ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Бесконтактная революция?

Важнейшим событием на российском платежном рынке стал приход платежного сервиса Android Pay, официальный запуск которого состоялся 23 мая. Хотя появилось уже немало публикаций о технических проблемах сервиса, очевидно, что тот станет важным структурирующим фактором рынка платежей — поскольку система Android установлена на большинстве смартфонов, и, по оценкам IDC, в 2017 году на долю ОС Android придется около 85% продаж мобильных устройств. Следовательно, речь идет об изменении структуры рынка платежей в сторону роста доли бесконтактных платежей, а также доли платежей с использованием телефонов вместо банковских карт. 

© Wavebreak Media / Фотобанк Лори

«Именно приход Android Pay в Россию будет способствовать взрывному росту популярности подобных бесконтактных систем оплаты, и вполне вероятно, что в больших городах доля подобных платежей за потребительские товары может вырасти до 30% в ближайшие 5 лет», — прогнозирует председатель наблюдательного совета АО «Банк Воронеж» Мурад Салихов.

При этом особенно важно, что, как отмечает директор департамента информационных технологий сети «Многофункциональных банковских офисов» и «Геобанка» Александр Бычков, смартфоны Samsung поддерживают не только NFC, но и MST (Magnetic Secure Transaction), которая позволяет платить с помощью смартфона в любом терминале, где принимаются карты. Сегодня далеко не каждый магазин принимает к оплате карты по технологии NFC. Но с помощью Samsung Pay платить можно везде, где принимают карты, и не носить с собой кошелек вовсе.

«Можно ожидать определённый эволюционный рост доли платежей через смартфоны. Но не взрывной», — считает Бычков.

Важнейший вопрос, который встает в связи с появлением возможности бесконтактных платежей с мобильника у подавляющего большинства владельцев смартфонов, — вопрос о том, не сможет ли этот способ оплаты стать доминирующим, вытеснив обычные банковские карты, и приведет ли распространение этих видов платежей к появлению новой бизнес-экосистемы.

Состояние рынка 

Пока что распространению мобильных бесконтактных платежей мешает слабое развитие инфраструктуры.

«Сегодня использование бесконтактных платежей возможно только для очень узкого сегмента покупателей — молодой и продвинутой аудитории, которая быстро привыкают ко всем новинкам, и то — только в крупных городах», — говорит директор онлайн-сервиса UFS.Travel Роман Шугалей.

Поэтому значение бесконтактных технологий пока невелико. По данным компании Mediascope, изучившей, как жители крупных городов России совершают электронные платежи, доля бесконтактных транзакций не превышает 8,6% в общей массе электронных платежей. По оценке Александра Бычкова из «Геобанка», доля бесконтактных платежей — как с помощью карт, так и с помощью смартфонов, — не превышает 2-3% от общей доли платежей по картам. России явно есть куда расти: согласно исследованию Visa Consumer Payment, в Сингапуре 91% жителей пользуются бесконтактными платежами.

Тем не менее бесконтактные платежи становятся все более популярными, рост числа транзакций происходит галопирующими темпами — хотя во многом это эффект низкой базы. Банк «Русский стандарт» сообщает, что доля подобных операций в карточных транзакциях в эквайринговой сети банка выросла с 1,25% в 2016 году до 2,57% в 2016 году — то есть более чем вдвое. При этом 50% платежей приходятся на Москву и Московскую область. Компания «М.Видео» также заявила о росте количества бесконтактных платежей на 100% за последний год. В Промсвязьбанке с марта 2016 года по март 2017 года количество бесконтактных транзакций увеличилось на 120%. Каждый месяц клиенты Тинькофф Банка совершают в среднем на 25% больше покупок c помощью телефона, чем в предыдущем месяце.

В ожидании инфраструктуры

Обнадеживает то, что инфраструктура быстро развивается: в конце мая появилось сообщение, что в Рязани в маршрутках скоро можно будет расплатиться в том числе с помощью сервисов Apple Pay и Samsung Pay. Главное, что в развитии бесконтактной экоситемы заинтересованы крупные игроки. Сбербанк планирует до конца 2017 года добавить возможность бесконтактной оплаты во все свои карты, за исключением карт моментального выпуска. Банк меняет свои планы буквально на ходу: в октябре 2016 года Сбербанк обещал осуществить перевод карт на бесконтактные платежи только к 2020 году. Кроме того, в настоящее время ведется работа по внедрению в систему «Мир» бесконтактных платежей. Mаstercard объявил, что с 2020 года поддержка бесконтактных платежей станет обязательной во всей Европе, включая Россию. И отдельный интерес у продавцов телефонов: уже появились высказывания, что запуск Android Pay может оживить спрос на NFC-смартфоны и стать одним из драйверов роста всего рынка в ближайшие годы.

В этом смысле запуск Android Pay станет хорошим катализатором уже идущих процессов. Игроки рынка выпускают обнадеживающие прогнозы. Так, в Бинбанке, где запустили этот платежный сервис, полагают, что 5% их клиентов станут пользоваться бесконтактной оплатой уже в ближайший месяц, а до конца 2017 года сервис установят у себя не менее 15% клиентов. К 2020 году, по прогнозам Бинбанка, не менее 40% их клиентов перейдут на бесконтактные способы оплаты.

«Учитывая стремительное развитие платежной инфраструктуры в России, можно предположить, что люди рано или поздно откажутся от пластика, смартфон или другие персональные гаджеты станут привычным и максимально естественным инструментом для платежных операций, а e-commerce получит новый виток эволюции», — высказывает уверенность вице-президент, руководитель блока «Цифровой бизнес» Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас.

Россия в данном случае находится в общемировом тренде. Согласно исследованиям компании «Juniper Research», мировой объем бесконтактных транзакций к 2019 году удвоится: если в 2017 году он составит порядка $590 млрд, то к 2019 году вырастет до $1,3 трлн. Правда произойдет это не за счет телефонов: 80% платежей обеспечат карты. Но объемы рынка продолжат расти и к 2021 году превысят $2 трлн.

Технологии бесконтактных платежей с использованием мобильных телефонов при этом могут быть различными — NFC не являются единственным решением. Международная платежная система VISA представила новый способ бесконтактных платежей: инициализация платежа происходит с помощью специального QR-кода в торговой точке. Клиент сканирует код с помощью приложения, самостоятельно указывает сумму транзакции и проводит оплату, а продавец получает подтверждение. Единственным требованием к смартфону пользователя является наличие камеры и доступа к интернету.

В ожидании хакеров

Главным препятствием на пути распространения новых технология являются вопросы безопасности. Существуют особые технологические способы перехвата данных у бесконтактных устройств. В конце мая пришло сообщение из Великобритании, что объем хищений с бесконтактных карт и устройств продолжает расти, и в прошлом году мошенники похитили почти 7 млн фунтов стерлингов против 2,8 млн фунтов годом ранее.

Как полагает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв, по поводу Android Pay от Google — как и от Apple Pay, и Samsung Pay — ещё долго будут сомнения, насколько в действительности надёжно в этих системах защищено от утечки хранение приватных данных о банковских картах и другой личной информации, необходимой для проведения платежа — вне зависимости от того, чем будет подтверждаться собственно факт платежа: обычным набором цифр из sms, более сложным цифровым и буквенным ключом, отпечатком пальца или фотографией сетчатки.

Заместитель председателя правления платежной системы «Лидер» Константин Соловьев обращает внимание, что получить доступ к деньгам через смартфон проще, чем через банковскую карту.

«У карты есть чип, код проверки подлинности карты — у смартфона ничего этого нет. У смартфона может сесть батарейка, он может разбиться. А для карты главное, чтобы чип остался целым. Сейчас случаи взлома персональных гаджетов происходят все чаще — хакеры требуют деньги за разблокировку. Учитывая, какое важное место занимают гаджеты в работе и частной жизни, люди чаще всего платят. С появлением систем мобильных платежей риски возросли многократно», — констатирует Соловьев.

NFC как экосистема

Однако в истории еще, кажется, не было случая, чтобы хакеры остановили распространении новых технологий. И сегодня уже возникает вопрос о том, что NFC станут инфраструктурной основой для новой бизнес-экосистемы, породив возможность запуска новых стартапов и решений. Начало уже положено: Сбербанк разработал на базе Android Pay эквайринговое решение для компаний, у которых есть мобильные приложения. Решение позволяет клиентам таких компаний использовать Android Pay при оплате продуктов и услуг сервиса. При этом способе оплаты клиентам не приходится вводить данные своих карт в приложениях.

Директор компании-разработчика мобильных решений ICONIC Алексей Поспехов напоминает, что у VISA есть целый бизнес-инкубатор, куда отбираются стартапы в области бесконтактных платежей. Многие из них в итоге получают серьезные инвестиции. Один из самых ярких проектов — специальный ящик с NFC-чипом, который носили волонтеры благотворительных фондов, собирающие небольшие пожертвования через пластиковые карты.

«Сама по себе технология NFC-платежей не таит каких-то скрытых возможностей, но в связке с другими финтех-решениями даст развитие большому количеству новых сервисов», — считает Поспехов.

Директор инвестиционного департамента консалтинговой компании «Шумаков и партнёры» Антон Балакин уверен, что любое новшество, получившее широкое распространение, так или иначе под грузом собственной популярности начинает терпеть определенные доработки и постепенно обрастает все новыми идеями, сервисами и услугами.

«Считаю, что следует ожидать идею, подвязанную на оплате через смартфон, данная модель бы подошла малому бизнесу, снизив расходы на эквайринг», — предрекает Балакин.

Директор по маркетингу компании «Смартфин» (бренды 2can&ibox) Вячеслав Семенихин полагает, что считываемые телефонами NFC-метки могут быть использованы в том числе за пределами платежной сферы. Эксперт приводит пример подобных бизнес-идей:

«Мы часто посещаем рестораны и ждем официанта, чтобы сделать заказ, чтобы сделать дозаказ, чтобы попросить счет, чтобы оплатить его. Время ожидания можно значительно сократить, просто разместив на столиках NFC-метку, которая позволит вам с помощью мобильного телефона идентифицироваться за конкретным столиком, сделать заказ, попросить счет и рассчитаться. В приложении вы сможете увидеть время подачи блюда, дополнительные лучшие предложения от ресторана, дополнительные индивидуальные скидки. Вы сможете получить лучший сервис по лучшей цене, рассчитаться моментально нажатием одной кнопки и не тратить лишнее время на ожидание… Для ресторатора это будет означать сокращение времени обслуживания, увеличение выручки со стола, сокращение затрат на официантов, возможность делать дополнительные предложения клиентам, специальные приглашения в свой ресторан и так далее…».

Еще одна идея Вячеслава Семенихина связана с ориентацией внутри здания:

«Буквально на этой неделе был в крупном федеральном медицинском центре. Много специалистов. Бумажные истории болезней, очень запутанная система перехода от кабинета к кабинету. И здесь есть место для технологии. Оснастить кабинеты метками, дать посетителям мобильное приложение с их персональными данными, картой учреждения и графиками специалистов, оповещать и пациента и врача о времени ожидания: эффективность и удовлетворенность вырастет кратно. Я уверен, что каждый из предпринимателей, подумав, может найти еще десятки идей, как NFC-технологии могут найти дорогу к рынку и быть «монетизированы»».

Константин Соловьев предполагает, что системы мобильных платежей удобны, например, владельцам карт с кэшбэком: несколько членов семьи могут привязать к своим смартфонам одну карту.

«Сама идея бесконтактной оплаты — плодотворное поле для фантазии и хорошая платформа для стартапов, — полагает Роман Шугалей из UFS.Travel. — Ведь все, что нужно иметь при себе — устройство с NFC-чипом, в котором уже есть необходимая информация. Сразу вспоминаются научно-фантастические сюжеты о чипах-идентификаторах. Чуть напрячь фантазию — и мы уже видим мир, где не нужно носить с собой удостоверения, кошельки. Чтобы выпить кофе, взять машину в аренду, улететь в отпуск или пройти в музей, достаточно провести рукой перед терминалом».

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья