В самом худшем и пессимистичном сценарии российский авторынок в части продаж новых автомобилей может упасть сразу на 30% к концу 2020 года.
Такую оценку обнародовало информационно-аналитическое агентство «Автостат», заявив, что решило пересмотреть и уточнить свой более ранний прогноз «в связи с резким падением цен на нефть и ослаблением рубля».
Главное в оценке, пожалуй, то, что позитивного развития сценария нам уже не увидеть, весь вопрос лишь в масштабах падения продаж. При этом оценить его можно, опираясь на стоимость барреля нефти.
Так, если среднегодовая цена мерной бочки «черного золота» все-таки окажется в районе $50, то стоит ожидать падения на 12%, до отметки в 1,43 млн реализованных авто. Если цена нефти в среднем по году окажется на уровне $40 (и этот сценарий аналитики обозначили как реальный), рынок остановится на отметке в 1,27 млн штук (минус 22%). Пессимистичный же прогноз, основанный на цене барреля в $30, приведет к тому, что за год авторынок потеряет в объеме 34%, своих покупателей найдут только 1,08 млн новых легковых автомобилей.
По состоянию на 18 марта 2020 года стоимость барреля Brent составила $45,58, что уже недалеко к границе реального прогноза.
Стоит отметить, что такого рода оценка приведена без учета обстоятельств, связанных с тем, как на автомобильную отрасль может повлиять еще не усмиренный коронавирус, — и аналитики агентства это особо подчеркивают. Действительно, по ряду экспертных оценок (официального, подкрепленного исследованиями рынка мнения пока нет), если ситуацию с пандемией не удастся повернуть в позитивную сторону к лету, многих автопроизводителей в мире может ожидать падение производства машин, так как значительная часть комплектующих в них произведена именно в Китае. В Поднебесной, напомним, только в феврале, в самый разгар борьбы с коронавирусом, автомобильный рынок просел сразу на 80%.
Одновременно с пересмотром прогноза эксперты фиксируют рост стоимости подержанных автомобилей в России. Пока, констатирует «Автостат», он еще невелик, по сравнению с январем цены в среднем по рынку увеличились на 1,2%. Тем не менее средняя цена б/у машины в России составила 622,1 тыс. рублей и продолжает расти.
Интересно, что в последний месяц зимы больше всего (сразу на 4%) в цене прибавили машины в кузове купе, кабриолет и те, которые входят в особо малый класс А. Впрочем, отчасти такую тенденцию объяснить можно — по крайней мере, кабриолеты часто дорожают именно перед началом весны, сезона «открытых крыш».