нужно как-то защищать, оно просто возникает в момент создания произведения и принадлежит автору, но в случае возникновения споров доказать, что автор именно ты, проблематично.

Так возникла идея создать сервис по защите авторских прав. Чтобы создатели произведений могли изначально формировать доказательства авторства, а не надеяться, что суд потом примет за доказательства то, что есть.

Чем стартап полезен авторам и современному бизнесу

Российскому рынку нужна была система, которая работает в фоновом режиме. Люди, создающие программный код, произведение искусства, книгу, чертеж, несильно отличаются друг от друга. Всем «творителям» нужно вдохновение, значит, отвлекать их от процесса заполнением актов, распечаткой и любой бюрократией нецелесообразно.

Так родилась концепция iReg — сервиса, который защищает тексты, изображения, звуки, видео, коды и моментально выдает электронные свидетельства о депонировании. Нужно просто нажать кнопку. А авторы в это время занимаются своим делом — творят.

Дальше возникли проблемы: авторские права защитили, но как составить договор с подрядчиком? А оферту для пользователей? К кому бежать, чтобы пиратский контент в России или тем более в другой стране заблокировали?

Рынок быстро растет и развивается. Программный код, созданный однажды, постоянно дописывается, создаются новые дизайнерские коллекции — всё это нужно защищать «в моменте». Представьте: магазин создал новую коллекцию товара. Чтобы получить защиту своей продукции патентом, нужно ждать от нескольких месяцев до нескольких лет. Иначе до получения свидетельства проект будет без защиты.

В этом главное отличие стартапа от того, что есть на рынке: сервис позволяет защитить разработки быстро. Как только автор что-то создал, он загружает проект в iReg. Всё, защита есть. Подключили сервис к своему облачному хранилищу — и изменения дизайна, кода, новые чертежи регистрируются в фоновом режиме: самостоятельно ничего делать не надо. Позже можно получить патент или товарный знак; главное, что разработка уже принадлежит правообладателю, с этим точно вопросов ни у кого не возникнет.

Именно такого сервиса не хватало рынку. Автор должен оставаться творцом, а не бюрократом. И при этом быть уверенным, что результат его деятельности защищен.

Сейчас у iReg больше 100 партнеров по всему миру: это патентные бюро, специалисты, которые помогают отслеживать нарушения в других странах, и много кто еще. Главная особенность — в том, что авторы, стартапы и бизнес могут прийти с любой задачей по интеллектуальной собственности и найти всех необходимых специалистов и все инструменты для защиты в одном месте.

Финансирование на старте

Первые деньги — гранты и заработки от консалтинга: Галина вела юридическую практику. Первыми клиентами в iReg были как раз «старые» контакты. Рынок в сфере legaltech очень молодой. Инвестиции искать трудно, проще заработать с нуля.

Помог фонд Бортника и гранты. Россия входит в топ-10 стран по инновациям. Государство поддерживает все подобные проекты на этапе, когда частные инвесторы еще не могут или не хотят подключиться. Благодаря такой поддержке разработчики могут получить финансирование на свои продукты, не отдавая долю от будущей прибыли.

Какие маркетинговые технологии использует стартап

Основатель участвует в разных форумах, нетворкингах в качестве спикера. На заре создания iReg был в двух акселераторах. Это очень помогло: появилось понимание, как люди реагируют на предложение и как лучше организовать весь процесс.

Самая большая проблема в нише интеллектуальной собственности — незнание. Специалисты проводят консультации с фаундерами стартапов, руководителями бизнеса, и когда объясняют им, как всё работает, клиенты сами распространяют информацию дальше. Мир человека, который понял, что может сберечь свое творчество, уже никогда не станет прежним. Он всегда будет стремиться защитить свои права и более уважительно относиться к творчеству других.

Сама суть продукта не позволяет в полную силу использовать все маркетинговые инструменты, контекстную рекламу например. Без обучающего контента нет понимания, зачем продукт вообще придуман. Послушайте:

«Мы создаем автоматизированные решения для депонирования и хранения данных без участия человека». 

Вам понятно? Продукт новый. Установка, что авторское право в России защитить невозможно, еще плотно сидит в сознании многих людей 30+ лет, в том числе предпринимателей. Приходится делать упор на контент. Компания создает обучающие видео, регулярно публикует статьи на открытых площадках, участвует в офлайн-мероприятиях для бизнеса. В той или иной мере работают все каналы.

Прогресс виден. Авторы стали понимать: их творчество — это ценность. В этом вопросе россияне стали чем-то напоминать американцев, которые являются ярыми защитниками любого своего слова и движения. Например, среди российских тиктокеров есть целая плеяда подростков, которые выросли в новой реальности и очень ценят свой труд, охраняют его.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Как клиенты оценивают эффективность сотрудничества с сервисом

Как правило, клиенты делятся на два типа: те, кто хочет защитить разработку на старте и дальше спокойно работать, и те, кто приходит с проблемами. Первые в момент создания контента или технологий приходят, получают права и потом, если возникают спорные моменты, быстро доказывают свою правоту. Вопросы часто решаются без суда, по первой претензии.

Компании, которые приходят с проблемами, говорят разное. У кого-то из-за пиратов и недобросовестных конкурентов продажи падают до нуля, у кого-то значительно снижаются, у других увеличивается бюджет на маркетинг. В целом все теряют в деньгах, а после сотрудничества — возвращают себе прибыль.

Сэкономили онлайн-школе 30% маркетингового бюджета

Контент известной онлайн-школы разместили на «складчине». Пользователь скачал курс без обратной связи, материал или спикер ему не «зашел», и человек начал поливать школу грязью на просторах интернета. Но у такого пользователя нет понимания, что ценность курса в том числе в обратной связи, в живом общении с людьми, которые вместе с ним проходят обучение, в поддержке и наставничестве.

На сливах этого не получить. У людей складывается ложное негативное мнение, они пишут отзывы. Пиратов много. Другие люди читают эти отзывы и не покупают хороший продукт.

Когда контент защитили и заблокировали пиратов, на рекламу стало уходить намного меньше ресурсов, ведь больше не нужно отрабатывать необоснованный негатив. Нелегальные потребители просто исчезли. Клиент поделился, что затраты на маркетинг сократились на 30%. Они смогли реинвестировать деньги на другие цели.

Кейсы — это основной канал рекламы, сарафанное радио, которое приводит большой сегмент клиентов. Потому что только кейсы показывают наглядно, что защита работает. Можно сказать много слов, но предприниматели верят делам.

Убрали из Cети недобросовестного конкурента

Компания «Новый свет» строила и проектировала дома в Крыму. Как часто бывает, один из сотрудников «вырос» и решил основать собственный бизнес. Уволился и прихватил с собой проекты, чертежи, фотографии, создал группу во «ВКонтакте» и начал продавать аналогичные строения там.

Трафик клиента разделился: одни шли в «Новый свет», другие — в компанию бывшего сотрудника, но привлекал этих клиентов человек с помощью контента «Нового света».

«Новый свет» пытался заблокировать пирата самостоятельно, но подтверждений, что конкурент использует их проекты, не было. В итоге интеллектуальную собственность «Нового света» задепонировали в iReg. Со свидетельствами обратились к администрации «ВКонтакте», где рекламировался экс-сотрудник. Весь пиратский контент удалили. «Новый свет» вернул себе монополию на рынке.

Ситуации, когда сотрудники уходят из проектов и открывают свой подобный бизнес, случаются часто. Но конкуренция должна быть добросовестной. Компаниям лучше защищать их продукт на этапе создания. Тот же кейс с «Новым светом» интересный, но не всегда получается доказать правоту работодателя.

Например, если бы сотрудник сам делал эти проекты, защитить «Новый свет» было бы сложнее. Потому что по закону авторское право неотчуждаемо: автор всегда остается автором. Человек может использовать свои разработки как хочет, если другое не прописано в договоре. Это одна из причин, почему важно говорить о всесторонней защите на этапе создания. Нужно не только задепонировать произведение, но и заключить договоры о передаче интеллектуальной собственности.

Насколько большая конкуренция на рынке legaltech

Сейчас идет стадия формирования рынка, когда еще не все предприниматели понимают ценность, которую возможно получить при защите интеллектуальной собственности. На этом этапе коллеги — это скорее подспорье в процессе информатизации и обучения.

Одна компания не в силах провести всей стране юридический ликбез. Поэтому просветительская задача ложится на всех, а дальше люди сами выбирают. Рынок молодой и с каждым днем становится все более востребованным, клиентов хватает всем.

Патентные поверенные отправляют в iReg своих клиентов депонировать чертежи и логотипы, чтобы компания успела «добежать» до получения патента или товарного знака, не потеряв права по дороге. iReg отправляет клиентов к патентным поверенным, если проекту необходима дополнительная защита.

Прямые конкуренты тоже есть. Это компании, которые внедряют системы ручного депонирования для бизнеса. Но главное, чтобы у компаний все разработки были под защитой. А дальше рынок всё расставит по местам: клиенты сами выберут, что им удобнее.

Финансовые показатели 2021 года

По сравнению с результатами 2020 года iReg вырос в 6 раз. Выручка за год составила 30 миллионов рублей. За год сервис оформил права больше чем на 60 000 объектов интеллектуальной собственности.

Планы стартапа на будущее

Сейчас ведется разработка по чтению документации, чтобы iReg научился читать отчеты, брать оттуда технологические сущности. Сервис сможет на потоке искать соответствия по базам патентов, определять все элементы, которые можно защитить, и оформлять на них права.

Глобальные планы на разработку iReg — в том, чтобы создать искусственный интеллект, который помогает изобретать! 

Многие люди, которые слышат такие планы, говорят, что эту идею на полном серьезе могут пытаться воплотить в жизнь только безумцы. Пусть так, для исследователей трудная задача является еще более притягательной. Сегодня у сервиса есть множество наработок, часть из которых описана выше, и эти наработки в обозримом будущем объединятся в искусственный интеллект, способный создавать технологии.

Цель — чтобы каждый инноватор мог поговорить с искусственным интеллектом как с Джарвисом из «Железного человека». Допустим, инженер говорит:

«Я хочу создать устройство контроля состояния почвы, которое передает команды на внешние системы, чтобы, когда уровень влажности падает, поливать растения, но если солнце неяркое, не обжигать листья». 

Система найдет похожие технологии из существующих патентов и задаст наводящие вопросы:

  • какой узел человек хочет модифицировать?
  • как именно?

Человек смотрит на существующие решения и отвечает на вопросы сервиса, в результате у него появляется насмотренность и больше понимания, что именно он хочет сделать и как это сделать.

Когда появляются чертежи и другие наработки — сервис автоматически будет выбирать нужный способ защиты и формировать документы, а также подавать заявки. Это большая цель, к которой движется iReg.

Автор: Елизавета Мигунова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья