ENG

Перейти в Дзен
В мире, Это интересно

В Европе появится бесплатный транспорт

Российский турист, вернувшись из поездки в Европу, жалуется на боль в ногах — ему приходилось много ходить пешком. Дело не в отсутствии на Западе общественного транспорта — он там неплохо развит и заманивает прокатиться на трамвайчике или нырнуть в метро на пару остановок. Но волей-неволей, в целях разумной экономии, турист лишний раз прогуляется — цена на проезд раза в три выше московской. Путешественникам на радость европейские города в борьбе за экологию и социальное равенство собираются отменять плату за проезд. Кто от этого выиграет, а кто проиграет?

Жюльен Маттиа / РИА Новости

Социальный аспект

«В Париже, когда я за рулем, спрашиваю себя, почему я могу спокойно ехать по его улицам? Всё потому что подо мной сотни тысяч добряков, ведь если они все разом выедут на улицы, то возникнет коллапс… Пассажиры метро позволяют водителям перемещаться по городу более или менее спокойно, проще всего — платить за метро тем, кто на машине. Экономически совершенно оправданно, и почему мы этого не делаем?», — ещё на рубеже 90-х размышлял Альбер Жакар, известный французский гуманист, ратовавший за эволюцию коллективного сознания.

Но граждане, сбежавшие на окраины от дорогой аренды квартир, упорствуют, пытаясь добраться от подъезда до подъезда на машине, ставшей с ними единым целым, ведь средний европеец проводит в дороге дом-работа-дом не менее 3-4 часов в день.

Немецкая модель

Под угрозой штрафа от ЕС за превышение уровня загрязнения воздуха немецкое правительство нашло выход — «бесплатный транспорт для всех». Штраф грозит 9 странам, в которых выбросы по NO2 (диоксиду азота) выше нормы. В феврале немецкие министры сообщили Европейской комиссии:

«Бесплатность общественного транспорта уменьшит число поездок на личном транспорте и спасет экологию».

Эксперимент коснется загрязненных городов: Берлина и Бонна, Эссена, Мюнхена и Мангейма. Государство «строго зафиксирует нормы выхлопа автобусов и такси», конкретику разработают к концу 2018 года. Разрабатывая план, немецкие власти надеются, что ЕС не направит дело в Европейский суд.

Однако мэр Бонна сообщил правительству:

«Мне неизвестен автопроизводитель, способный за столь короткий срок обеспечить наш заказ на автобусы и трамваи».

План должен обрадовать жителей и туристов — сейчас цена разовой поездки достигает €3.

Французская модель 

Франция — одна из проштрафившихся стран, её политики поглядывают за Рейн в поисках решения, и на этот раз Анн Идальго, мэр Парижа, нашла идею «сделать общественный транспорт бесплатным очень вдохновляющей» и достойной применения в Париже.

Сегодня в Париже полмиллиона получателей социальных пособий и нищих пенсионеров и так ездят бесплатно. Полностью бесплатный транспорт на 1,5 млрд поездок в год обойдется парижскому региону в €3,5 — €4,5 млрд, а ведь предприятие городского транспорта RATP и так убыточно.

16 лет назад город Шатору (47 000 жителей) первым отменил плату за проезд, сейчас таких городов 23. Автобусы в Шатору пустовали, и был выбор: отменить транспорт или его оплату, решение возродило жизнь в городе — количество пассажиров утроилось с 1,5 до 5 млн в год. А для 3,5 млн Парижа и 12 млн парижского региона, чей транспорт переполнен в часы пик, подобное увеличение пассажиропотока приведет к катастрофе.

В Шатору бремя бесплатности и новых рабочих мест поделили между собой местные предприятия — новый сбор на транспорт (€600 тыс. в год) и субсидии муниципалитета (€1,6 млн в год).

«В парижском регионе появится социальная несправедливость: местные жители через налоги и сборы будут оплачивать бесплатный транспорт, используемый туристами всего мира», — говорят противники проекта мэра.

Кроме того, профессионалы беспокоятся — отсутствие поступлений снизит финансирование, «бесплатное не ценят — возрастёт порча имущества», да и «потребитель не требует введения бесплатного проезда» — жители ряда коммун проголосовали против отмены платы.

Greenpeace настаивает на репрессиях против водителей — снизить количество парковочных мест (800 тыс. в Париже, и только 25% у жителей) и ввести существенную плату за въезд в город. Над этим уже задумались в Тулузе, а в центре Лондона плата за въезд существует с 2003 года.

Такси и новая эра

Когда речь заходит о бесплатном общественном транспорте, задумываешься о влиянии этой меры на бизнес такси, который уже достаточно пострадал от появления на рынке Убера и его братьев. Выдержит ли она удар бесплатности? Кто сегодня ездит в парижском такси и какова вероятность их отказа от сервиса, мы узнали у Кевина и Марселя, представителей разных поколений таксистов, маявшихся, ожидая клиентов в очереди на стоянке в центре Парижа.

Первая большая группа — бизнесмены и бизнесвумен, 40-50 лет, не стесненные в расходах, оплачивающие картой, требующие чек, зачастую много лет использующие одного шофера, «абонемент», как выразились таксисты. По их словам, эти клиенты ездят из отеля в офис, из офиса в ресторан или бутик, совершают поездки на вокзалы и аэропорты. Согласно статистке, 53% ездят по городу, где лучше всего развит общественный транспорт. В верности этих клиентов таксисты не сомневаются.

Вторая большая группа — пенсионеры, они активны и, как правило, не стеснены в средствах, ездят на дачу и путешествуют по Европе, так что поездки в аэропорты и на вокзалы неизбежны. Ну и, конечно, с полными сумками пожилому человеку сложно ехать на автобусе. Что говорит статистика? 79% покупок совершается в Париже пешком, наши пенсионеры делят оставшийся 21% с первой группой клиентов такси. С введением фиксированной платы поездки в аэропорты стали нерентабельны, но их — всего 13%. «Сложные маршруты» останутся, считают таксисты: поездки из пригорода в пригород, незаменимые общественным транспортом, их 8%.

Третья немногочисленная группа — молодежь до 35 лет, ловящая такси вечером пятницы или субботы, для них это непредвиденная покупка, так что они не спускают глаз со счетчика и всегда платят наличными. Наличные расчеты с такси не попадают в таблицы, утверждают профессионалы статистики. Этой группе таксисты не доверяют:

«Они и сейчас норовят найти машины из приложений типа Убер, так что бесплатный автобус им будет по душе».

«План Пегас» существует с 2009 год: когда опоздавший поезд приезжает на один из парижских вокзалов в ночные часы, ж/д компания SNCF выдает талон на такси (€20 или €30), такие происшествия случаются пару раз в месяц, «железнодорожники работают по старинке, отправляя факс в крупные компании такси».

«Основной наш враг — пробки, — заявил Марсель, — мы едем по полосе автобуса, но она тоже бывает загружена; опаздывающий на поезд бизнесмен спустится в метро, он ценит своё время и деньги. В Париже слишком много машин, надо устанавливать плату за въезд в город».

«Мы выиграем, если пробок станет меньше, огромное количество хорошо одетых парижан ходит пешком, они не выносят ни давку и грязь в метро, ни стояние в пробках. Без пробок они сядут в такси», — добавил Кевин.

Действительно, согласно статистике, около половины (47%) перемещений по Парижу происходят пешком.

Автор: Екатерина Гадаль

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья